Современные технологии набора персонала: скрининг, рекрутинг, executivesearch
Планирование ДОЛЖНОСТЕЙ
По категориям персонала:
Рабочие (по квалификации)
Специалисты (по функциональным областям)
Руководители (по уровням управления)
По виду деятельности:
Основной персонал
Обслуживающий персонал
Руководящий персонал
Количество персонала
Качество персонала
Процесс планирования персонала:
Разработка требований к рабочим местам
Изучение внутреннего рынка труда (в т.ч. анализ причин текучести персонала)
Изучение внешнего рынка труда
Определение (расчет) потребности в персонале
Определение затрат, связанных с удовлетворением потребности в персонале
Определение путей покрытия потребности в персонале
Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале
3) Составляющие требований к должности (рабочему месту)
Требования к рабочим местам:
Знания
Профессиональный опыт
Способности
Мотивационные установки
Особые требования, связанные со спецификой работы
= требования к должности
= профиль должности - это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации
Требования к должности отражены в:
Должностной инструкции
Описании рабочего места
Модели рабочего места
Профиле требований к должности
Профессиограмме
Карте компетенций
4)Пути покрытия потребности в персонале (активные, пассивные)
Активные:
Набор в учебных заведениях
Заявки в Государственную службу занятости
Услуги кадровых агентств
Вербовка через своих сотрудников
Найм временного персонала
Аутстаффинг / лизинг персонала
Пассивные:
Ориентация на отклики потенциальных кандидатов
Рекламные объявления в СМИ и специальных изданиях, Internet
Рекламные кампании местного характера
5) Внешние и внутренние источники набора персонала
Внешние:
-государственные и коммерческие агентства по трудоустройству
-ярмарки вакансий
случайные претендентов, самостоятельно обращающихся по поводу работы
-набор через объявления в СМИ, Интернете
-поиск среди выпускников учебных заведений
-использование личных связей и рекомендаций знакомых и коллег
-хэдхантинг
Симптомы» психологическойдезадаптации работника
Симптомы дезадаптации:
Недоумение
Испуг
Уныние
Возмущение
Нарушение режима работы
Пассивное принятие
Лень
Притязание
Отсутствие участия
Отсутствие диалога с руководителем
Типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова
инструментальная (35-50%)
профессиональная (15-20%)
«патриотическая» (5-15%) – ориентированность на лояльность организации и социальные отношения
«хозяйская» (5%) – стремление к ответственности и самостоятельности
«недостижительная», «избегательная» (25-35%) – минимизация ответственности и усилий
Основные виды и методы стимулирования
Виды стимулов:
НЕГАТИВНЫЕ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ
НАТУРАЛЬНЫЕ
МОРАЛЬНЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПАТЕРНАЛИЗМ
УЧАСТИЕ В СОВЛАДЕНИИ И УПРАВЛЕНИИ
Методы стимулирования:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД
МЕТОД РАСШИРЕНИЯ РАБОТ
МЕТОД ОБОГАЩЕНИЯ РАБОТ
МЕТОД СОУЧАСТИЯ (ПРИВЛЕЧЕНИЯ) ПЕРСОНАЛА
МЕТОД ВЗЫСКАНИЙ
19) Разработка системы стимулирования персонала организации. Основные требования, предъявляемые к системе стимулирования персонала.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОМПЛЕКСНОСТЬ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ
ГИБКОСТЬ И ОПЕРАТИВНОСТЬ
ПРОСТОТА
ДОСТУПНОСТЬ
ОЩУТИМОСТЬ
ЦЕННОСТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ПОСТЕПЕННОСТЬ
МИНИМИЗАЦИЯ РАЗРЫВА МЕЖДУ РЕЗУЛЬТАТОМ ТРУДА И ОПЛАТОЙ
Структура компенсационного пакета организации
Компенсационный пакет
Денежное вознаграждение
Базовая заработная плата
Надбавки и доплаты
Дополнительное вознаграждение
Социальные трансферты
Гарантированные государством
Предоставляемые компанией
Денежное вознаграждение
Базовая заработная плата:
Гарантированная компенсация работнику за его труд в организации (исполнение обязанностей на конкретной должности, рабочем месте)
Включает должностной оклад
Без постоянной части заработка попытки конкурировать за работника обречены на неудачу
22) Основные методы оценки труда: ранжирование, грейдинг
Система грейдов - это группировка должностей по определенным основаниям с целью стандартизации оплаты труда в организации
Основа для решения задач УП:
Определение объема льгот для каждого сотрудника
Разработка критериев подбора на позицию
Определение критериев оценки деятельности
Планирование обучения и карьеры
Должностной оклад
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ
СЛОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ
НЕОБХОДИМОСТЬ РУКОВОДСТВА РАБОТОЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
НАПРЯЖЕННОСТЬ, ВРЕДНОСТЬ, ОПАСНОСТЬ ТРУДА, ОБЪЕМ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕРАБОТОК ВРЕМЕНИ
СТОИМОСТЬ ЖИЗНИ В РЕГИОНЕ
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОТРАСЛЕВАЯ СПЕЦИФИКА
Методы и формы обучения
Исполнители – наставничество на рабочем месте, освоение профессии, инструктаж,
повышение квалификации, стажировка
Специалисты и менеджеры – второе высшее образование, МВА, повышение
квалификации, сертификационные курсы, тренинги, семинары, стажировки, лекции,
конференции
Топ-менеджеры – индивидуальный коучинг (обучающий консалтинг), ЕМВА,
конференции, семинары, клубные встречи
Кадровый резерв
Специально сформированная и подготовленная группа перспективных работников:
обладающих необходимыми для выдвижения профессиональными, деловыми и
личностными качествами
достигших положительных результатов в профессиональной деятельности
прошедших аттестационный отбор
предназначенных для выдвижения на руководящие должности или продвижения по
служебной лестнице
Цели формирования кадрового резерва
Обеспечение преемственности управленческих кадров
Предотвращение возможных кризисных ситуаций в организации в случае ухода ключевых
руководителей (специалистов)
Стимулирование профессионального развития сотрудников организации
Сохранение и развитие кадрового потенциала организации
Структура кадрового резерва
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ
ОПЕРАТИВНЫЙ РЕЗЕРВ
РЕЗЕРВ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДУБЛЕРЫ и ПРЕЕМНИКИ 38) Этапы работы с кадровым резервом
Определение ключевых должностей и плана их замещения
Определение требований к ключевым должностям
Отбор кандидатов в резерв
Определение потребностей в развитии резервистов
Подготовка индивидуальных планов развития
Реализация планов развития
Оценка прогресса резервистов
Оценка степени готовности к занятию планируемой должности
Занятие и адаптация к новой должности
Оценка персонала
Система, которая позволяет измерить
Результаты деятельности сотрудника
Компетенции сотрудника
Потенциал сотрудника
Методы оценки
ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ (анкетирование, тестирование, графическая шкала оценки)
НЕФОРМАЛИЗОВАННЫЕ (собеседование, экспертная оценка, наблюдение, оценка по 360
градусов)
КОМБИНИРОВАННЫЕ
(Аssessmentcenter)
Альтернативное ранжирование
Попарное сравнение
Вынужденное распределение («сортировка по кривой»)
Критические случаи («кондуит»)
Рейтинговые шкалы
Интервью (по компетенциям, глубинное психологическое)
Тестирование 360 градусов
«Тайный покупатель»
Оценка достижения целей
Assessmentcenter
Аттестация персонала
• Процедура определения уровня квалификации, качества и результатов труда сотрудника с
целью установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности
• Юридическое основание для переводов, продвижения по службе, награждения,
определения размера заработной платы, понижения в должности и увольнения
сотрудников
Итоги аттестации
Заключение аттестационной комиссии:
Соответствует занимаемой должности
Соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы
Не соответствует занимаемой должности
Виды аттестации
ОЧЕРЕДНАЯ
ПО ИСТЕЧЕНИИ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА
ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ
ПРИ ПЕРЕВОДЕ В ДРУГОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ Цели аттестации
Административные
Информационные
Мотивационные
Аттестация персонала
• Процедура определения уровня квалификации, качества и результатов труда сотрудника с
целью установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности
• Юридическое основание для переводов, продвижения по службе, награждения,
определения размера заработной платы, понижения в должности и увольнения
Сотрудников
Планирование ДОЛЖНОСТЕЙ
По категориям персонала:
Рабочие (по квалификации)
Специалисты (по функциональным областям)
Руководители (по уровням управления)
По виду деятельности:
Основной персонал
Обслуживающий персонал
Руководящий персонал
Количество персонала
Качество персонала
Процесс планирования персонала:
Разработка требований к рабочим местам
Изучение внутреннего рынка труда (в т.ч. анализ причин текучести персонала)
Изучение внешнего рынка труда
Определение (расчет) потребности в персонале
Определение затрат, связанных с удовлетворением потребности в персонале
Определение путей покрытия потребности в персонале
Разработка планов мероприятий по удовлетворению потребности в персонале
3) Составляющие требований к должности (рабочему месту)
Требования к рабочим местам:
Знания
Профессиональный опыт
Способности
Мотивационные установки
Особые требования, связанные со спецификой работы
= требования к должности
= профиль должности - это описание компетенций, опыта, а также анкетных данных, необходимых для выполнения данной работы в данной организации
Требования к должности отражены в:
Должностной инструкции
Описании рабочего места
Модели рабочего места
Профиле требований к должности
Профессиограмме
Карте компетенций
4)Пути покрытия потребности в персонале (активные, пассивные)
Активные:
Набор в учебных заведениях
Заявки в Государственную службу занятости
Услуги кадровых агентств
Вербовка через своих сотрудников
Найм временного персонала
Аутстаффинг / лизинг персонала
Пассивные:
Ориентация на отклики потенциальных кандидатов
Рекламные объявления в СМИ и специальных изданиях, Internet
Рекламные кампании местного характера
5) Внешние и внутренние источники набора персонала
Внешние:
-государственные и коммерческие агентства по трудоустройству
-ярмарки вакансий
случайные претендентов, самостоятельно обращающихся по поводу работы
-набор через объявления в СМИ, Интернете
-поиск среди выпускников учебных заведений
-использование личных связей и рекомендаций знакомых и коллег
-хэдхантинг
Современные технологии набора персонала: скрининг, рекрутинг, executivesearch
Скрининг– это массовый подбор кандидатов путем фильтрации всего потока резюме соискателей по формальным требованиям (пол, возраст, образование, опыт работы, готовность рассматривать предложения о работе). Чаще всего используется при подборе линейных специалистов (продавцы-консультанты, секретарь, офисные работники, администраторы, работники склада). При этом методе достаточно разместить объявление о поиске сотрудников в СМИ. Задача менеджера по персоналу – «просеять» поступившие резюме.
Рекрутинг – это эффективный способ подбора персонала на вакансии квалифицированных специалистов или менеджеров среднего звена, позволяющий оптимизировать критерий «качество/затраты». Методика поиска основывается на использовании базы данных соискателей, рекламы вакансий в СМИ и сети Интернет, а также использовании других средств для доступа к заданной целевой группе кандидатов
Executivesearch - используется для нахождения и привлечения в организацию ключевых менеджеров и специалистов. Поиск ведется «прямым» путем (без объявления о вакансии в СМИ) под определенную задачу, с учетом особенностей компании, стиля и личности руководителей, с полным раскрытием деловых и личностных качеств кандидата.
7)Процедура отбора персонала
Заочное знакомство с кандидатом
Оформление анкетных данных
Анализ рекомендаций и опыта работы
Собеседование (оценочное интервью), оценка профессиональной пригодности (испытания)
Медицинское освидетельствование
Принятие решения о приеме на работу
8)Собеседование (интервью): основные виды, типы, этапы проведения
Виды собеседований:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ (формальное)
ОТБОРОЧНОЕ(профессиональное)
ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЕ (протокольное)
Этапы проведения собеседований:
Планирование собеседования (профиль должности, измерители компетенций)
Установление контакта (реакции максимально адекватны, получить от кандидата полную, необходимую информацию, мотивировать на дальнейшее взаимодействие)
Предложение вопросов
Окончание собеседования (дать возможность кандидату задать интересующие его вопросы, оговорить алгоритм продолжения взаимодействия )
Анализ полученной информации
Типы собеседований
НЕСТРУКТУРИРОВАННОЕ (nondirectiveinterview)
СТРУКТУРИРОВАННОЕ(directiveinterview)
СИТУАЦИОННОЕ (situationalinterview)
СЕРИЙНОЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ (serializedinterview)
ГРУППОВОЕ (panel interview)
СТРЕССОВОЕ (stressinterview)
9)Оценка профессиональной пригодности и соответствия компании
Оценка профессиональной пригодности:
- Профессиональный экзамен
- Экспертные оценки
- Выполнение конкретного задания (работы)
- Инструментальные измерения
- Психологическое тестирование (психодиагностика)
- Assessment-Center.
Редко: нестандартные методы (графология, хиромантия, нумерология, физиогномика)
Оценка соответствия компании:
- Корпоративная культура
- Особенности выполняемой работы и среды, в которой она выполняется (личность непосредственного руководителя, особенности бизнес-процессов и пр.)
- Мотивационный профиль
10)Понятие «адаптация персонала»
Адаптация персонала - взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном вхождении работника в новые профессиональные, социальные и организационно-экономические условия труда
11) Основные цели и задачи адаптации
Основные цели:
Достижение необходимого уровня производительности и качества труда
Повышение удовлетворенности персонала трудом
Совершенствование системы взаимодействия и взаимоотношений в процессе трудовой деятельности
Задачи адаптации персонала:
Ускорение процесса достижения работником необходимого уровня производительности и качества труда
Создание благоприятного психологического климата в коллективе
Снижение организационных издержек при комплектовании штата сотрудников
Снижение текучести персонала
Развитие корпоративной культуры
12)Направления адаптации (первичная, вторичная)
Под первичной адаптацией понимают процесс приспособления молодых сотрудников не имеющих опыта профессиональной деятельности. Как правило, речь идет о выпускниках учебных заведений
Вторичная адаптация – это приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности, но меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль
Основными задачами адаптации являются:
1. Уменьшение первоначальных издержек, обусловленных более низкой эффективностью работы нового сотрудника из-за незнания стандартов и специфики порученной ему работы.
2. Экономия времени непосредственного руководителя и коллег для оказания помощи в процессе выполнения новым сотрудником должностных обязанностей.
3. Сокращение текучести кадров.
4. Снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником.
5. Развитие позитивного отношения к работе и реализма в ожидания
13)Профессиональная и социально-психологическая адаптация
Профессиональная адаптация
Знакомство с рабочим местом
Знакомство с должностными обязанностями и связями по должности
Знакомство с требованиями к обеспечению качества работы
Знакомство с бизнес- и технологическими процессами, оборудованием
Социально-психологическая адаптация
Знакомство с внутренними нормативными документами организации
Знакомство с системой оплаты труда и социальным пакетом
Знакомство с историей организации (структурного подразделения)
Знакомство с коллективом подразделения, его традициями, деловыми и личностными взаимоотношениями
Понимание собственной роли в организации
Адаптация к режиму и ритму труда
14)Методы адаптации персонала + 15) Программа (система) адаптации персонала организации: основные направления и мероприятия. Разработка «Книги сотрудника». Наставничество, менторинг, коучинг
Система адаптации персонала в организации
Организация рабочего места («Книга сотрудника»)
«Обряд посвящения»
Назначение наставника (ментора)
Введение в работу (вводное обучение)
Знакомство с коллективом