Раздел 2. Теория и методика воспитания

1. Воспитание как социально-педагогическая функция, специально организованная деятельность и процесс социализации личности, как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Связь воспитания с формами общественного сознания.

2. Классификация воспитания по направлениям воспитательной работы, по институциональному признаку, по стилю отношений, по философской концепции.

3. Место воспитания в структуре образовательного процесса. Проблема целей и задач воспитания. Закономерности, законы и принципы воспитания.

4. Диалектика воспитательного процесса. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Противоречия как движущая сила воспитания

5. Учение об условно-рефлекторной деятельности – естественнонаучная основа процесса воспитания. Средства воспитания.

6. Двусторонний характер процесса воспитания: субъект-субъектные и субъект-объектные отношения.

7. Воспитание. Самовоспитание. Перевоспитание.

8. Оценка результатов воспитания. Критерии эффективности воспитания. Средства воспитания.

9. Структура процесса воспитания. Характеристика компонентов воспитательного процесса.

10. Базовые теории воспитания и развития личности (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, И.А.Зимняя, И.М.Ильинский).

11. Современные подходы к воспитанию (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, ценностный, полисубъектный,, гуманистический, индивидуально-творческий).

12. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.

13. Характеристика методов, воздействующих на сознание, чувства и жизненную позицию школьников.

14. Характеристика методов организации деятельности и поведения школьников.

15. Характеристика методов корректирования и стимулирования деятельности учащихся.

16. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Условия выбора методов воспитания.

17. Формы воспитательной работы.

18. Коллектив как средство формирования личности.

19. Признаки, функции, формирования коллектива. Классификация коллективов и групп.

20. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский о роли коллектива. Структура, отношение и связи в коллективе.

21. Законы и принципы формирования коллектива.

22. Этапы становления и развития коллектива по А.С.Макаренко и Л.И.Новиковой.

23. Факторы развития коллектива ( педагогическое требование, общественное мнение, организация перспективных устремлений, самоуправление, традиции).

24. Микрогруппы и их роль в коллективе.

25. Формирование базовой культуры личности. Содержание воспитания, основные направления воспитательной работы школы.

26. Формирование научного мировоззрения школьников.

27. Воспитание нравственной культуры школьников.

28. Воспитание гражданственности, патриотизма и интернационализма.

29. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. Интеллектуальный и физический труд.

30. Воспитание эстетической и физической культуры личности.

31. Экологическая культура школьников: цели, задачи и принципы формирования, направления и формы работы со школьниками.

32. Воспитание интернационализма, веротерпимости, толерантности.

33. Функции, правы, обязанности и основные направления деятельности классного руководителя.

34. Планирование воспитательной работы классным руководителем

35. Детские организации.

36. Педагогическое общение как форма отношений сотворчества в процессе воспитания : функции и стили.

37. Сущность педагогического взаимодействия.

38. Роль общения в развитии личности.

39. Общие стратегии межличностного взаимодействия.

40. Виды отношений педагогов с учащимися.

41. Зарубежные воспитательные системы: вальдорфская школа Р. Штайнера, школа глобального образования Р.Хенви и М.Боткина, « справедливое сообщество» Л. Кольберга.

42. Отечественные воспитательные системы: система школы-комплекса А.С.Макаренко, Ф.Ф.Брюховецкого, А.А.Захаренко, В.А.Караковского.

43. Отечественные воспитательные системы: система общей заботы И.П.Иванова и, школа диалога культур В.С.Библера, гуманистическая система современной массовой школы ВА..Караковского.

44. Внешкольная воспитательная работа. Деятельность учреждений дополнительного образования по обучению, воспитанию и развитию школьников.

45. Особенности воспитания детей в семье Б.П. и Л.А. Никитиных.

ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПЕДАГОГИКА.ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ»

Основная литература:

1. Борытко Н.М. и др. Педагогика - М.2007.

2. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

4. Крившенко, Л. П. Педагогика : учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко – М. , 2008.

5. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики – М.- Р н/Д, 2008.

6. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов. / Под ред. Смирнова В.А. Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

7. Педагогика. Учебное пособие. /Под ред. П.И. Пидкасистого. Серия: «Основы наук». – М., Юрайт, 2009.

8. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Юрайт, Высшее образование, 2008; 2-е издание, дополненное, 2010.

9. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд./ В.А.Сластенин ., И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов – М., Академия, 2008.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – М., Гардарики, 2007.

11. Хуторской А.В.. Современная дидактика – М.: Высшая школа, 2007.

Дополнительная литература:

1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики.- М., 2006.

2. Баландина Н. «Второе дыхание» системы Занкова Л.В. // Народное образование, 1994, январь-февраль, С. 82.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

4. Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века. - М., 1988.

5. Воспитательная система школы: Проблемы и поиски. / Сост. Н.Л. Селиванов // Знание - 1989, №10.

6. Вульфов Б.З., Ермоленко Л.В., Ермоленко М.Н. Педагогика. Учебное пособие. Серия: «Основы наук». М., Высшее образование, 2008.

7. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского - М., 1981.

8. Газман О.С. Воспитание: Цели, средства, перспективы / Новое педагогическое мышление // Под ред. А.В. Петровского. - М., 1989.

9. Гершунский Б.С. Философско-методологические обоснования развития образования в России. - М., 1986.

10. Гиреева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80 г.г ХХ в //Педагогика, 1995, №5, С.83

11. Голованова Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. – М., Речь, 2005.

12. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения –М., 2003.

13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М., 1982;

14. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М.Н. - М., 1982.

15. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. - М., 1989.

16. Жильцов П.А. Воспитательная работа в сельской школе. - М., 1980.

17. Закон РФ «Об образовании»..

18. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

19. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1987;

20. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе- М., 1992.

21. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.

22. Ильин В.С. Формирование личности школьника: Целостный процесс. - М., 1987.

23. Ингемкамп К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. - М., 1991.

24. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. - М., 1982.

25. Колесников Л.Ф., Турченко В.И., Борисова Л.Г. Эффективность образования. - М., 1991.

26. Конвенция о правах ребенка // Вестник образования, 1991, № 10; 1993, № 8, 10.

27. Конституция РФ. - М., 1993.

28. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

29. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1980.

30. Лернер И.Я. Человеческий фактор и функции содержания образования // Советская педагогика, 1987, № 11.

31. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1982.

32. Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985.

33. Новикова Л.Н. Воспитательная система: исходные позиции //Советская педагогика. -1991, №11, С.61

34. Новое в воспитательной работе / Сост. Щуркова Н.Е., Швырева В.М. - М., 1991.

35. Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка, Программа «Наша новая школа» и др.).

36. О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации // Вестник образования, 1993, № 7.

37. Об основных подходах к содержанию деятельности классного руководителя в новых условиях // Вестник образования, 1991, № 8.

38. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1985.

39. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

40. Педагогическое консультирование. Певзнер Н.М., Зайченко О.М., Горычева С.Н. и др. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., Академия, 2006.

41. Першуткин Б. Школа как воспитательное учреждение //Воспитание школьников, 1995, №3, С.2

42. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. - М., 1980.

43. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н.Степанова –М., 2000.

44. Рожков М.И., Байгородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., 2000.

45. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания - М., 2000.

46. Селиванов В.С.Теория и методика воспитания. Уч. пособ. для студ. высших уч. завед./ под ре. В.А.Сластенина- М., 2000.

47. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М., 1984.

48. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 1984.

49. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я. - М., 1983.

50. Теория и практика воспитательных систем. В 2-х кн. - М., 1994.

51. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

52. Шамова Т.И., Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ урока. - М., 1983.

53. Шилова Н.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.

54. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.

55. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб., 2005.

Наши рекомендации