Вопрос №37. Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с явлениями общественной жизни и природы. Наблюдения и экскурсии
Экскурсия происходит от слова “экскорс”, что означает выход, вылазка за пределы чего-то. Осмотр проводится на месте.Наблюдение - это целенаправленное восприятие, это метод, который лежит в основе осмотра и экскурсии. Значение экскурсии в том, что дети знакомятся с окружающим миром, непосредственно наблюдая за явлениями действительности, за предметами. Экскурсии развивают мышление, внимание. Способствует развитию восприятия. У детей расширяется словарь. Большую роль играет и в эстетическом развитии детей.Главная задача – во время экскурсии учить детей планомерному наблюдению, умению последовательно переходить от анализа одной стороны объекта к анализу другой стороны. В процессе наблюдения осуществляется словарная работа с детьми. Воспитатель подбирает слова, которые будет вводить в словарь детей или закреплять.
С детьми младшего возраста организуются прогулки, осмотры помещения. Методику которых разработала Е. И. Тихеева. Это своеобразные экскурсии по помещению групповой комнаты, затем по всему зданию детского сада, по прилегающему участку, далее по ближайшей улице. Такие осмотры проводят живо, эмоционально, с применением игровых приемов. За один осмотр надо знакомить детей с какой-нибудь группой предметов, а не со всей обстановкой помещения. Длительность осмотров 5–7 мин, позднее она достигает 15 мин. Интересно начинать с игрового уголка (что эмоционально затрагивает ребенка) или с уголка природы. При этом вводятся новые слова и закрепляются уже имеющиеся в словаре детей. Дети организованно осматривают умывальную комнату, раздевальную, выходят за пределы своей группы: в кухню, в помещение старшей группы. Им показывают участок для прогулок (словарь обогащается словами калитка, дорожка, клумба и др.). Необходимо продумывать воспитательную работу, которая должна осуществляться во время таких осмотров. С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются городской транспорт, улица, доступный пониманию малышей труд взрослых, бульвар или парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду (яркое солнечное утро, серый пасмурный день). Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов (цвет, форма, величина, вкус), правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время (близко, далеко, скоро, долго, утром, днем, вечером).
Приемы работы на экскурсии:
1)Сочетание непосредственного восприятия объекта, слова воспитателя и речи самих детей
2) Речевой образец (называние) имеет большое значение. Новые слова должны произносится четко, внятно. Можно интонационно выделять и
3)Можно многократно повторять необходимые слова и словосочетания. Необходимо варьировать методику повторений ( используется буквальное повторение: ( хоровое и индивидуальное), совместное произнесение слов педагогом и детьми. Игровое повторение: «А кто лучше скажет?» Ответы на вопросы: «Как ты думаешь, как надо сказать?”
4)Пояснение смысла слов, его происхождения.
Вопрос №38. Игрушки, картины, фольклор и художественная литература, их роль в ознакомлении с окружающим и развитии словаря. Методика их использования
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря использ. во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дид. игр с ними (О.И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дид. игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.
Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, кот.дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями дет.и задачами речевой р-ты. Для развития словаря используются разл. категории игрушек: люди (фигурки дет., взр.), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), кот.является ср-вом закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях. В старших группах дети называют материал, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Использ. игровая деятельность дет.: игрушку трогают, двигают, катают и пр.
Описание игрушек. Некот. особенности в средней группе на первом этапе обуч.. Желательно - игрушки образные, с яркой индивидуальностью или демонстрировать их в движении. Иногда внести игрушки минут за 5 до занятия, предложить рассмотреть их и потрогать, а в момент рассказа на занятии уже не давать в руки, -может помешать реб. сосредоточиться. Ведущие приемы обуч. — образец описания, кот. дает педагог, план рассказа, подсказ, дополнения дет..
Придумывание рассказов об игрушке можно использовать образные игрушки, а также некот. сенсорные, дид.: пирамидки, матрешки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, проводят с использованием демонстрационного материала. В подготовительной к школе группе план рассказа может быть дополнен такими пунктами: долго ли игрушка была у реб.?. Если дети легко придумывают короткие рассказы о какой-либо одной простой игрушке, в-ль предлагает игрушки более сложные, а также две сразу или комплект (плита и холодильник, стиральный набор, конструктор, гараж с машинами и т. д.). Такими занятиями надо пользоваться прежде всего для развития речи отстающих дет., учитывая при подборе материала их интересы и добиваясь от них возможно более подробного, связного рассказа. Можно дать задание придумать сказку об игрушке.рассказы-инсценировки, кот. придумывают сами дети. Специфика: реб. одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер). Э. П. Короткова разработала подобные занятия с заводными и музыкальными игрушками.
Картины широко применяются в воспит. и обуч., вызывают активное мышление памяти речи.
Задача – учить воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов д.; воспит. чувства дет., т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано.
Типы серии картин: 1.«Мы играем» - те ситуации, кот.возникают в группе, на участке. 2.«Наша Таня» - девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).3.«Наши маленькие друзья» - грузинские дети, украинские, их жизнь. 4.«Домашние и дикие животные» 5.«Иллюстрации к художественной литературе, временам года»
Картины м. б.: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы дет.по картинкам).
Структура занятия по ознакомлению с картинами
Сост. из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык. I часть – вводная (1-5 мин.): настроить дет.к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать. II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста дет.): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Длядет. 5-7 лет образцом может быть рассказ реб.. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога. III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.