Введение. Самопознание – путь к самосовершенствованию.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о самопознании, как сочетании методик и техник для определения уровня сформированности личностных и профессионально значимых качеств, способностей, умений будущих педагогов;
- о самообразовании и самовоспитании, как психолого-педагогической проблеме;
- о непрерывном образовании, как одном из направлений самообразования и самовоспитания, формирования профессионального мастерства.
Знать:
- основные понятия, сущность и содержание учебной дисциплины.
Уметь:
- составлять перспективный план самообразования и самовоспитания.
Лекция 2
Педагогическая деятельность, технологии, мастерство.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о педагогической деятельности: понятие, сущность;
- о компонентах педагогической деятельности;
- о педагогических технологиях, технологической компетентности педагога-мастера;
- о понятии педагогического мастерства учителя и путей его формирования;
- о слагаемых педагогического мастерства, их характеристика;
- о качествах личности, присущие педагогу-мастеру;
- о педагогических способностях и умениях.
Знать:
- гуманистическую сущность педагогического мастерства;
- элементы педагогического мастерства и их характеристики;
- компоненты педагогической техники и пути овладения ими;
- значение педагогической техники в деятельности педагога;
- разновидности педагогических способностей и умений;
- выдающихся мастеров педагогического труда.
Уметь:
- выделять ведущие элементы педагогического мастерства, педагогической деятельности.
Лекция 3
Внимание и наблюдательность в педагогическом процессе.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о внимании, наблюдательности, педагогической зоркости.
Знать:
- функции, виды, свойства внимания;
- приемы и средства привлечения и развития внимания.
Уметь:
- характеризовать внимательность как качество личности учителя;
- воспитывать внимательность учащихся на уроке.
Лекция 4
Профессионально-педагогические особенности воображения учителя.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о сущности воображения, как форме психической деятельности в формировании у личности целостной картины мира;
- о роли воображения в процессе обучения в деятельности учителя и учащихся.
Знать:
- индивидуальные различия сферы представлений и воображения в организации учебной деятельности.
Уметь:
- создавать условия, активизирующие воображение учителя и учащихся;
- тренировать профессионально-педагогическое воображение учителя.
Лекция 5
Мастерство учителя в управлении своим эмоциональным состоянием.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- об эмоциональной выразительности, волевой саморегуляции, самочувствии, настроении.
Знать:
- технику саморегуляции;
- о мастерстве преподавателя в управлении своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием учащихся.
Уметь:
- владеть своим настроением, эмоциями.
Лекция 6
Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление
- о взаимосвязи театральной и школьной педагогики;
- об элементах психофизической техники;
- о мимической, пантомимической выразительности.
Знать:
- вербальные и невербальные средства общения в деятельности педагога.
Уметь:
- устанавливать межличностное пространство, дистанцию, направленность общения.
Лекция 7
Мастерство речи учителя.
В результате изучения темы студент должен:
Иметь представление о
- значении техники речи;
- условиях эффективности речи учителя.
- о развитии навыков правильного дыхания, голосообразования, дикции;
- культуре речи.
Знать:
- основы техники речи, средства выразительности речи;
- особенности речи педагога;
- распространённые дефекты речи и методику их исправления;
- механизмы голосообразования.
Уметь:
- владеть техникой речи, голосом, интонацией;
- воздействовать на личность и коллектив;
- выбирать средства речевого благозвучия.
Лекция 8