Укажите девиз экологического воспитания.
________________________________________________________________________________
9. Пользуясь книгой Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии - Мичуринск,2001, выпишите в тетрадь структуру экологической культуры, а также ученых, работающих по проблеме формирования экологической культуры детей.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.Назовите формы работы по экологическому воспитанию школьников.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разработайте презентацию для экологической беседы
3. Выпишите в тетрадь виды и формы экологических игр.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Пользуясь одним из журналов за 2003-2004 г.г.: «Биология в школе», «Воспитание школьников», «Дополнительное образование», «Классный руководитель», «Начальная школа» и др., составьте картотеку публикаций по проблеме экологического воспитания школьников. Прокомментируйте одну их статей.
5. Подготовьте реферат по одной из тем:
Методика подготовки и проведения экологических бесед.
Методика подготовки и проведения экологических игр.
Методика подготовки и проведения природоохранной деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем разница понятий «этика» и «этикет?
2. Что называется базовой культурой личности, каковы ее составляющие?
3. Каков путь формирования научного мировоззрения школьников?
4. Как формируется мировоззрение школьников в учебной и воспитательной работе?
- Что такое «нравственная культура личности», какова ее структура?
- Какая система отношений характеризует нравственную культуру?
- Как вы понимаете активную жизненную позицию?
- Каковы пути формирования нравственной культуры школьников?
- Какие черты и качества личности характеризуют нравственную культуру?
10.
11. Что понимается под экологической культурой?
12. Каковы показатели уровня экологической культуры?
13. Охарактеризуйте цели, задачи и принципы экологического образования школьников.
14. Назовите основные направления внеучебной работы по экологическому воспитанию школьников.
15. Назовите формы работы по экологическому воспитанию школьников.
16. Каково содержание работы по экологическому воспитанию школьников?
17. Какую практическую помощь природе могут оказать школьники?
18. Каким образом проводится кружковая работа по экологическому воспитанию школьников?
19. Что такое «школьный экологический мониторинг»? По каким направлениям проводится исследовательская работа школьников в природе?
Тема 3. Воспитание базовой культуры личности
( «Трудовое воспитание учащихся», «Физическое воспитание учащихся», «Эстетическое воспитание учащихся»)
Дидактические единицы:
Цели, задачи, содержание и формы трудового воспитания учащихся. Система трудового воспитания. Профориентация учащихся. Экономическое воспитание Физическое воспитание учащихся. Цели, задачи, содержание и формы физического воспитания. Формирование эстетической культуры учащихся. Цели, задачи, содержание и формы эстетического воспитания учащихся.
Основные понятия:трудовое воспитание, профориентация, физическое воспитание, физическое развитие, физическая культура, эстетика, эстетическая культура.
Дополнительная литература
Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся. - М., 1983.
Давыдов Г.П. Правовое воспитание в системе работы школы. - М., 1976
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. -М., 1998, Лекция 18. Сознательная дисциплина, самодисциплина как результат целостного воспитательного процесса, с.355-359.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1987.
Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. - М., 1993.
Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М.,1988.
Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников . - М., 1983.
Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. -М ., 1986.
Задание
1. Выпишите в тетрадь из учебника «Педагогика» / Под редакцией В.А .Сластенина:
Цель и задачи трудового воспитания-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Формы работы по трудовому воспитанию школьников-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Назовите виды труда школьников:
Какова цель профориентации школьников?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В чем различие понятий?
Проф-информация.
Проф-просвещение.
Проф-консультация.
Проф-диагностика.
Проф-обучение.
Проф-адаптация.
Проф-отбор.
Назовите формы и методы работы по экономическому воспитанию школьников-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Как вы понимаете слова: «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа». В. Гюго ?
Цель и задачи физического воспитания школьников----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Охарактеризуйте формы работы по физическому воспитанию школьников:
· Уроки физического воспитания.
· Режим дня / различные виды гимнастики/.
· Спортивные соревнования.
· Спортивные игры.
· Физическое воспитание в семье.
Назовите цель и задачи эстетического воспитания школьников---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Назовите формы работы по эстетическому воспитанию школьников--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Охарактеризуйте компоненты системы эстетического воспитания :
учебная деятельность,
все виды трудовой деятельности школьников, воспитание в семье,
самовоспитание,
коллективная деятельность.
Дайте характеристику средств эстетического воспитания.
Познавательный процесс.
Труд во всём многообразии.
Общение с природой.
Общение с искусством.
Спорт, движение.
Манеры и правила поведения человека в обществе.
Вопросы для самоконтроля
· Какова цель трудового воспитания?
· Укажите систему трудового воспитания.
· Назовите основные виды трудовой деятельности школьников.
· Перечислите трудовые объединения школьников.
· Какова цель, задачи и формы экономического воспитания?
· Как осуществляется профориентация в школе, каковы ее этапы?
· Каковы цели, задачи и формы осуществления физического воспитания?
· Назовите факторы физического воспитания.
· Каковы цели, задачи, формы и средства эстетического воспитания школьников в семье и школе?