Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль.
РАБОЧАЯТЕТРАДЬ
«Педагогика»
Уровень высшего образования
Аспирантура
Форма обучения
очная
Красноярск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Тема 1 Структура процесса учения на И.И.Ильясову: уяснение, отработка, контроль. | |
Тема 2Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация. | |
Тема 3Модели обучения и формы организации учебного процесса в вузе. | |
Тема 4Анализ процессов учения в рамках различных психологических концепций. | |
Тема 5Становление и развитие личности студента в процессе обучения в вузе. | |
Тема 6Профессиональное самоопределение личности студента. | |
Тема 7Анализ игр во взаимодействиях преподавателей и студентов. | |
Тема 8Учет и характеристикаЭго-состояний и типов трансактов по Э.Берну в контексте проблем педагогики | |
Тема 9Личность преподавателя вуза. | |
Тема 10Профессиональное становление педагога. | |
Тема11Педагогическое мастерство преподавателя вуза | |
Дополнительные интерактивные задания | |
Контрольно–измерительные материалы | |
Материалы к самоконтролю | |
Список литературы |
ВНИМАНИЕ!
Необходимо выполнить на выбор:
«на отлично» не менее 25 заданий;
«на хорошо» не менее 20 заданий;
«на удовлетворительно» не менее 15 заданий
Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения
Цель дисциплины «Педагогика» – формировать педагогическую культуру обучающихся, готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Задачи изучения дисциплины:
- формировать целостное представление обучающихся о профессионально-педагогической деятельности;
- формировать систему знаний о педагогическом обеспечении образовательной деятельности в высшей школе;
- стимулировать освоение обучающимися педагогической терминологии;
- развивать умения обучающихся осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования с использованием современных психолого-педагогических методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- ориентировать обучающихся на изучение психолого-педагогических аспектов развития личности студента и учебных коллективов в Вузе;
- приобщать к коллективным, публичным обсуждениям проблем педагогики высшей школы;
- ориентировать на овладение способами саморазвития, самореализации, саморегуляции как способами эффективной педагогической деятельности;
Дисциплина «Педагогика» формирует следующие компетенции:
универсальные компетенции:
УК-3 - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
общепрофессиональные компетенции:
ОПК-2 - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
- место, роль и значение педагогики в системе гуманитарного знания;
- современные педагогические концепции образования;
- специфику, структуру и модели организации педагогического процесса;
- классификацию педагогических методов и форм;
- деонтологические основы педагогической деятельности;
- основы педагогического мониторинга.
Уметь:
- анализировать и проектировать образовательную и методическую деятельность, общение и развитие личности с учетом педагогических закономерностей образовательного процесса;
- осознанно выбирать и корректно использовать педагогическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе;
- оперативно ориентироваться в ситуациях неопределенности из педагогической практики и эффективно решать их;
Владеть:
- понятийным аппаратом педагогической науки;
- знаниями о целях, содержании и структуре образовательной системы России;
- способами проектирования образовательной деятельности анализа и обработки педагогической информации.
Структура и содержание дисциплины
Таблица - Тематический план
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | ЛЗ/ПЗ/С | СР | ||||
Социокультурные основы педагогики | Текущий: доклад, опрос | |||||
Теоретико-методологические основы педагогики | Текущий: опрос, доклад Промежуточный: зачет | |||||
Преподаватель как субъект педагогической деятельности | Текущий: доклад, круглый стол, диагностика. Промежуточный: экзамен. |
Задание 2. Определите структуру учебной деятельности, изобразите в виде схемы.
Задание 3. Подберите самостоятельно материалы об оценке учебной деятельности, используемые в вузе, и представьте один из вариантов.
Задание 4. Изучите банк материалов по педагогике, психологии, статьи в научных журналах, либо другие интернет ресурсы по проблеме формирования мотивации обучающихся в процессе учебной деятельности, заполните аналитическую справку о понятийном аппарате, основной научной идеи.
Таблица 6.
Автор, название первоисточника | |
Основная научная идея, представленная в работе | |
Основные рекомендации, представленные в работе | |
Личные выводы |
Задание 5.Изучите материалы по оценке уровня сформированности учебной деятельности, представьте в кратком формате, представив конкретные данные и материалы.
Задание 6. Охарактеризуйте на примере одного учащегося учебную деятельность и выставите балл (графа оценка). Внимание! Прежде проработайте последующие таблицы 7-12)
Таблица 7
Фамилия обучающегося | Компоненты учебной деятельности | ||||
Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | |
Таблица 8.
Таблица 9
Уровень | Название уровня | Основной диагностический признак | Дополнительные диагностические признаки |
Отсутствие цели | |||
Принятие практической задачи | |||
Переопределение познавательной задачи в практическую | |||
Принятие познавательной цели | |||
Переопределение практической задачи в познавательную | |||
Самостоятельная постановка новых учебных целей |
Литература
Основная литература
1. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы : учебное пособие / М.Т. Громкова. - М. :Юнити-Дана, 2015. – 446 с. – URL: https://www//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117717
2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика : учебник / П.С. Гуревич. – М. :Юнити-Дана, 2015. – 320 с. – URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117117
3. Дудина, М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учебное пособие для вузов / М. Н. Дудина. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 151 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/89C5A71F-385E-4033-9790-8997377D7528
4. Образцов, П. И. Основы профессиональной дидактики : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 329 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/2138469E-969E-4D40-AF05-EF0521D21220
5. Психология и педагогика высшей школы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Охременко [и др.] ; под ред. И. В. Охременко. – 2-е изд., испр. и доп. –М. : Издательство Юрайт, 2017. – 178 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/4C593AA0-372D-4C16-B29B-018D2293A9F2
6. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб.пособие / В.П. Симонов. – М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2017. – 320 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=753361
Дополнительная литература
7. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие / Л.П. Баданина. – 2-е изд., стер. – М. : Флинта, 2012. – 238 с. URL: http:///biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103318.
8. Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие / В. И. Блинов, В. Г. Виненко, И. С. Сергеев. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 315 с. URL: https://www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28
9. Бороздина, Г.В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ.ред. Г. В. Бороздиной. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 463 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/3102750F-D246-47CE-AC5E-1701A1BFD1EB
10. Блинов, В. И. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие для вузов / В. И. Блинов. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 129 с. – URL: https://www.biblio-online.ru/book/B21D98D1-FE1D-42C4-BB5C-529A554BEBDF
11. Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 129 с. – URL:https://www.biblio-online.ru/book/38F837AE-5FBF-404F-B6BB-9B9DC3559D06
12. Макарова, Н.С. Трансформация дидактики высшей школы : учебное пособие / Н.С. Макарова. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2012. – 180 с. – URL: https://wwwbiblioclub.ru/index.php?page=book&id=115089
13. Моисеев, В. Б. Модульно-рейтинговая технология обучения в вузе : теория и практика Учебно-методическое пособие / В. Б. Моисеев, Т. В. Гуськова. – Пенза :ПензГТУ (Пензенский государственный технологический университет), 2013. – 82 с. ЭБС «Лань». – URL:http://www e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=62799
14. Столяренко, А.М. Педагогическая системология: Теория, методика, исследования, практика : учебно-методическое пособие / А.М. Столяренко. – М. :Юнити-Дана, 2015. – 319 с. – URL: https://www biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426677
15. Цветков, В.Л. Психология конфликта: От теории к практике: учебное пособие / В.Л. Цветков. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 183 с. – URL:https://www: biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118984.
Справочно-библиографические издания
1. Новиков, А. М. Методология: словарь системы основныхпонятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. :Либроком, 2013. – 208 с. – URL:www.anovikov.ru, www.mtas.ru, www.methodolog.ru
2. Новиков, А.М. Педагогика: Словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с. – URL: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.pdf
РАБОЧАЯТЕТРАДЬ
«Педагогика»
Уровень высшего образования
Аспирантура
Форма обучения
очная
Красноярск 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Тема 1 Структура процесса учения на И.И.Ильясову: уяснение, отработка, контроль. | |
Тема 2Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация. | |
Тема 3Модели обучения и формы организации учебного процесса в вузе. | |
Тема 4Анализ процессов учения в рамках различных психологических концепций. | |
Тема 5Становление и развитие личности студента в процессе обучения в вузе. | |
Тема 6Профессиональное самоопределение личности студента. | |
Тема 7Анализ игр во взаимодействиях преподавателей и студентов. | |
Тема 8Учет и характеристикаЭго-состояний и типов трансактов по Э.Берну в контексте проблем педагогики | |
Тема 9Личность преподавателя вуза. | |
Тема 10Профессиональное становление педагога. | |
Тема11Педагогическое мастерство преподавателя вуза | |
Дополнительные интерактивные задания | |
Контрольно–измерительные материалы | |
Материалы к самоконтролю | |
Список литературы |
ВНИМАНИЕ!
Необходимо выполнить на выбор:
«на отлично» не менее 25 заданий;
«на хорошо» не менее 20 заданий;
«на удовлетворительно» не менее 15 заданий
Цели и задачи дисциплины. Компетенции, формируемые в результате освоения
Цель дисциплины «Педагогика» – формировать педагогическую культуру обучающихся, готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
Задачи изучения дисциплины:
- формировать целостное представление обучающихся о профессионально-педагогической деятельности;
- формировать систему знаний о педагогическом обеспечении образовательной деятельности в высшей школе;
- стимулировать освоение обучающимися педагогической терминологии;
- развивать умения обучающихся осуществлять научно-исследовательскую деятельность в области образования с использованием современных психолого-педагогических методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
- ориентировать обучающихся на изучение психолого-педагогических аспектов развития личности студента и учебных коллективов в Вузе;
- приобщать к коллективным, публичным обсуждениям проблем педагогики высшей школы;
- ориентировать на овладение способами саморазвития, самореализации, саморегуляции как способами эффективной педагогической деятельности;
Дисциплина «Педагогика» формирует следующие компетенции:
универсальные компетенции:
УК-3 - готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
общепрофессиональные компетенции:
ОПК-2 - готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
Знать:
- место, роль и значение педагогики в системе гуманитарного знания;
- современные педагогические концепции образования;
- специфику, структуру и модели организации педагогического процесса;
- классификацию педагогических методов и форм;
- деонтологические основы педагогической деятельности;
- основы педагогического мониторинга.
Уметь:
- анализировать и проектировать образовательную и методическую деятельность, общение и развитие личности с учетом педагогических закономерностей образовательного процесса;
- осознанно выбирать и корректно использовать педагогическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе;
- оперативно ориентироваться в ситуациях неопределенности из педагогической практики и эффективно решать их;
Владеть:
- понятийным аппаратом педагогической науки;
- знаниями о целях, содержании и структуре образовательной системы России;
- способами проектирования образовательной деятельности анализа и обработки педагогической информации.
Структура и содержание дисциплины
Таблица - Тематический план
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | ЛЗ/ПЗ/С | СР | ||||
Социокультурные основы педагогики | Текущий: доклад, опрос | |||||
Теоретико-методологические основы педагогики | Текущий: опрос, доклад Промежуточный: зачет | |||||
Преподаватель как субъект педагогической деятельности | Текущий: доклад, круглый стол, диагностика. Промежуточный: экзамен. |
Тема 1 Структура процесса учения по И.И. Ильясову: уяснение, отработка, контроль.
Задание 1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций обратитесь к собственному опыту работы в области образования) и составьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем, стоящих перед преподавателем высшей школы. Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.
Задание 2.Охарактеризуйте основные виды педагогической деятельности, заполнив таблицу 1.
Таблица 1
№ п/п | Виды педагогической деятельности | |
1. | Преподавательская | |
2. | Воспитательная | |
3. | Самообразовательная | |
4. | Управленческая | |
5. | Научно-исследовательская | |
6. | Внешкольная | |
7. | Методическая | |
8. | Организаторская | |
9. |
Задание3.Выявите соотношение понятий и их характеристик и продолжите данную таблицу 2 (до 10) в соответствии с примерами
Таблица 2
Параметры сравнения «понятие» | Параметры сравнения «характеристики» | Результат |
1 Педагогическая специальность 2 Педагогическая специализация 3 Педагогическая квалификация 4 Креативность 5 Творческий потенциал личности педагога 6. 7. 8. 9. 10. | а) Уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности. б) Вид деятельности в рамках данной профессиональной группы. в) Вид деятельности педагога, связанный с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. г) Формируется на основе накопленного педагогом социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения. д) Это оригинальность, активность, инициативность, самостоятельность, чёткость, наблюдательность, целеустремлённость | 4-д |
Задание 4.На основании изучения материалов о процессе учения, опыта работы в сфере образования, заполните таблицу 3.
Таблица 3.
№ | Параметр знания | Основные характеристики |
1. | Дайте определение понятия «учение»(не менее 3 вариантов с указанием имени ученого) | |
2. | Определите термин «развитие» (не менее 3 вариантов с указанием имени ученого) | |
3. | Назовите и охарактеризуйте различные виды учения. | |
4. | Определите состав учения (ссылайтесь на ученых) | |
1. 5. | Обозначьте структуру учения (ссылайтесь на ученых) |
Задание 5.Составьте тезауруса основных понятий дидактики, заполнив таблицу 4.
Таблица 4
Понятие | Определение |
«учение» | |
«обучение» | |
«уяснение» | |
«учебная деятельность» | |
«субъект учебной деятельности» | |
Форма обучения | |
Средства обучения |
Тема 2 Формирование учебной деятельности студентов и ее мотивация
Задание 1.Заполните таблицу 5 «Основные положения теории учебной деятельности»
Таблица 5
Авторы теории, концепций | Основные научные положения |
Задание 2. Определите структуру учебной деятельности, изобразите в виде схемы.
Задание 3. Подберите самостоятельно материалы об оценке учебной деятельности, используемые в вузе, и представьте один из вариантов.
Задание 4. Изучите банк материалов по педагогике, психологии, статьи в научных журналах, либо другие интернет ресурсы по проблеме формирования мотивации обучающихся в процессе учебной деятельности, заполните аналитическую справку о понятийном аппарате, основной научной идеи.
Таблица 6.
Автор, название первоисточника | |
Основная научная идея, представленная в работе | |
Основные рекомендации, представленные в работе | |
Личные выводы |
Задание 5.Изучите материалы по оценке уровня сформированности учебной деятельности, представьте в кратком формате, представив конкретные данные и материалы.
Задание 6. Охарактеризуйте на примере одного учащегося учебную деятельность и выставите балл (графа оценка). Внимание! Прежде проработайте последующие таблицы 7-12)
Таблица 7
Фамилия обучающегося | Компоненты учебной деятельности | ||||
Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | |
Таблица 8.