Инструкция к выполнению теста
Тест состоит из вопросов, для ответа на которые необходимо выбрать из нескольких ответов один правильный либо установить соответствие. Каждый правильный ответ оценивается на 1 балл.
1.История педагогики и образования – это наука, изучающая ...
а) различные системы образования
б) историческое развитие педагогического знания и практики образования
в) современные проблемы образования
г) развитие педагогической мысли
2.Историко-педагогическое исследование базируется на изучении
а) педагогических источников
б) педагогических явлений
в) педагогической практики
г) взглядов мыслителей
3.Наиболее важной и многочисленной группой историко-педагогических источников составляют …
а) вещественные
б) законодательные
в) письменные
г) рукописные
4.Основным понятием, отражающим сущность предмета истории педагогики и образования как науки, является понятие …
а) историко-педагогический процесс
б) историко-педагогический факт
в) историко-педагогическое явление
г) историко-педагогическая закономерность
5.Современным научным подходом к истории педагогики и образования является ___ подход
а) цивилизационный
б) исторический
в) гуманистический
г) культурологический
6.Всемирный историко-педагогический процесс является частью
а) практического освоения мира
б) процесса глобализации
в) социализации личности
г) историко-культурного процесса
7.Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют …, …, …
а) бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым
б) объективным характером приспособления детей к жизни
в) инстинктивной заботой родителей о своем потомстве
г) появлением человеческого общества
д) эволюцией человеческого разума
8.Школа в условиях древнейших цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с …, …, …
а) необходимостью управления процессом образования со стороны государства
б) возникновением письменности
в) появлением человека современного физического типа
г) востребованностью практической подготовки детей к жизни
д) неспособностью семьи дать детям необходимый объем образовательной подготовки
9.Первые школы в странах Древнего Востока возникли
а) в среде философов
б) в семье ремесленников
в) в семье писцов
г) при дворцах
д) при храмах
10.Характерными чертами афинской системы воспитания, являются
а) преобладание военно-физической подготовки
б) всестороннее развитие личности
в) совместное обучение мальчиков и девочек
г) наличие частных и общественных учебных заведений
д) домашнее воспитание девочек
11.Сократ предложил метод обучения, основанный на ..., …, …
а) возбуждении у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме
б) сообщении ученику готовых знаний
в) использовании наглядных примеров
г) беседе учителя с учеником
д) упорядочении достигнутого знания
12.К представителям педагогической мысли Древнего Рима относятся….
а) Тит Ливий
б) Квинтилиан
в) Гай Транквилл
г) Катон старший
д) Цицерон
13.Установите соответствие между датами и событиями возникновения западноевропейских средневековых школ:
1. IV-X вв. а) открытие университетов
2. X-XI вв. б) возникновение церковных школ
3. XI-XII вв. в) возникновение городских школ
14. Установите соответствие между религиозно-философскими подходами к образовательным системам и странами их распространения в эпоху средневековья:
1. Схоластика а) Западная Европа
2. Исихиазм б) Византия
3. Шариат в) исламский Восток
15. Установите соответствие между типами средневековых школ и их принадлежностью странам:
1. Мактаб а) Киевская Русь
2. Кафедральные школы б) Исламский Восток
3. Школы грамоты в) Западная Европа
16. Установите соответствие между представителями философско-педагогической мысли и их педагогическими трактами
1. Винсент и Бове а) «Город солнца»
2. Томазо Кампанелла б) «Утопия»
3. Томас Мор в) «О воспитании знатных детей
17.Кто является основоположником российской педагогической науки?
а) Л. Н. Толстой
б) К. Д. Ушинский
в) Н. Ф. Бунаков
г) Н. И. Пирогов
18. В какой строке все произведения принадлежат К. Д. Ушинскому?
а) «О народности в общественном воспитании», «Родное слово», «Детский мир»
б) «Родное слово», «Детский мир», «Исповедь»
в) «О народности в общественном воспитании», «Лебединая песнь», «Детский мир»
г) «Родное слово», « Детский мир», «Великая дидактика»
19.Первая школа Древней Руси была открыта в:
а) Ярославле
б) Киеве
в) Новгороде
г) Владимире
20.По мнению К. Д. Ушинского, в основе отечественной педагогики должна лежать идея:
а) взаимосвязи педагогической теории и практики
б) народности
в) совместного воспитания
г) трудового воспитания
21.В своей статье «Воспитание и образование» Л. Н. Толстой писал, что школа должна:
а) воспитывать и обучать детей
б) заниматься только воспитанием
в) заниматься только обучением тому, что интересует детей
г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения
22.Когда был открыт первый университет в России?
а) в XV веке
б) в середине XVIII века
в) в XVII в.
г) в начале XIXв
23.Из какого документа это требование к учителю: «Учитель сея школы должен быти благочестив, разумен, смиреномудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудлив, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не басносказатель, но благочестию поспешатель»:
а) Устава народных училищ в Российской империи
б) Устава Львовской братской школы
в) Устава учебных заведений, подведомых университетам
г) Устава гимназий и прогимназий
24. Установите соответствие между основными событиями из истории образования в средневековой Руси и их датами
1.Выход в свет «Домостроя» а) ХVI в.
2.Появление «Поучения В.Мономаха детям» б) ХI в.
3.Основание славяно-греко-латинской академии в) ХVII в.
25. Древнейшим из дошедших до наших дней является поучение:
а) Владимира Мономаха
б) Кирилла Туровского
в) Луки Жидяты
г) Стефана Пермского
26. Греко-славянское училище в Новгороде основали:
а) Антоний Римлянин
б) архиепископ Геннадий
в) братья И. и С. Лихуды
г) Ярослав Мудрый
27. В основании педагогической системы К.Д. Ушинского лежит:
а) идея саморазвития сил ребёнка
б) идея народности в общественном воспитании
в) идея природосообразности
г) идея создания коллектива
28. Российский последователь взглядов Ж.-Ж. Руссо на свободное воспитание:
а) Н. Г. Чернышевский
б) Н. А. Добролюбов
в) Л. Н. Толстой
г) Н. А. Корф
29. Кто в российской педагогической науке обосновал роль родного языка в развитии личности ребёнка?
а) И. И. Белинский
б) Ф. И. Янкович;
в) К. Д. Ушинский
г) Н. И. Пирогов
30. Московский университет открыт при непосредственном участии:
а) И. И. Бецкого
б) А. Н. Радищева
в) Н. И. Новикова
г) М. В. Ломоносова
31. Самым лучшим средством нравственного воспитания К.Д.Ушинский считал:
а) литературу нравственного содержания
б) личный пример педагога
в) нравственные наставления
г) поощрение и наказание
32. Установите соответствие между основными историко–педагогическими датами и имевшими место событиями из истории образования в России XIX в.
1. 1802 а) создание министерства народного просвещения
2. 1859 б) открытие Яснополянской школы
3. 1864 в) появление земских школ
Вопросы для самоконтроля по курсу
«История педагогики»
1. Назовите основные факторы, обусловившие возникновение воспитания и формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
2. Что общего и чем отличаются подходы к воспитанию в Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае?
3. Каковы основополагающие идеи античной педагогики и их преломление в современной практике образования?
4. В чем суть сократического метода?
5. В чем смысл религиозного идеала Средневековья? Приведите известные вам системы средневекового воспитания.
6. Каковы главные этапы развития педагогической мысли и образования в средневековом исламском мире?
7. Определите тенденции развития воспитания в первобытном обществе.
8. Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской, и какими факторами это было обусловлено?
9. Какие важные черты характеризуют христианскую педагогику?
10. В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения?
11. Кратко охарактеризуйте особенности университетов в эпоху средневековья.
12. Какие проблемы, значимые для современной теории и практики образования, ставили и решали педагоги средних веков, Возрождения и Реформации?
13. Почему Я. А. Коменского считают основоположником научной педагогики?
14. Сравните взгляды К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж. - Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека.
15. Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей по убеждению Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо?
16. Что понимал Ж. Ж. Руссо под естественным и свободным воспитанием?
17. Раскройте содержание теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.
18. В чем сущность развивающего обучения по И. Г. Песталоцци, А. Дистервегу?
19. Какой вклад внес А. Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?
20. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине 1900-х гг.?
21. Охарактеризуйте основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX начала ХХ вв.
22. Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе.
23. Каковы содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?
24. На каких принципах Я. А. Коменский предлагал строить новую школу? Каковы законы «хорошо организованной школы»?
25. Какие идеи Я.А.Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы?
26. Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей по убеждению Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо?
27. Раскройте содержание теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.
28. В чем заключается цель воспитания по И. Ф. Гербарту?
29. Какие из дидактических правил, сформулированных А.Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?
30. Какой вклад внес А.Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?
31. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?
32. Назовите основные направления и их авторов в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX в.
33. Какие экспериментальные школы начального образования на Западе, возникшие до второй мировой войны, вам известны?
34. Каковы важнейшие черты современных школьных систем в ведущих странах мира?
35. Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?
36.Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.?
37.Как осуществлялась А.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников?
38.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?
39.На каких принципах строится педагогика сотрудничества?
40.Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI в.
41. Сформулируйте общие принципы, определявшие содержание школьного образования в 20-х гг. XX в.
42. Из каких элементов складывается, по мнению С.Т.Шацкого, детская жизнь?
43. На каких принципах строился детский коллектив А.С.Макаренко?
44. Какие качества личности развивал В.А.Сухомлинский в своей педагогической практике?
45. Назовите известных вам педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. Что их сближает и в чем своеобразие их педагогической деятельности7
46. Каковы ведущие тенденции современного образовательного процесса в России?
Вопросы для определения остаточных знаний у студентов
1. История образования и педагогической мысли как область научных знаний.
2. Воспитание и обучение в условиях древнейших цивилизаций.
3. История воспитания в античности.
4. Воспитание у восточных славян.
5. Образование и воспитание в Византии.
6. Развитие западноевропейской средневековой школы.
7. Развитие педагогической мысли в Средневековой Европе. Сословно-идеологическая система образования.
8. Воспитание и обучение в Киевской Руси.
9. Воспитание и образование в Московском государстве (до XVIII в.).
10. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Социалистические утопии.
11. Педагогические теории И.Ф. Герберта и Ф. Фребеля.
12. Педагогическая концепция Я.А. Коменского.
13. Педагогическая теория Д. Локка.
14. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
15. Педагогические теории в эпоху Просвещения.
16. Педагогическая мысль в эпоху российского Просвещения.
17. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци.
18. Педагогическая мысль Западной Европы и США в первой половине XIX в.
19. Педагогические идеи и практика в Российской империи первой половины XIX в.
20. Педагогическая мысль Западной Европы и США во второй половине XIX в.
21. Педагогическая мысль в России второй половины XIX в.
22. Педагогическая теория К.Д. Ушинского.
23. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
24. Зарубежная педагогика и школа между мировыми войнами.
25. Образование в России в первой половине XX в.
26. Педагогическая мысль в России после второй мировой войны.
27. Зарубежная школа в XX в.
28. Принцип народности в теориях русских педагогов.
Примерные темы рефератов
1. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.
2. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).
3. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).
4. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).
5. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.
6. Современные проблемы образования.
7. Педагогические идеи И. Г. Песталоцци и их актуальность для современной школы.
8. Достоинства и недостатки образовательных систем Японии и США.
9. Вклад М. М. Сперанского и декабристов в реформы российского образования первой половины XIX века.
10. Педагогика М. Монтеня и современность.
11. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
12. Опыт и мастерство педагогов-новаторов.
Вопросы к зачету по истории педагогики
1. Предмет и задачи истории педагогики.
2. Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций.
3.Содержание и методы обучения учеников в «домах табличек».
4. Содержание и методика обучения в древнеегипетских школах. Методы воспитания.
5. Школы Древнего Китая.
6. История воспитания в античности.
7.Спартанская и афинская системы воспитания.
8. Педагогическая проблематика трактатов Платона.
9. Педагогические идеи Аристотеля.
10. Воспитание и школа в Древнем Риме.
11. "Семь свободных искусств" как основа содержания обучения в римских школах.
12. Взгляды Сенеки на обучение и воспитание детей.
13. Педагогические принципы Квинтилиана и его требования к учителю.
14. Развитие педагогической мысли в Средневековой Европе. Сословно-идеологическая система образования.
15. Схоластика в школьном средневековом обучении.
16. Средневековые университеты.
17. Прогрессивные требования Ф. Рабле в области образования и воспитания.
18. Педагогические идеи социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).
19. Образование и воспитание в Византии.
20. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.).
21. Педагогическая система Я.А. Коменского.
22. Педагогические взгляды Дж. Локка.
23. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.
24. Педагогическое творчество И.Г.Песталоцци.
25. Педагогическая теория И. Гербарта и Ф.Фребеля.
26. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.
27. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Р. Оуэна.
28. Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе и США (к. XIX- нач.XX в.).
29. Дж. Дьюи и его идеи реформирования школы.
30. Свидетельства о воспитании у славян до принятия христианства.
31. Педагогика православия (XI-XVII вв.).
32. Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве XVII в.
33. Дворянско-государственная педагогика (XVIII-XIX вв.).
34. Школы «учения книжного».
35. Педагогическая мысль средневековой Руси. «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой», «Азбука» И. Федорова. Азбуковники.
35. Переустройство школьного дела при Петре I.
36. Первая учительская семинария в России.
37. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской дидактики.
38. Царскосельский лицей и его традиции.
39. Учебные книги К.Д. Ушинского. "Родное слово" и "Детский мир", их содержание и методические рекомендации к преподаванию.
40. Педагогика в России первой половины XIX в.
41. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики.
42. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.
43. Развитие теории нравственного воспитания в России в к. XIX-нач. XX в.
44. Педагогическая мысль в России в к. XIX-нач. ХХв.
45.Развитие школы в России после Октябрьской революции.
46. Советская педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).
47. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.
48. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского.
49. Принципы организации и деятельность учреждений системы народного образования в 70-80-е годы в СССР. Введение всеобщего среднего образования.
50. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
51. Макаренко А.С. Книга для родителей.
52. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.
53. Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или О воспитании».
54. Журнал «Ясная Поляна», «Азбука», «Новая азбука» Л.Н. Толстого, их значение в развитии педагогики.
55. Школа, дошкольное воспитание и педагогика первой половины XVIII в.
56. В.Г. Белинский о семейном воспитании.
57. В.А. Лай. Школа действия.
58. Коменский Я.А., Локк Дж., Песталоцци И.Г. о воспитании в семье.
59. Педагогическая система М. Монтессори.
60. Возникновение и развитие педологии (А. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон).
61. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
62. Зарубежная школа в XX в.
63. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного пространства.
64. Образование в Донецкой Народной Республике.
65. Идея П.Ф. Лесгафта о взаимоотношении умственного и физического воспитания.
66. Научно-педагогическое наследие П.П. Блонского.
67. Система образования в 50–80-е гг. в СССР.
68. Опыт и мастерство педагогов-новаторов.
69. Место кредитно-модульного обучения в Болонском процессе.
70. Закономерности и цели воспитания.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко