Iv. тематика курсовых работ.
Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.
V. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.
Контрольные работы учебным планом не предусмотрены.
VI. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
Учебным планом не предусмотрены.
VII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
График контроля самостоятельной работы студентов.
В процессе изучения предмета разработаны и используются следующие формы контроля самостоятельной работы студентов:
- написание терминологического диктанта; (ТД)
- творческая работа; (ТР)
- выполнение тестового контроля задания; (ТК)
- реферирование основной и дополнительной литературы. (РЛ)
В организации самостоятельной работы используются как традиционные формы и методы (аннотирование, конспектирование, подготовка доклада), так и новые, отражающие специфику курса (педагогический тренинг, деловые игры, «мозговой штурм», анализ педагогических ситуаций, изучение и обобщение педагогического опыта, КТД, «Круглый стол» и др.).
Аннотирование литературы – перечисление основных вопросов, рассматриваемых в той или иной работе. Особо следует выделять вопросы, имеющие прямое отношение к деятельности учителя или к изучаемой проблеме. Структура аннотации: автор, название работы (книги, статьи), ее выходные данные, основные идеи работы, их новизна, личностное отношение к ним.
Конспектирование литературы. Термин «конспект» означает краткое изложение статьи, книги, выступления, речи и т. д. Конспект должен быть ясным, отражающим сущность содержания. Краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности, без которых конспект превращается в заметку по поводу прочитанной книги. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках автора, указывая страницу, на которой изложена записываемая мысль. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений работы, воспроизведения логики авторского изложения материала.
Подготовка доклада по выполненным заданиям. Доклад готовится для выступления на занятии.
При работе над докладом студент проявляет максимум самостоятельности. Это необходимо не только для совершенствования умений самостоятельно работать с психолого-педагогической литературой в области воспитания, с полученным фактическим материалом, но и для развития педагогического мышления, индивидуально-творческого стиля деятельности, формирования профессиональных качеств речи будущего учителя.
Работать над докладом рекомендуется в следующей последовательности:
· глубоко изучить рекомендованную литературу по данному вопросу;
· критически оценивать привлекаемую для доклада научную литературу, подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых автором тех или иных положений;
· хорошо продумать и составить подробный план доклада;
· сопоставить рассматриваемые в изученных работах положения, факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом доклада;
· тщательно продумать правильность изложенного в докладе того или иного положения, систематизировать аргументы в его защиту или против неправильных суждений;
· сделать необходимые ссылки на использованную в докладе психолого-педагогическую литературу, другие источники;
· подготовить необходимые к работе иллюстрации, умело использовать личные наблюдения, педагогический опыт и эксперименты.
VIII. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Социально – историческая сущность воспитания.
- Цели воспитания в современных условиях. Процесс целеполагания в воспитательной системе.
- Воспитание как процесс и специально организованная деятельность.
- Общепедагогические принципы и законы воспитания.
- Формирование личностных качеств как основа нравственного воспитания. Критерии нравственной устойчивости.
- Организация педагогической поддержки. Превентивная и оперативная помощь.
- Особенности национального воспитания.
- Основы нравственного воспитания.
- Содержание гражданско-патриотического воспитания школьников.
- Задачи трудовой подготовки школьников в современных условиях.
- Взаимосвязь школы и семьи в воспитании учащихся: общность целей, содержания, забота о здоровье ребенка, единые позиции в его оценке и методах воздействия.
- Особенности развития чувств патриотизма и интернационализма.
- Веротерпимость и толерантность. Возможности школы.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда. Виды интимности семейного воспитания.
- Антропологически безупречные условия воспитательной системы.
- Требования к современному воспитателю.
- Базовые теории воспитания (прагматизма, свободного воспитания, трудовой школы, Я- концепции личности).
- Источники гуманистических идей и принципы гуманизма.
- Гуманизация как основа идеологии воспитания. Образование в современной России.
- Система воспитания в России.
- Научные позиции. Концепция Н.Ф. Бунакова, С.А. Рачинского.
- Идеи трудового воспитания Л.Н. Толстого, П.Ф. Лесгафта.
- Российская педагогическая мысль XIX в. в позициях воспитания личности (К. Д. Ушинский).
- Концептуальные идеи и взгляды К.Д. Ушинского. Педагогические принципы системы воспитания в России XIX в.
- Зарождение идей свободного воспитания. Постулаты. Критика свободного воспитания XIX и XX века
- «Новое воспитание», педагогика свободного воспитания в России (К.Н. Венцель, Л.Н. Толстой).
- Педагогика сотрудничества 70-х годов XX века в России (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Ю.П. Азаров, Т.И. Гончарова, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, А.Б. Резник, В.Ф. Шаталов др.).
- Возможности и формы самовоспитания в школьном возрасте. Российская концепция самовоспитания (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, А.Г. Громцева, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, Т.И. Михайлов и др.).
- Раздельные системы обучения и воспитания в России. Исторический и современный опыт.
- Авторская система воспитания В.А. Караковского.
- В.А. Сухомлинский признаки технологизации воспитательной системы
- Особенности воспитания в авторской школе М.П. Щетинина.
- Сущность воспитания в адаптивной школе Е.А. Ямбурга.
- Авторская система воспитания А.А, Остапенко (Азовский педагогический лицей).
- Воспитательный потенциал культуры.
- Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов.
- Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.
- Особенности антропологически безупречного воспитания.
- Антропологическое мировоззрение педагога-воспитателя.
- Технологическая культура педагога и его компетентность. Требования к современному воспитателю (К.Д. Ушинский).