Актуальные современные проблемы социализации, воспитания в России.
Лекция 6 (2 часа).
Гендерное воспитание
Общие видовые характеристики. Различия в органах слуха, зрения, осязания и строения мозга. Гендерные различия в социальном процессе школьников. Раздельные системы обучения и воспитания в России. Исторический и современный опыт.
Лекция 7 (4 часа).
Авторские современные Российские модификации.
Авторская система воспитания В.А. Караковского. Основные принципы коммунарского воспитания. Психологические аспекты российских авторских педагогических технологий. В.А. Сухомлинский признаки технологизации воспитательной системы павлышской школы и московской школы № 825. Система ключевых дел и принципы организации.
Лекция 8(4 часа).
Школа М.П. Щетинина. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга идр.
Особенности воспитания в авторской школе М.П. Щетинина. Сущность воспитания в адаптивной школе Е.А. Ямбурга. Гармонизация образовательных моделей. Управление творчеством в школе. Исторические подходы к разработке проблемы коллектива и индивидуальности в российской педагогике. Основные принципы теории формирования коллектива А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и др. Коллективные творческие дела: виды, содержание, технология организации.
Лекция 9 (4 часа).
Авторская система воспитания А.А, Остапенко (Азовский педагогический лицей).
Основные аксиомы воспитательной работы. Принципы организации воспитания. Структурирование благоприятной предметно-пространственной среды. Возможности дополнительного образования в лицее. Ключевые события и выездная школа.
Лекция 10 (4 часа).
Культура и воспитание как антропологические феномены.
Социально-историческая обусловленность воспитания в России как специально организованной деятельности. Информационный, деятельностный и аксеологический пласты культуры в воспитании. Этническая, возрастная субкультуры как факторы воспитания. Префигуративный, кофигуративный постфигуративный типы культур в воспитании. Воспитательный потенциал культуры.
Лекция 11 (2 часа)
Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов. Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.
самореализация, самопознание, самокоррекция, самовоплощение. иерархия видов любви является главным фактором общего направления развития духовности человека. Иерархия видов любви как главный фактор общего направления развития духовности человека.
Лекция 12(2 часа).
Антропологические безупречные воспитательные системы.
Особенности антропологически безупречного воспитания. Антропологическое мировоззрение педагога-воспитателя. Технологическая культура педагога и его компетентность. Требования к современному воспитателю (К.Д. Ушинский).
Содержание семинарских занятий
Практическое занятие № 1.
Тема занятия: Культура и воспитание как антропологические феномены. Социально-историческая обусловленность воспитания в России как специально организованной деятельности
Педагогические термины, понятия, категории, определения: воспитание, развитие, воспитательный процесс, культура, система ценностей, эмпатия, гуманистическая концепция, система ценностей, педагогика сотрудничества, целеполагание, прогнозирование, система, компоненты ВС, педагогическая диагностика, методика педагогического исследования.
1 этап вопросы теории:
- Воспитание как специально организованная деятельность. Характеристика воспитательной деятельности.
- Характеристика антропологически безупречных педагогических систем.
- Требования к современному воспитателю-фасилитатору.
- Культура и воспитание.
Терминологический диктант(15 мин.) 2 варианта
Й этап. Обсуждение принципов работы педагога-фасилитатора.
Задачи: 1) наполнить содержанием каждый из принципов, ориентируясь на свои знания и опыт; 2) адаптировать принципы, чтобы им можно было следовать в процессе обучения и воспитания в России.
Й этап. Проработка принципа «Педагог должен хорошо знать самого себя»
Упражнения:
Какой Я буду педагог?»
Ход упражнения. На отдельном листе бумаги написать в столбик 10 своих качеств. После этого ответить на вопросы:
ü Были ли затруднения в составлении такого списка?
ü Какие качества вспоминались с легкостью, а какие с трудом?
Лучшее качество сокурсника»
Ход упражнения. Поменятьсяс соседом листами, заполненными в первом упражнении, внимательно прочитать все характеристики и выделить одно, наиболее характерное для соседа. Далее ответить на вопросы:
1. Все ли характеристики соседа совпадают с Вашими представлениями о нем?
2. Что бы Вы добавили к 10 характеристиками соседа, а что бы убрали?
3. Почему выделили именно это качество?
Ассоциации»
Ход упражнения. Водящий, выбранный из группы, выходит из аудитории, а оставшиеся выбирают одного человека. После этого водящий возвращается в аудиторию и все по очереди называют животное (растение, профессию, животного, время года, цвет, настроение, музыкальный инструмент, мебель и т.д.), с которым ассоциируется у каждого этот человек. Затем водящему предлагается назвать загаданного участника.
Литература:
1. Караковский В.А., Новикова Л.И. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьной воспитательной системы. – М., 2006
2. Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернатива.
3. Теория и практика воспитательной системы. – М., 2003. Кн. № 2
4. Максакова В.И. Педагогическая антропология.- М.,2005 – С. 23-161.
Практическое занятие № 2.
Тема занятия: Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов. Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.
Педагогические термины, понятия, категории, определения: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, гуманитаризация, эстетизация, дифференциация, концепция, Я – концепция, педагогика сотрудничества, педагогика ненасилия, свободное воспитание, трудовая школа. актуализация, гуманизм, конформность, недирективное обучение и воспитание, психологический климат, самоактуализация, эмпатия, дискуссия, дифференцирование, моделирование, мотивация, престиж, самооценка, эталон.
1 этап вопросы теории:
- Педагогика любви и красоты А.И. Кочетов
- Нежная педагогика Н.Е. Щурковой.
Терминологический диктант (15 мин.) 2 варианта.
2-й этап. Ответы на вопросы
Прежде нужно ответить на вопросы со своей позиции, представив себя в роли учителя, а затем из позиции учителя, который учил вас в школе. Ответы давать развернутые, в виде рассуждений.
Вопросы:
1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок, смог ли бы я личностно, эмоционально откликнуться на этот мир?
2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, не ролевые взаимоотношения? Хватит ли у меня мужества разделить эту интенсивность наших взаимоотношений?
3. Сумею ли я обнаружить интересы и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?
4. Смогу ли помочь сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить и поддержать самое дорогое, чем обладает человек?
5. В достаточной ли степени я сам творческий человек, который сможет столкнуть детей с людьми и с их внутренним миром, с книгами, всеми видами источников знаний – с тем, что действительно стимулирует любознательность и поддерживает интерес?
6. Смог ли бы я принимать и поддерживать нарождающиеся и в первый момент несовершенные идеи и творческие задумки моих учеников, этих посланников будущих творческих форм учения и активности? Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?
7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?