Представления о себе. творческие проявления
В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям, а также, проявление творческих возможностей (рисунки, лепка, музыкальные способности, способность к счету и пр.) По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие - отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). В разделе программы «Комментарий» по данной шкале отражается информация о том, что ребенок любит делать больше всего, что у него лучше всего получается, есть ли у него особые творческие проявления.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
В данном разделе исследуются особенности эмоционально-волевой сферы ребенка: уравновешенность, сбалансированность эмоциональных процессов; тенденции к самостоятельности, ответственности, целенаправленности действий и др. Количественная оценка производится по подшкалам (в пределах 10 баллов ). В общую шкалу выносится средняя или более сложная оценка по подшкалам. В раздел программы «Комментарий» по шкале «Эмоционально-волевая сфера» помещается информация о характерных особенностях эмоциональных и волевых процессов ребенка. Например, таких как: преобладающие эмоциональные состояния в школе, дома, на улице, эмоциональное отношение к успеху и неудаче; наличие (отсутствие) неадекватных эмоциональных проявлений (аффекты, депрессии, истерики); отношение к трудностям; упрямство; уровень эмпатии (сопереживания); ригидность-гибкость ребенка (умение менять свое поведение в зависимости от ситуации).
Импульсивность-рефлексивность
Оценки «0-1» соответствуют крайней импульсивности: внимание ребенка рассеянно, он не удерживает в памяти ни одного элемента задания, мгновенно переключается с одного на другое, не регулирует свое поведение, целиком подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции и пр. Крайняя неуправляемость, асо-циальность ребенка.
«2» - отражает чрезмерную эмоциональность, неусидчивость, плохую саморегуляцию поведения.
«3-5» -характеризуют «среднюю» степень импульсивности, внимание недолго удерживается на задании, забывание отдельных элементов задания, недостаточное внимание, иногда проявляются неадекватные эмоциональные реакции.
«6-8» - отражают достаточно выраженную рефлексивность: сосредоточенность, усидчивость, вдумчивость, направленность внимания вовнутрь, хорошую саморегуляцию поведения, глубокое восприятие, интро-вертированность.
«9-10» - отражают крайнюю степень рефлексивности: замкнутость на себе и своих внутренних процессах, малый интерес к происходящему вовне, глубокую интроверсию и пр.
Тревожность-спокойствие
Оценки «0-1» отражают крайнее внутреннее напряжение, тревогу, страхи. Весь внутренний мир ребенка наполнен страхами и тревогами, он боится самостоятельно браться за что-либо, боится сделать шаг, демонстрирует параноидальные состояния.
«2» характеризует достаточно высокий уровень внутренней напряженности, тревоги, проявляющейся в суетливых беспорядочных действиях, неадекватных эмоциональных и моторных реакциях (покачивания, тремор, истерики и пр.)
«3-5» отражают средний уровень тревожности, достаточную сбалансированность процессов возбуждения и торможения.
«6-8» показывают спокойную миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.
«9-10» отражают крайнюю степень спокойствия, неэмоциональность, некоторую эмоциональную черствость, отсутствие сопереживания.
Агрессивность-миролюбие
Оценки «0-1» характеризуют крайнюю агрессивность ребенка: он совершает только разрушительные действия по отношению к себе и другим.
«2» - отражает высокий уровень агрессивности: ребенок постоянно задирает других, ругается, дерется, разрушает, портит все, что создают другие. Иногда он может быть покладистым, если ему что-либо нравится или он в чем-то заинтересован.
«3-5» - отражают средний уровень агрессивности. Ребенок ситуативно задирает других, может драться или ругаться если его «задели». Однако, он довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое. Идет на сотрудничество и перемирие.
«6-8» - характеризуют миролюбивость, покладистость, доброжелательность, Иногда могут наблюдаться ситуативные адекватные агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих.
«9-10» - крайнее проявление покладистости: беспрекословное выполнение указаний других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм.
Мотивация учебной деятельности
Подшкала отражает заинтересованность ребенка в учебном процессе: нравится ли ребенку ходить в школу, выполнять учебные задания и пр.
Оценки «0-1» - полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавателям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.
«2» - отрицательное отношение к школе, учебному процессу, преподавателям и одноклассникам.
«3-5» - характеризуют отношение к школе от прохладно-равнодушного до отношения как необходимости, которую нельзя избежать.
«6-8» — позитивное отношение к школе, положительный эмоциональный и волевой настрой на учебную деятельность, на общение с преподавателями и одноклассниками.
«9-10»—ребенок относится к школе как к сверхценности, «днюет и ночует» в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в общении с преподавателями и одноклассниками.
Мотивация трудовой деятельности
Подшкала характеризует отношение ребенка к труду как в школе так и дома.
Оценки «0-1» - полное нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, крайняя леность, деструктивное реагирование на призывы выполнять какую-либо работу.
«2» - показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание поручений.
«3-5» - достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы отделаться». Ребенок не получает удовольствия от процесса труда.
«6-8» - характеризуют положительную мотивацию трудовой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудовой деятельности.
«9-10» - гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делают работу через «не могу», стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют работу другим, из-за опасения, что другие сделают работу хуже.
Тенденция к самостоятельности
Шкала отражает желание ребенка совершать самостоятельные действия.
Оценки «0-1» - полная беспомощность и дезадаптированность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.
«2» - беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самостоятельного выполнения задания.
«3-5» - средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки, опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому, или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно при поддержке педагога.
«6-8» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, тенденция взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справиться с ситуацией. Предложение своих творческих решений.
«9—10» — гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, неприятие каких-либо советов или помощи.
Тенденция к ответственности
Подшкала характеризует уровень ответственности, личностной зрелости ребенка. В данном аспекте рассматривается ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здоровья, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка) за их чувства и действия, ответственность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.
Оценки «0—1» - полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие значимых других и пр.
«2» - низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуации, в которых окружающие чувствуют себя крайне дискомфортно, безразличны к общему делу, ему «ни да чего нет дела».
«3-5» - средний уровень ответственности. Ребенок старается быть аккуратным, не совершать деструктивных поступков, помнит о том, что ему поручено и пр.
«6-8» высокий уровень ответственности у ребенка, он показывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других, сформированность у ребенка понятий г о чести и порядочности, осознание того, что судьба ребенка зависит от его собственных действий и поступков.
«9-10» характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не по) лучается, неврастения, завышенные требования к себе.
Тенденция к целенаправленным действиям
По данной подшкале оценивается степень желания ребенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса.
Оценки «0-1» — полное отсутствие целенаправленных действий, беспорядочность действий, «скользящее внимание».
«2» - беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.
«3-5» - средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.
«6-8» - ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.
«9-10» - крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы. Количественная оценка производится в пределах 10 баллов по трем подшкалам: »Мелкая моторика рук»; «Общая координация движений»; «Мимика». В разделе программы «Комментарий» по шкале «Психомоторное развитие» отмечаются особенности психомоторного развития.
Мелкая моторика рук
Объект наблюдения - движение пальцев и кистей рук.
Оценки «0-1» - практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.
«2» - ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать пальцами захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.
«3-5» - средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.
«6-8» - хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести, и пр.
«9-10» мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов.
Общая координация движений
По данной подшкале наблюдается общее состояние двигательных возможностей, представление о «схеме тела», координация движений.
Оценки «0—1» соответствуют возможностям практически парализованного тела.
«2» - ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.
«3-5» - среднее состояние двигательных возможностей. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.
«6-8» - хорошее состояние двигательных возможностей и координации движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.
«9-10» - координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.
Мимика
По данной шкале наблюдается и оценивается способность ребенка выражать адекватную мимическую реакцию, пластичность мышц лица.
Оценки «0-1» соответствуют «каменному» лицу.
«2» - чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.
«3—5» - средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.
«6-8» - хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).
«9-10» - артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.
В разделе «Комментарий» можно отразить наличие индивидуальных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр. ). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить когда и при каких обстоятельствах это произошло.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ
В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленг ности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
§ личная гигиена;
§ одевание и раздевание
§ прием пищи.
1 -й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
§ знание и определение частей тела человека;
§ знание своего адреса и членов семьи;
§ знание частей помещения;
§ знание условий своего быта и умение в них ориентироваться;
§ ориентация на улице;
§ знание элементов и особенностей флоры и фауны -ориентация во времени (дни недели - времена года - часы);
§ усвоение социальных норм и правил поведения и пр.
1-й уровень (0-2): не знает частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.
2-й уровень (3-5): знает части тела, может их показать на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает что и где находится (необходимое для его жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него и может справиться с неожиданными ситуациями, может самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Может как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
В данном разделе оценивается уровень учебных достижений ребенка по чтению, письму и счету. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» по шкале «Учебные навыки» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.
ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
В данном разделе количественно по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В разделе программы «Комментарий» по шкале «Трудовые навыки» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.
1-й уровень (0-2): ребенок ничего не умеет делать.
2-й уровень (3-5): ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
3-й уровень (4-5): умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.
4-й уровень (6-8): ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может что-либо полезное мастерить своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.
5-й уровень (9-10): индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость—общительность в пределах 10 баллов.
0-2 - явная интровертированность, замкнутость, аутичность;
3 - тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах;
4-6 — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах;
7-8 - экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.;
9-10 - крайняя экстраверсия.
В разделе программы «Комментарий» по шкале «Коммуникативность» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как:
- характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими;
- способы установления контакта с данным ребенком;
- стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
Данная методика объемно выявляет потенциал реабилитации ребенка; описывает личность в целом; позволяет увидеть направление психолого-педагогического воздействия и при повторном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляд и опыт различных специалистов и родителей ребенка.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16-18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.
Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентировки. Однако, неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.
Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирования для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.
Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие, работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий - моделирование жизни семьи, где семья - это педагоги и учащиеся.
Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность, как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.
Особое внимание обращается на:
§ самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье,
§ посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов,
§ умение ориентироваться в окружающей действительности,
§ умение организовывать свой досуг,
§ способность позаботиться о себе в отсутствии взрослых,
§ развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривание того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).
Программа является коррекционно-развивающей и предусматривает 4 этапа на протяжении 2 лет обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение программы является комплексным и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также лиц, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей и пр.)
Помимо коррекционно-развивающего, программа несет в себе психодиагностический смысл. Наблюдая за динамикой развития каждого ребенка в течении 1-2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту развития ребенка, определяют его «зону ближайшего развития».
I этап — ориентировочный
Задачи 1-го этапа:
§ Определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление уровня сформиро-ванности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье.
§ Совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры.
§ Составление индивидуальных маршрутов развития для каждого учащегося.
Условия для реализации:
§ Установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися.
§ Ориентировка в обстановке помещения, правилах и нормах поведения.
§ Установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап - переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой
Задачи 2-го этапа:
§ Формирование отношений учащихся с комплексными нарушениями развития с близкими взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений и общения, совместная деятельность в условиях проживания в семье.
§ Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков.
§ Совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
§ Оперативный (ежемесячный) контроль за продвижением учащихся.(в сентябре и октябре — еженедельный).
Условия реализации:
§ Совместные действия со взрослыми, формирование ролевого поведения.
§ Действия с определенным уровнем самостоятельности (с помощью, под контролем, с частичным контролем, самостоятельно).
III этап - переход к самостоятельным действиям
Задачи 3-го этапа:
§ Широкое использование продуктивных видов деятельности.
§ Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах.
§ Сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизненную практику.
Условия реализации:
§ Выполнение действий по правилам.
§ Выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых).
§ Обучение самоотчету о выполненной работе.
§ Взаимодействие с членами семьи и сверстниками.
§ Обеспечение успешной деятельности.
§ Выявление перцептивных навыков и умений.
IV этап - подготовка к допрофессиональной деятельности
Задачи 4-го этапа:
§ Изучение конкретных видов деятельности, доступных учащимся.
§ Социальная значимость деятельности учащихся.
§ Организация свободного времени.
§ Развитие речи.
§ Адресная подготовка на конкретное рабочее место.
Условия реализации:
Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии, обучение должно быть направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности к трудовой деятельности (освоение разнообразных практических навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка).
Обучение учащихся по программе СБА предусматривает формирование специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, организацию собственного досуга, развитие социальных навыков поведения в общественных местах и коммуникативности.
Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, должна дать возможность воспитаннику приобрести как можно больше самостоятельности.
Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду.
В связи с этим в программу включены следующие разделы:
§ Формирование жизненно-необходимых навыков.
§ Социальная адаптация.
§ Организация свободного времени.
§ Развитие речи.
Занятия проводятся в специально оборудованной квартире, помещении (классе) для занятий, имитирующем домашние условия и социальное окружение, в котором созданы условия развития потенциальных творческих возможностей воспитанников для самореализации. Комплекс помещений для занятий должен соответствовать нормальным условиям жизни воспитанников.
Помимо этого используются возможности проведения занятий в мастерских школы, внешкольных учреждениях и др.
Реализация программы осуществляется на основе практических работ, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, бесед.
На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т.д.
Необходимым условием занятий является создание ситуации успешности для каждого ученика. На занятиях, как правило, логически сочетаются все направления программы, поэтому заранее не определяется количество часов на каждую тему.
В основу рассчитанной на 2 года программы положен концентрический принцип - одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у учащихся навыков, умений и потенциальных возможностей).
Приемы и формы обучения должны определяться педагогом с учетом способностей воспитанников (для каждого определяется индивидуальный маршрут развития и обучения).
Индивидуальные маршруты развития и обучения корректируются по мере продвижения воспитанника (или безуспешности в продвижении). Индивидуальный маршрут согласовывается с родителями ребенка.
Требования к знаниям и умениям ребенка определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
Уровни знаний, умений, навыков:
§ Начальный уровень предполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
§ Достаточный уровень предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
§ Самостоятельный уровень - достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗДЕЛА «ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО-НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ»
ТЕМА 1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Основные требования к знаниям и умениям по теме: «Личная гигиена»
Все учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболеваний.
Учащиеся должны знать:
§ На начальном уровне - правила мытья рук, ног, правила чистки зубов.
§ На достаточном уровне - порядок мытья лица, рук, ног, периодичность мытья рук, правила охраны зрения, правила чистки зубов.
§ На уровне самостоятельности - последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила мытья рук в течении дня, правила чистки зубов, периодичность мытья головы, периодичность принятия ванн, правила охраны зрения при выполнении письменных работ, чтения и просмотре телепередач.
Личная гигиена
Содержание занятия и место его проведения | Методы и приемы работы | Тактика поведения педагога |
Правила личной гигиены (помещение для занятий) | Беседа, демонстрация учебных диафильмов: "Мойдодыр", "Чистюля", рассматривание иллюстраций сюжетных картинок, игры: "Правильно-неправильно", "Знайка-Незнайка", "Мама и ребенок", "Верю-неверю" и др. | Побуждение к речевой деятельности, показу, сопряженная речь, эмоц. поддержка, поощрение |
Уход за лицом, руками, ногами (умывальник в помещении для занятий, ванная комната в квартире | Практические работы: выполнение утреннего и вечернего туалета, чистка зубов, мытье головы. Упражнение подражательного характера. Игры-наблюдения. Игры-соревнования. Совместное со взрослым выполнение действий. | Своевременная помощь, доверие к ребенку. Сопряженная деятельность. Регистрация успехов воспитанника. Информирование родителей об успехах ребенка |
Уход за зубами | Поэтапное выполнение по речевой инструкции. Имитация действий в правильной последовательности. Ролевые игры. Посещение стоматологической поликлиники | То же |
Уход за волосами | Посещение парикмахерской | То же |
Гигиена зрения. Гигиена чтения | Беседы врача: как смотреть телевизор, просмотр и обсуждение реклам здорового образа жизни | То же |
Учащиеся должны уметь:
§ На начальном уровне - выполнять утренний и вечерний туалет в совместной деятельности со старшими, причесывать волосы, занимать рабочее место по устной инструкции учителя.
§ На достаточном уровне - выполнять утренний и вечерний туалет под контролем старших с частичной помощью, причесывать волосы, обращаться за помощью при стрижке ногтей на руках и ногах, выбирать рабочее место в соответствии с источником освещения.
§ На уровне самостоятельности - выполнять утренний и вечерний туалет самостоятельно или с частичным контролем со стороны взрослых, поддерживать чистоту рук в течении дня, правильно пользоваться зубной пастой, причесывать волосы, правильно выбирать расческу, массажную щетку в зависимости от длины и густоты волос, подбирать моющие средства для мытья головы, выбирать средства ухода за кожей рук, правильно и своевременно стричь ногти на руках и ногах, устанавливать искусственный источник света (настольную лампу) и направлять свет на рабочую поверхность при чтении, письме, работе, правильно ухаживать за очками.