Развитие индивидуальности младшего школьника в воспитательном процессе
План
1. Индивидуальные различия младших школьников и их учет в воспитании.
2. Место и роль индивидуальной работы в деятельности классного руководителя.
3. Факторы, влияющие на проявление индивидуальности младшего школьника.
4. Основные направления индивидуальной работы с младшими школьниками.
5. Формы индивидуальной работы с младшими школьниками.
6. Технология организации индивидуальной работы в воспитании младших школьников.
7. Позиция педагога в индивидуальной работе с младшими школьниками.
8. Определение задач индивидуальной работы с младшими школьниками.
9. Оценка результатов индивидуальной работы с младшими школьниками.
Литература
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособ. для ст-в. – Ростов-на-Дону: творческий центр «Учитель», 1999
2. Воспитание младшего школьника / Сост. Л.В. Ковенько. — М., 2000.
3. Воспитание младших школьников / Сост. Л.В. Линькова. — М., 2000.
4. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
5. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003
6. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.
7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002
8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002
9. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998
10. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Учеб. для ст-в вузов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004
13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2000
14. Теория воспитания: Учеб.-мет. пособие / Авт.-сост. Л.И. Петрова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006
Тема 27
Технология организации ученического коллектива младших школьников в общеобразовательной школе
План
1. Воспитательный коллектив, его сущность и признаки.
2. Стадии развития детского коллектива.
3. Формы организации детского коллектива в начальной школе.
4. Групповая деятельность в формировании детского коллектива. Признаки группы как субъекта деятельности.
5. Позиция педагога в становлении группы как субъекта деятельности. Педагогический инструментарий в становлении группы как субъекта деятельности. Технология организации групповой деятельности.
6. Создание благоприятного психологического климата. Воспитательные функции групповой деятельности. Создание ситуации успеха.
7. Воспитание толерантности в ученическом коллективе начальной школы.
8. Развитие детского самоуправления в начальных классах. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправления.
Литература
1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003
2. Иванов И.П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. – 1989. - № 8
3. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1993
4. Класс в воспитательной системе школы // Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А.Караковского и др. – М., 1999, Ч.3. - § 4
5. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н.Степанова, М. - 2000
6. Кумарин В.В. Коллектив – среда обитания личности // Педагогика. – 1994. - № 4
7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов. – М., 1992
8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Пед. соч.: В 8 т. – М., 1983. – Т.1,4
9. Методика воспитательной работы / Под. Ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.
10. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М., 1983.
11. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Кн. для учителей о психологии ученического коллектива. – М., 1988
12. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988
13. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.
14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогического учебного заведения. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998.
15. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов вузов. – М., 1996.
16. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001.
17. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.
18. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993
19. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981
20. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч. В 3 т. – М., 1981. – Т.3
21. Ученический коллектив школы. Школьный класс. Личность ребенка в воспитательной системе школы // Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! - М.: Новая школа, 1996. – Гл. 2
22. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.
Тема 28
Технология организации воспитывающей деятельности на примере подготовки и проведения коллективного творческого дела (КТД)
План
1. Коллективное творческое дело как форма организации воспитательной работы с младшими школьниками:
- понятие коллективной деятельности,
- сущность КТД,
- технология организации КТД.
Практическая работа на занятии
1. Провести КТД по выбору группы.
2. Анализ проведения КТД.
3. Анализ и оценка работы студентов на занятии.
Литература
1. Воспитательная деятельность педагога. Учеб. пособ для ст-в высш. учеб. завед. / Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2003
3. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. Уч. пос. – М.: Высш шк., 2006
4. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. – М., 1990
5. Классному руководителю / Под ред. М.И.Рожкова. – М., 2000
6. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Пед. общество России, 2002
7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя. — М., 1999.
8. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие для ст-в / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002
9. Пашкевич Г.Н., Иванова М.Е. Организация воспитательного процесса в современной школе. – М., 2000
10. Педагогика. Учеб. пос. для ст-в пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998
11. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003
12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие для ст-в. – М.: Владос-Пресс, 2004
14. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М., 1993.
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технологии. — М., 2000.
Тема 29