Занятие с глиной «изготовление подсвечника»

Задачи занятия:

§ Сформировать у детей образ «полного цикла» изготовления подсвечника».

§ Познакомиться с природным материалом (глиной) для изготовления керамических изделий.

§ Познакомиться с элементами декорирования.

§ Обучить детей изготовлению изделий по эскизу.

§ Совершенствовать развитие эстетического вкуса.

Оборудование занятия:

§ образцы изделий из глины,

§ глина для пластической лепки,

§ шликер для склейки деталей,

§ инструмент для декорирования.

Ход занятия.

Дети условно разделяются на 2 группы.

Педагог (П): Сегодня мы с вами изготовим подсвечник из глины по вашим эскизам, которые вы подготовили на предыдущем занятии.

Каждый ребенок показывает свой эскиз, рассказывает о том, каким будет его изделие.

П.: Молодцы! Вы все смогли сделать эскизы. Все они получились у вас разные и интересные. Теперь давайте вспомним приемы, которыми мы можем пользоваться при изготовлении изделий. В какой последовательности мы их будем выполнять?

Дети вспоминают, что дно подсвечника раскатывается из комочка глины скалкой или круглой палкой. Затем из глиняны вылепляют стенки.

П.: Чем мы смазываем все детали изделия?

Детали изделия склеиваются шликером.

П.: Кто мне расскажет, что такое «шликер»?

Шликер - это густая смесь из глины и воды.

П.: Давайте напишем слово «шликер».

Педагог пишет на доске слово для тех ребят, которые еще недостаточно хорошо запомнили это слово. Ребята должны самостоятельно прочитать это слово и повторить его.

П.: Возьмите, пожалуйста, каждый по кусочку глины в руки и слегка разомните. Какая она на ощупь? Чувствуете, она приятная, мягкая, эластичная. Это природный материал. Глину добывают из земли. Еще в давние времена люди увидели, что если глину положить рядом с костром, то она становится крепкой и прочной. Тогда они стали делать посуду из глины.

А знаете ли вы, как мы называем изделия из разных пород глин?

Д (дети): Керамика, фарфор, фаянс.

П.: Молодцы! Вы хорошо запомнили наши уроки. А теперь приступим к самостоятельной работе. Сейчас мы начнем создавать подсвечники. Внимательно посмотрите на свои эскизы и начинайте работать.

Ребята смотрят на свои эскизы и начинают раскатывать дно подсвечника. Педагог наблюдает за работой и по необходимости оказывает помощь. Если детям сложно раскатывать колбаски из глины, педагог предлагает им пластилин.

П.: Молодцы! Вы уже раскатали дно и колбаски для стенок подсвечника. Теперь мы их начнем соединять с помощью шликера.

Ребята промазывают шликером детали из глины, используя при этом кисточки.

П.: Теперь наш подсвечник должен просохнуть. Кто помнит, сколько времени для этого потребуется? Правильно, 20—30 минут. На следующем занятии мы украсим наши подсвечники мелкими красивыми деталями.

Заключение:

П.: Итак, чем мы с вами занимались на уроке?

Д.: Изготавливали подсвечники.

П.: Из какого материала мы изготавливали подсвечники?

Д.: Из глины.

П.: Мы изготавливали изделие по образцам или по своим эскизам?

Д.: По своим эскизам.

П.: Как называются обожженные изделия из глины?

Д.: Они называются «керамика».

П.: Молодцы! Вы все сегодня очень хорошо поработали, старались.

Благодарю всех за работу.

РАБОТА С ПЕСКОМ

Игры в песочнице — одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали К. Юнгу эту идею. Песок состоит из крупинок, которые при соединении образуют песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе - воплощение Жизни во Вселенной. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой водой, и формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М.Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф. Для обучения детей с ограниченными возможностями развития уникальные возможности песка практически не использовались.

Песок обладает способностью «заземлять» негативную психическую энергию. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик размером — 50x70x8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком.

По бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.

Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо. Ящик можно заменить и пластмассовой псочницей.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким.

Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным. Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти: человеческие персонажи, здания: дома, школы, церкви, замки; животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.; машины: сухопутные, водные, космические, боевые; растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.; символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; сказочные герои: злые и добрые; религиозные предметы и сувениры; живая зелень и пр.; домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.). Словом, все, что есть в окружающем мире, может быть использовано в песочных играх.

«Особым» детям сложно самостоятельно создавать картины из песка. Они не могут, как обычные дети, начинать спонтанно строить города, привносить в картины игрушки. Всему этому их необходимо научить. Ведь если их предоставить самим себе возле песочницы, то большая часть песка окажется на полу или в волосах детей.

Следует начинать работу с песком со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним.

Педагог погружает руки детей и свои собственные в песок и подробно проговаривает свои ощущения. «Я чувствую прохладу, покалывание, каждую крупинку. А я чувствую тепло и пр.» Поскольку, многие дети плохо говорят, они не могут повторять вслед за учителем. Проговаривая свои ощущения, педагог закрывает глаза, всем своим видом показывая, что прислушивается к своим чувствам.

Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить детей ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони).

Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками ладоней различные геометрические формы (квадраты, треугольники, круги). Самостоятельно создавая геометрические формы на песке, дети лучше запоминают понятие формы, сенсорные эталоны формы и величины.

Параллельно с этими упражнениями, педагог помогает детям делать самомассаж песком: перетирать его между ладонями и пальцами, глубоко зарывать руки в песок. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке как на клавиатуре пианино, выполняют зигзагообразные движения и пр.

После обучения детей манипуляции с песком, педагог переходит к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, горы, долины, по ходу объясняя детям сущность этих явлений. Так постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Из природных материалов педагог совместно с детьми строит мосты, делает из камешков дорожки. В песочнице появляются деревни, населенные домашними животными. Дети узнают и «проигрывают» жизнь в деревне. Потом в песочнице строятся целые города, и педагог рассказывает о том, как течет жизнь в городе.

Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют с деревьями, и животными, транспортом и даже домами. Такие занятия не только развивают представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.

Параллельно с этими занятиями, педагог совместно с детьми «пишет» на песке. Различными трафаретами они оставляют отпечатки, а потом обводят их пальцем. Обводка на песке у ребят получается лучше, чем на бумаге. Но главное, если письмо в тетради не вызывает у детей интереса, то на песке они «пишут» с удовольствием.

После систематических занятий можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки основных персонажей. Постепенно дети учатся соотносить речь с движениями персонажей и самостоятельно играют фигурками сказочных героев, передвигая их в соответствии с сюжетом.

Занятия в песочнице являются очень полезными для детей. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание; учат предметному манипулированию в песочнице и переносу приобретенных навыков в повседневную жизнь; а также соотнесению речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.

Таким образом, коррекционные игры в песочнице позволяют:

§ Совершенствовать координацию движений, мелкую моторику, ориентацию в пространстве.

§ Стимулировать интерес к занятиям. Дети, не отвлекаясь, могут выдерживать 15—20 минут занятий.

§ Развивать речь. Дети начинают спонтанно импровизировать, передавать интонации, темп речи педагогов. Дети стараются подражать педагогам, имитировать звуки, которые издают их персонажи.

§ Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.

§ Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.

§ Формировать представления об окружающем мире, «проигрывать» разнообразные жизненные ситуации, объяснять их смысл и способ поведения в них.

§ Стабилизировать психоэмоциональное состояние.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ

В системе реабилитационной работы большое место занимает продуктивная деятельность, а именно - творческий труд. Здесь ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.

«Особые» дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении мягких игрушек, витражей, расписных тарелок, композиций из природных материалов. Значительный интерес представляет куклотерапия с применением марионеток.

Марионетки — это куклы, которые «оживают» в руках ребенка.

Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая помогает управлять руками. Для того, чтобы управлять куклой, нужно скоординировать движения правой и левой рук, вращать кистями рук и пальцами. Все это непросто для наших детей, ибо их мелкая моторика недостаточно развита. Однако, взаимодействие с марионеткой мотивирует ребенка «работать» руками. Ведь в его руках новая жизнь. Последнее чрезвычайно важно для развития личности «особого» ребенка. В большинстве случаев он находится в положении «опекаемого», взаимодействие с марионеткой формирует у него чувство ответственности за чужую (в данном случае кукольную) жизнь.

Для того чтобы изготовить куклу-марионетку необходимы следующие материалы:

§ Небольшой камешек или красивая бусинка.

§ Чехол от «Киндер-сюрприза».

§ Вата (или синтепон).

§ Чулки или трикотаж телесного цвета.

§ Белая ткань (50x50 см).

§ Цветная ткань на верхнее платье (60x60 см).

§ Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос).

§ Нитки, иголки, ножницы.

§ Толстая длинная игла.

§ Толстая нить (лучше ирис).

§ Украшения.

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого чехол от «киндер-сюрприза» (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит, нужно сделать «кокон» побольше (использовав больше ваты или синтепона). После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на «затылке» куклы.

Затем поверх облицованной основы снова обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (в зависимости от задуманной куклы можно сделать ее темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

Изготовление «нижнего платья». Для этого берется белая ткань 50x50 см. Ребенок может сам найти середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее «хвостик», который остался на голове куклы.

Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее» куклы.

Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 60x60 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается «нижнее платье». Далее ткань расправляется и также пришивается к «шее» куклы.

По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и на лицо. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение.

Когда кукла полностью готова, можно ее «подвязать». Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет «ирис»). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Высота нити над головой куклы должна быть не больше 12-15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее «водить»). Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее «оживить»: взять в руки и начать «водить». Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку - нить, управляющую руками.

Куклы позволяют ребятам разыгрывать различные ситуации из своей жизни и сказочные сюжеты. Для многих ребят марионетки являются настоящими помощниками: помогают снимать напряжение, советуют что-то важное. Часто от имени куклы проводятся развивающие занятия.

Работа с марионеткой позволяет совершенствовать не только моторные навыки, но и развивает эмоционально-волевую сферу. Через куклу можно «проигрывать» различные эмоциональные состояния. Например: «Покажи, как кукла радуется, печалится, сердится, боится, удивляется». Проигрывание с марионеткой можно сопровождать работой с зеркалом: «А ты можешь сделать также, как она? Покажи!» Параллельно дети фантазируют относительно ситуаций, которые могли вызвать то или иное эмоциональное состояние: «Давайте подумаем, чему радуется кукла, что произошло с ней радостного (печального и пр.)» Таким образом, осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через куклу, ребенок мо-торно закрепляет психоэмоциональный опыт, отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках», учится адекватно выражать свои чувства.

Наши рекомендации