Вопрос №61. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением слова, ударением, предложением. Цель и задачи этой работы
На первых занятиях по ознакомлению детей со словом.
1. Приём, раскрывающий смысловую значимость слова.
- «роза», что обозначает это слово? Какой вы представляете себе?
Обобщение: - Правильно вы понимаете значение, смысл этого слова.
2. Сравнение слова со звукосочетанием не имеющим смысла.
- «рыа», что обозначает? Почему? (т.к. это не слово, а просто набор звуков, а всякое слово имеет смысл, значение).
3. Назови слово; подводить детей к тому, чтобы они называли не только существительные, но и другие части речи.
На последующих занятиях можно использовать и такие методические приёмы:
Чтение художественной литературы. При этом должно выполняться требование, чтобы термин «слово» был ясно представлен («… И одно только слово твердил:Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо…»).
Словесные игры. Требование: игра предопределяется правильным использованием того или иного слова или сочетания слов.
Загадки – складки. Дети должны подбирать слова, подходящие на только по рифме, но и по смыслу.
Словесные упражнения. Они помогают осознанно употреблять термины «слово» и «звук»: а) слова – существительные (- Придумай к картинке название, состоящее из одного слова; - Назови игрушки словами, в которых слышится звук Ш.); б) слова для обозначения действий (дети подбирают глаголы, необходимые для характеристики действий различных предметов, явлений; необходимо подобрать более точные слова); в) слова – определения (дети подбирают слова, характеризующие те или иные предметы, явления);г) слова – наречия; д) родственные слова ( - Какие новые слова можно образовать, чтобы они были похожи друг на друга); е) сравнения («На что похож?»); ж) «зарисовка» слова (обозначение слова условными знаками: полоски, фишки, хлопки и др.)
Ознакомление детей с ударением.
Задачи. Учить детей выделять голосом ударную часть. Показать детям, что от перестановки ударения меняется значение слова.
Основными признаками ударения являются: более длительное и сильное произношение ударного слога и самого ударного звука.
Методика ознакомления детей со слоговым составом слова.
Задачи. Дать представление, что слово состоит из частей, что слоги следуют один за другим в определённой последовательности. Учить делить слова на части. В зависимости от количества слогов, слова бывают длинные и короткие.
Требования к организации и проведению первых занятий по слоговому составу слов:
1. слова берутся двухсложные.
2. говорим термин «часть», а не «слог», термин «слог» вводиться позднее.
3. выявляется первая часть слова, затем вторая часть слова.
4. использовать многократные упражнения в проговаривании слов по частям.
5. на занятии подводить вывод, что слова состоят из частей, которые следуют один за другим.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Развитие фонематического слуха у детей.
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Л. С. Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Формирование фонематического слуха у детей происходит постепенно, и начинается этот процесс с момента рождения. Первый этап. В этом периоде развития фонематического слуха происходит восприятие звуков как речевого, так и неречевого характера (то есть звуков окружающего мира). Второй этап заключается в усвоении ритмико-слоговой структуры речи. Даже не понимая смысла слов, малыш начинает связывать отдельные слова с определёнными ассоциациями (к примеру, мама говорит: «ням-ням», значит, нужно идти на кухню); Третий этап — самый длительный по времени — период звукопоризношения. Ребёнок начинает подражать взрослым и пытается артикулировать те или иные звуки. Отдельно нужно отметить тот факт, что развитие речевого слуха проистекает постепенно, и не существует чётких границ, когда кроха переходит с одного уровня формирования на другой — усвоение навыков происходит параллельно. Однако к 2 годам дети уже полностью различают все особенности речи взрослого, кроме восприятия шипящих и свистящих звуков. А к дошкольному возрасту и эти нюансы малыши должны постичь.