Вопрос №30. Методы и приёмы словарной работы. Методика развития словаря на специальных занятиях
Методы:
1) Непосредственного ознакомления с окружающим:
-Проведение наблюдений(направлены на уточнение и закрепление знаний об окружающем, в основе наблюдений- непосредственное восприятие детьми явлений, предметов.
-Экскурсии проводятся со средней группы. Экскурсии - осмотры с детьми младшего возраста.(Требования к экскурсиям)
-Рассматривание предметов, игрушек ( мл-ср возраст). Цель таких занятий ввести в словарь детей названия предметов, действий с ними.
-Рассматривание картин -направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой. В этом случае развивается диалогическая речь, т.к. беседа идет в вопросно - ответной форме.
-Организация ролевых игр
-Просмотр кинофильмов, диафильмов ит.д.
2)Опосредованного ознакомления:
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества. Словарная работа важна приработе над текстом. Понимание текста зависит от понимания значений слов.
-Использование дидактических игр –игровые действия дают возможность закреплять и уточнять имеющийся словарь детей.(Игры:1) с игрушками, предметами; 2)картинками( настольно- печатные), 3)словесные игры.
Приемы:
1) Направленные на активизацию словаря
-Вопросы (простые и сложные)
-Дидактические упражнения и игры. Используются для активизации употребления разных частей речи для закрепления знаний про какое-то явление ( м. б. с наглядностью и без). В ст. возрасте проводятся словарно – логические упражнения на классификацию, группировку, обобщение предметов.
-Загадывание и отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов. Дети учаться сначала отгадывать загадки, опираясь на наглядность, а затем пробуют составлять загадки самостоятельно. Дети постигают образный язык.
2) Направленные на обогащение и уточнение словаря
-Показ с называнием ( необходимо организовывать активную деятельность детей)
-Поручения ( найди, принеси) для закрепления названий предметов в мл.возрасте
-Объяснение смысла слова (когда показ предмета невозможен)
-Объяснение происхождения слова(необходимо помогать детям осваивать словообразовательные связи)
-Многоразовые повторения нового слова, фразы
-Использование нового слова в сочетании со знакомым
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детских садах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (одежды, посуды, овощей и т. д.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (труд взрослых, уличное движение, кормление животного и т. п.).
При ознакомлении с новым объектом практикуется распознающее наблюдение, направленное на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром. В процессе такого наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения детей: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические.
На фоне этой познавательной деятельности осуществляются и словарные задачи — преднамеренное введение новых слов, закрепление знакомых.
Готовясь к организации какого-либо наблюдения, воспитатель отбирает из программы ознакомления с окружающим необходимый для одного занятия круг сведений, а также слова, которыми дети должны овладеть в процессе наблюдения. Например, в старшей группе экскурсии по улице могут проводиться с разной целью, в зависимости от этого подбирается и словарь для обогащения речи детей: при рассматривании зданий — балкон, подъезд, витрина, арка, многоэтажный; при наблюдении за уличным движением — тротуар, мостовая, посередине, справа, слева.
Начало занятия — важнейший его этап, который должен проходить в спокойной обстановке. Это нужно учитывать и при проведении занятпй, связанных с выходом за пределы групповой комнаты (экскурсия, осмотр помещения). Неправильно сообщать цель занятия на ходу, когда дети одеваются или выходят из детского сада, так как внимание их в это время не собрано и слышат воспитателя не все.
При первоначальном восприятии объектов нужно дать детям небольшую паузу для свободного созерцания, для обмена первыми, часто непроизвольными репликами. Затем педагог приступает к активному руководству наблюдением.
Часто во время экскурсии дошкольники знакомятся с предметами на расстоянии. Поэтому здесь особенно велико значение речи воспитателя: нужно точнее и чаще употреблять обозначения величины, пространства (улица широкая, по краям — деревья, аллея прямая, вдали пруд, направо от детского сада — перекресток и т. п.).
На протяжении всего занятия педагог применяет различные приемы словарной работы.
Для того чтобы восприятие дошкольников было более точным, следует привлекать детей к активным действиям по обследованию объектов. Например, чтобы нагляднее представить величину грузовика, малыши берутся за руки и окружают его; чтобы отметить высоту колес, они поднимают руки вверх, дотягиваются до кузова. При обозначении длины дети производят движения рукой слева направо вдоль предмета, при обозначении высоты — снизу вверх. В восприятии формы также широко применяются способы обследования: обведение контура руками, обхватывание предмета, скольжение рукой по поверхности, прокатывание. Это позволяет дифференцировать восприятие, вводить в словарь детей слова на основе точного соотнесения их с познаваемыми качествами («Этот коврик круглый, у него нет уголков»). В дальнейшем самостоятельное использование ребенком в активной речи слов, обозначающих качества и свойства предметов, является показателем высокой сенсорной и речевой культуры.
Полезно связывать наблюдение с практически необходимым, жизненным делом — это усиливает интерес детей, например не только посетить библиотеку, но и записаться в нее по всем правилам и взять для чтения первую библиотечную книгу (подготовительная к школе группа).
Для ознакомления с предметным миром В. И. Логинова выделяет следующие три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе следует запланировать несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.
Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание п т. п.). У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, ударить и послушать звук).
Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. Например, детям показывают куски ткани, которые они внимательно ощупывают и осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей его шьют на швейной машине. На следующих занятиях дошкольникам предлагаются сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала (кукольное платье из ткани и бумаги; бумага плотная и рыхлая). На этих занятиях широко используются приемы сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.
Наиболее интересна предложенная В. И. Логиновой методика занятий третьего типа. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия чаще протекают в игровой форме с большим количеством наглядного материала (предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками, и предметы близких видов). Важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных (Как вы узнали чашки? Почему не взяли стакан, бокал? Чего здесь нет? Да, у чашек есть ручки, вот как вы их узнали).
Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Специфичен подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко различающихся по несущественным признакам (грузовик, самолет, пароход, автобус, велосипед), и несколько видов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток, кресло). Такие занятия имеют особую структуру:
1) краткое рассматривание трех-четырех видов, выделение уже известных детям признаков (последовательное рассматривание изображений грузовика, самолета, парохода). Уточнение вопросов: для чего нужна машина? Кто ею управляет? и др.;
2) работа над понятием. Отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих трех предметов? Что бщего? Обобщение воспитателя и сообщение нового слова: "Все, что служит для перевозки людей и груза, называется транспортом". Дети могут повторить это слово и ответить на вопросы: как можно узнать, что это транспорт? и др;
3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. Дети классифицируют картинки, отбирая группу «транспорт», и мотивируют свой выбор.
№31 « Развитие словаря детей на занятиях по сравнению предметов. Содержание занятий, отбор предметов для сравнения в разных возрастных группах. »
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста и задачи словарной работы, характеристика словаря у детей дошкольного возраста (объем, особенности усвоения значения слова, овладения образными выражениями, фразеологизмами) и задачи его расширения, обогащения. Особенности усвоения обобщенного значения слова, элементарных понятий; пассивный словарь в речи детей.
Содержание словарной работы в разных возрастных группах детского сада. Усложнение требований программы воспитания и обучения в детском саду к словарю детей в разных возрастных группах:
· расширение словаря от группы к группе на основе ознакомления детей с расширяющимся кругом предметов, явлений окружающей общественной жизни и природой;
· словарная работа в процессе углубления знаний о предметах иявлениях и их отношениях; введение в словарь слов, обозначающих качество, свойства, отношения; введение в словарь синонимов, антонимов, сравнений и т.д. как содержание словарной работы;
· развитие словаря в процессе обобщения представлений о предметах и явлениях, введение слов, обозначающих элементарные понятия (видовые, родовые), в словарь детей.
Принципы словарной работы.
Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря.
Занятия по развитию словаря на втором и третьем году жизни в процессе первоначального ознакомления с предметами и явлениями. Содержание занятий. Методика введения новых слов. Организация речевого общения детей на занятиях и в повседневной жизни.
Словарная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами. Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях.
Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и их материалов. Содержание занятий в младших группах.
Развитие словаря детей по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов и их материалов, содержание занятий в разных возрастных группах.
Развитие словаря детей на занятиях по сравнению предметов. Содержание занятий, отбор предметов для сравнения в разных возрастных группах.
Особенности методики занятий по формированию навыков видовых и родовых обобщений. Выделение и осознание детьми существенных признаков. Подведение детей к пониманию слов, выражений на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.
Словарная работа в процессе формирования знаний о труде взрослых и других явлениях общественной жизни, природы в разных возрастных группах. Методика проведения наблюдений и экскурсий, связь словарной работы на экскурсиях с речевой работой на других занятиях.
Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и в развитии словаря. Методика использования картин для развития речи в разных возрастных группах.
Роль беседы в формировании обобщенных представлений об общественных явлениях. Опора на конкретные знания детей. Логика и направленность таких бесед.
Роль народного словесного творчества в словарной работе. Методика обучения отгадыванию загадок. Связь этого вида занятий с рассматриванием предметов и игрушек, картин. Пословицы и поговорки, их использование в словарной работе.
Дидактические игры и лексические упражнения для решения задач словарной работы. Содержание и методика их проведения. Словарная работа в разных видах деятельности.
Основные понятия: слово, словарная работа, развитие словаря, качества и свойства предметов, видовые и родовые обобщения.
Основные идеи:
· Словарная работа опирается на развитие познания окружающей действительности.
· Процесс освоения словаря есть процесс постоянного накопления слов и овладения их содержанием.
· Формирование словаря не является самоцелью, оно направлено на обогащение речевого общения, формы связной речи.
№32. Связь занятий по ознакомлению с качественными особенностями предметов и по сравнению предметов с занятиями по составлению описательных рассказов. »
Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качестваминазывают внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойствапредмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Материал, из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.
Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.
Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием, при этом дети составляют описательные рассказы. На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).
Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.
Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:
- вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;
- включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;
- использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов;
- составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.
Занятия по углублению знаний детей о признаках предметов имеют определенную структуру, включающую три части:
1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;
2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;
3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.
В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки.
№ 33. «Овладение обобщающими словами. Особенности методики формирования видовых обобщений»
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова .
первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;
вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;
четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 – 70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.
Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом («Эта кукла – хорошая игрушка.Сколько у тебя игрушек – и кукла, и автомобильчик, и мячик!»).
После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.
Методикаформирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с предметами ближайшего окружения через игры с игрушками. Ряд игр с дидактической куклой, рекомендованных еще Е.И. Тихеевой, способствует усвоению детьми базовых признаков посуды, мебели, одежды. Это такие игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Кукла переезжает на новую квартиру» и др. Часто признаками для обобщения являются функции предметов, их назначение, хотя дети больше обращают внимание на внешние признаки (цвет, форма, величина). Необходимо при каждом рассматривании и сравнении предметов задавать детям обобщающие вопросы, типа: «Как назвать все эти предметы одним словом? Как принято называть эта группа предметов?». Педагог должен сам акцентировать внимание детей на словах, обозначающих группы предметов: «Это – игрушка. Она принято называть мяч, она нужна для игры».
Для закрепления знания детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. К примеру, «Помоги Маше», предложить детям помочь кукле Маше навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую – одежду. Часто такие игры проводятся с картинками, к примеру, «Найди пару».
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию обобщающих понятий идет в двух направлениях: увеличивается количество групп предметов для обобщения (овощи, фрукты, транспорт и др.); дифференцируются понятия, усвоенные ранее (разные подгруппы одежды, посуды, мебели).
Для развития у детей умственных операций анализа, сравнения, обобщения при рассматривании группы в ряд однородных предметов включают предмет из другой группы, близкой по каким-либо внешним признакам. К примеру, роза, мак, ромашка, бабочка. Дети должны научиться отличать предметы из разных групп, близкие по внешним признакам. Важно на занятиях создавать для детей проблемную ситуацию, в которой крайне важно разделить или объединить предметы по группам. К примеру, отобрать товары для игры в магазин «Овощи – фрукты».
С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др. Активизировать слова, обозначающие обобщающие понятия, можно в речевых упражнениях, типа: «Скажи по-другому», «Назови двумя словами», «Придумай три слова» (детям предлагают придумать три слова на разные группы предметов – три цветка, три птицы, три названия ягод и др.).
В старшей возрастной группе дети учатся соотносить видовые и родовые понятия, продолжается работа по делению предметов на подгруппы по разным признакам. Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа. В беседах используется наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.
№ 34.«Элементарные родовые обобщения. Выделение существенных и несущественных признаков»
В программу в детском саду включено требование формировать видовые и родовые обобщения, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т. п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников;
Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их (назначение, функция).
В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов
Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее:
1. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т.п., от которых дети должны отличать чашки.
2. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.
3. Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую. Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.
Методика занятий, посвященных формированию родовых обобщений и соответствующего словаря, также направлена на выделение из группы признаков существенных.
Такое занятие будет иметь особую структуру.
Первая часть выделение всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов, отобранных для занятия.
Вторая часть отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).
Третья часть упражнение детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.
На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и.т.п.). Здесь используются не только картинки, но и словесные игровые упражнения по типу “летает – не летает”.
Дальнейшая работа над понятием идет по линии их дифференцировки, расчленения. Например, понятие “транспорт” дифференцируется, и на этой основе водятся новые слова: транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный; одежда – чайная, столовая, кухонная и т.п. Это содержание реализуется на специальных занятиях, но главным и здесь будет выделение существенного признака и подведение под понятие. Таким образом, в процессе выше рассмотренных занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.