Тема 4. Коллектив как объект и субъект воспитания
Дидактические единицы:
Коллектив как структурная единица общества. Социальное пространство воспитательного процесса. Роль коллектива в воспитании личности. Признаки коллектива, его функции, законы и принципы формирования. Стадии формирования коллектива. Структура коллектива, отношения и связи в коллективе. Микрогруппы в коллективе и их роль. Педагогическое руководство и самоуправление в коллективе.
Основные понятия: коллектив, группа, межличностные отношения, признаки коллектива, система перспективных линий, микрогруппа.
Дополнительная литература к теме
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе .- М., 1989.
Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива .- М.,1982
Коротов.В.М. Развитие воспитательных функций в коллективе. – М., 1974.
Макаренко А.С. Педагогическая поэма .- М., 1975.
Новикова Л.И., Куракин Л.Н. Коллектив и личность ребенка. - М., 1971.
Новикова Л.И. .Педагогика детского коллектива. - М., 1973.
Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива- М, 1983.
Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива .- М., 1984.
Суходолова Г. Без классных руководителей // Воспитание школьников, 1990, №5, С. 49.
Задание
1. Дать определение коллектива:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто был автором теории формирования детского коллектива?
Л.С.Выготский
К.Д.Ушинский
А.С.Макаренко
3.Назовите дополнительные признаки коллектива:
---------------------------------------
---------------------------------------
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
___________________________
Что такое традиции? Какова их роль в формировании коллектива?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите стили руководства коллективом, дайте их характеристику.
Назовите принципы формирования коллектива, охарактеризуйте их.
| |||||||
Перечислите систему целей, поставленных перед коллективом
Назовите законы жизни коллектива.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Схематически изобразите структуру школьного коллектива.
Выпишите в тетрадь из учебника краткую характеристику стадий формирования коллектива (по А.С.Макаренко).
|
|
Схематически изобразите стадии развития детского коллектива по Л.И.Новиковой
12. Подготовьте реферат по одной из тем:
- Традиции и их роль в сплочении коллектива.
- Макаренко А.С. , Сухомлинский В.А. о воспитании в коллективе.
Прочитайте книги: А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»; В.А Сухомлинский. «Сердце отдаю детям». Выпишите в тетрадь имена главных героев.
14.Изучите одну из предложенных книг, составьте аннотацию
Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. - М., 1982.
Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.
Новикова Л.И. Школа и среда. -М., 1985.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Проанализируйте по Хрестоматии первоисточники.
Крупская Н.К. Общественное воспитание .С. 195.
Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса С.196.
Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания
(отношения, стиль и тон в коллективе), С.198.
Сухомлинский В.А. Коллектив. С.200.
Новикова Л.И. Методологические проблемы формирования коллектива. С.303.
Какую роль в развитии коллектива играет самоуправление? Назовите органы самоуправления.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________