Тема: Из истории методики обучения грамоте
1. Понятие о методе.
2. Классификация методов.
3. Буквенные методы, звуковые методы, слоговые методы, метод целых слов.
4. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.
5. Развитие метода К.Д. Ушинского.
Тема: Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
1. Общая характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода ОГ.
2. Приемы анализа и синтеза.
3. Периодизация процесса обучения грамоте в современных УМК.
4. Основные приемы и виды упражнений на уроке чтения.
5. Требования к современному уроку ОГ.
Тема: Современные УМК по обучению грамоте: общий обзор
1. Из истории русской букваристики (первые буквари, их создатели, буквари советского периода, принципы их построения).
2. Современные комплекты по обучению детей грамоте:
· «Гармония», «Школа 2100»,
· «Планета знаний»,
· «Начальная школа XXI века»,
· «Для сердца и ума»,
· «Классическая начальная школа»,
· комплект завершенной линии системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и др.
3. Специфика комплектов, их содержание, схема анализа УМК по обучению грамоте.
Тема: Организация и содержание работы в подготовительный период
Обучения грамоте
1. Задачи подготовительного периода.
2. Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период.
3. Виды работ учащихся в подготовительный период обучения грамоте.
4. Особенности введения понятий звук, слог, ударение.
5. Требования к уроку обучения грамоте в подготовительный период.
6. Особенности подготовительного периода в некоторых букварях и азбуках.
Тема: Организация и содержание работы в основной период обучения
Грамоте
1. Задачи основного периода и каждой его ступени.
2. Виды работ в основной период обучения грамоте.
3. Этапы формирования навыка чтения. Механизм чтения.
4. Чтение и разбор букварных текстов.
5. Требования к ЗУНам учащихся к концу основного периода.
Тема: Методика первоначального обучения письму
1. Из истории обучения письму.
2. Методы обучения письму.
3. Цели и задачи обучения письму.
4. Принципы обучения письму.
5. Психофизиологические основы и гигиенические условия выработки графического навыка.
6. Методические приемы обучения письму.
7. Требования к уроку письма в 1 классе.
8. Элементы орфографической пропедевтики в период обучения грамоте. Особенности обучения письму леворуких детей.
9. Типичные графические ошибки учащихся.
Тема: Поэлементно-целостный метод обучения письму
1. Понятийный аппарат метода.
2. Закономерности формирования навыка письма.
3. Зрительные и двигательные элементы.
4. Одновариантное начертание букв.
5. Принципы, методы и приемы обучения письму.
6. Интеллектуальное развитие первоклассника на уроках письма.
7. Характеристика тетради-прописи. Узоры-бордюры.
8. Периодизация обучения письму.
Тема: Развитие речи в период обучения грамоте
1. Особенности развития речи и мышления в период ОГ. Условия развития речи.
2. Работа над словом.
3. Работа над словосочетанием и предложением.
4. Работа над связной речью.
5. Развитие речи на уроках письма.
6. Работа над произношением и восприятием звуков речи.
Тема: Учебно-методический комплект «Гармония»: обучение грамоте
1. Особенности «Азбуки»:
· раздельно-параллельное обучение чтению и письму,
· новая последовательность букв и ее мотивация,
· специфика деления слов на слоги.
· Порядок действий при слоговом чтении.
2. Работа над орфографической зоркостью.
3. Дидактический материал: оценка текстового и иллюстративного материала. Прописи, их особенности.
Тема: Программа «Обучение грамоте» Р.Н. Бунеева и др. и её методическое обеспечение
1. Особенности программы, линии развития детей.
2. Основная цель курса. Характеристика пособий «Моя любимая Азбука», «Мои волшебные пальчики».
3. Дополнительные пособия.
Тема: Программа «Обучение грамоте» Н.В. Нечаевой и её методическое
Обеспечение
1. Задачи периода обучения грамоте.
2. Разделы программы.
3. Интегрированность курса.
4. Метод, лежащий в основе обучения.
5. Развитие речи в период обучения грамоте.
6. Характеристика учебников «Азбука» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец), «Тетрадь к Азбуке» (Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) и «Тетрадь по письму» (Т.М. Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л. Андрианова).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Тема практического занятия | Часы |
1. | Из истории методики обучения чтению | |
2. | Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте | |
3. | Организация и содержание работы в подготовительный период обучения грамоте (уроки чтения) | |
4. | Работа над понятием слог в период обучения грамоте | |
5. | Работа над понятием «ударение» в период обучения грамоте. Обучение выделению ударного слога | |
6. | Организация работы в основной период обучения грамоте (уроки чтения) | |
7. | Становление первоначального навыка чтения | |
8. | Методика первоначального обучения письму: из истории методики обучения письму, цели и задачи обучения письму, психофизиологические особенности, методические приемы | |
9. | Методика первоначального обучения письму: качества письма и их формирование, графические и каллиграфические ошибки | |
10. | Орфографическая пропедевтика в период обучения грамоте | |
11. | Поэлементно-целостный метод обучения письму | |
12. | Особенности развития речи в период обучения грамоте. Работа над словом. Работа над словосочетанием, предложением и текстом в период обучения грамоте | |
13. | Контрольная работа по разделу «Методика обучения грамоте» | |
14. | Программа «Обучение грамоте и развитие речи» В.Г. Горецкого и ее методическое обеспечение | |
Программа «Обучение грамоте» (Р.Н. Бунеев и др.) и ее методическое обеспечение | ||
Программа «Обучение грамоте» (Н.В. Нечаева) и ее методическое обеспечение | ||
ИТОГО: |
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
и рекомендации по самостоятельной работе студентов
(самостоятельная работа студентов – 68 часов)
Практические занятия проводятся по следующему единому плану. Порядок этапов может меняться, но структура занятия остается прежней.
1. Проверка самостоятельной работы студентов по подготовке к занятию
2. Решение методических задач.
3. Выступления студентов с сообщениями (рефератами).
4. Проектирование или просмотр фрагментов уроков.
5. Методический анализ и оценка конспектов, фрагментов, уроков.
6. Рекомендации по выполнению домашних заданий.
7. Обсуждением материала по теме, подготовленного путем поиска в Интернете.
Обязательное задание к практическим занятиям:поиск в журнале «Начальная школа» статей по данной теме (за последние 5-7 лет), выбор двух статей и подготовка короткого реферативного сообщения (4-5 мин).
Сайт журнала «Начальная школа»: http://n-shkola.ru/
(см. Архив, журналы №12, раздел «Указатель статей, опубликованных в журнале «Начальная школа» за …год. – «Русский язык»).