Тема 8. Педагогические теории и системы зарубежной педагогики ХХ в.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

Актуализация идей развития и саморазвития личности. Понятие «реформаторская педагогика». Основные направления в движении «нового воспитания». Демократический характер обновления содержания образования. Педагогическое движение «новых школ». Типы «новых школ». Международное бюро «новых школ».Идея гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера. «Школа действия»В. Лая. Дж. Дьюи и его идеи реформирования школы. «Педагогика действия» Дж. Дьюи. Опыт Лабораторной школы Дж. Дьюи.Э. Мейман и его взгляды на экспериментальную педагогику. Методы экспериментального изучения детей Э. Меймана. Экспериментальные исследования мышления детей А. Бине. Шкала экспериментальных заданий А. Бине. Понятие «коэффициент умственной одаренности». Стандартизированные тесты Э. Торндайка. Тесты одаренности и тесты успеваемости.Педагогические взгляды Э. Кей. Принципы свободного воспитания Э. Кей. Новые методы обучения детей в концепции М. Монтессори. Сенсорное воспитание. «Вальдорфская школа»Р.Штайнера. Характер обучения и воспитания в Вальдорфской школе. Педагогическая техника С. Френе. «Свободные тексты» как метод обучения.

2.2. Распределение видов учебной работы по темам дисциплины

Таблица 1

№п/п Наименование тем Количество часов
Всего Аудиторная работа СР
Л ПЗ ЛР
История отечественной школы и педагогики  
1.1 Просвещение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII вв. 1,5 1,5  
1.2 Школа и педагогическая мысль в России XIX в. 14,5 1,5  
1.3 Школа и педагогика советского и современного периода (ХХ в.- ХХІ в.). 15,5 1,5  
История зарубежной педагогики  
2.1 Возникновение воспитания и его развитие в условиях цивилизаций Древнего Востока 0,5 0,5  
2.2 Воспитание и педагогическая мысль в античном мире 0,5 0,5  
2.3 Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения 8,5 0,5  
2.4 Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XIX вв. 8,5 0,5  
2.5 Педагогические теории и системы зарубежной педагогики ХХ в.    
  Итого  

Таблица 2Практические занятия

№ п/п Раздел Тема и краткоесодержание Характер и цель практического занятия Количе-ствочасов
История отечественной школы и педагогики Просвещение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII вв. Выделение основных черт народной педагогики и определение идеала человека. Церковь как центр культуры и образования. Педагогические идеи в древнерусской литературе 1,5
История отечественной школы и педагогики Школа и педагогическая мысль в России XIX в. Анализ педагогических теорий, взглядов и деятельности К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого
История отечественной школы и педагогики Школа и педагогика советского и современного периода (ХХ в.- ХХІ в.). Педагогические теории и их воплощение в Советском Союзе. Деятельность педагогов-новаторов 1,5
История зарубежной педагогики Возникновение воспитания и его развитие в условиях цивилизаций Древнего Востока и в античном мире Составление сравнительной таблицы систем воспитания
История зарубежной педагогики Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения Влияние античной культуры на образование и педагогическую мысль. Сословно-идеологическая система образования. Университетское образование
История зарубежной педагогики Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XIX вв. Анализ педагогических взглядов, проведение параллелей с современностью
История зарубежной педагогики Педагогические теории и системы зарубежной педагогики ХХ в. Проведение сравнительного анализа различных экспериментальных школ
      Итого


Таблица 3 Самостоятельная работа слушателей

№ п/п Тема Видысамостоятельнойработы Количе-ствочасов
Просвещение и педагогическая мысль в России с древнейших времен до XVIII вв. Изучение литературных источников философско-педагогического характера, конспектирование
Школа и педагогическая мысль в России XIX в.
Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения
Школа и педагогика советского и современного периода (ХХ в.- ХХІ в.). Подготовка докладов и выступлений для круглого стола
Возникновение воспитания и его развитие в условиях цивилизаций Древнего Востока и в античном мире Подготовка выступлений для составления сравнительной таблицы
Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XIX вв. Подготовка индивидуально-группового проекта
Педагогические теории и системы зарубежной педагогики ХХ в. Реферат
    Итого

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины(модуля)

3.1. Основнаялитература:

1. Латышина Д.И. История педагогики и образования : учеб.: рек. УМО/ Д. И. Латышина. – М.: Гардарики, 2007. – 528 с.

2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования : Учеб.: доп. мин. обр. РФ/ А.Н. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2010. –400 с.

3.2. Дополнительнаялитература:

1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики : учеб.пособие: Рек. УМО вузов РФ / Андреева И.Н. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. – М., 1987.

4. Варенова Т. В. Краткая история педагогики: учеб.пособие / Т. В. Варенова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 256 с.

5. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в./ Ш.И. Ганелин.– М., 1954.

6. История образования и педагогической мысли: учеб.пособие для студентов / сост. А.Н. Рыблова. – Саратовский государственный соц.-экономич. университет. – Саратов, 2010. – 164с.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под.ред. З.И. Васильевой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 432с.

8. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.

9. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени. Учебно-методические материалы по «Истории педагогики». Блок I. – Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2008. – 56с.

10. Капранова, В.А. История педагогики : учеб.пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Новое знание, 2005. – 240 с.

11. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под ред. А.М. Арсеньева. – М., 1982.

12. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы: гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917 года. / Н.А. Константинов.– М., 1956.

13. Константинов Н.А. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд./ Н.А. Константинов, В.Я. Струминский.– М., 1954.

14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-начало XIX в. / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М., 1973.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX-начало XX в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М., 1991.

16. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. / А.Н. Поздняков.– Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 143 с.

17. Педагогика народов мира: история и современность / Под ред. К.И. Соловьевой. М., 2001.

18. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

19. Розанов В.В. Сумерки просвещения / Сост. В.Н. Щербаков. - М., 1990.

20. Рындак В.Г. История педагогики и образования. VI-XIXвв. Россия: учебное пособие/ В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов. – Оренбург: ОГИМ, 2010. – 426с.

21. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. Т. 1 / К.Д. Ушинский.– М., 1979.

22. Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. Т. 4. История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции. Ч. II / Под ред. С.А. Каменева / Сост. Н. А. Желваков. – М., 1936.

23. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980.

24. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1981.

25. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд. – М., 1986.

26. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. I / Под ред. Н.П. Кузина и др. – М., 1980.

Ресурсы сетиИнтернет

1. http://www.iqlib.ru– Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания

2. www.biblioclub.ru– ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистами-гуманитариями.

3. www.koob.ru– Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др.

4. www.book.ru– Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы

5. www.theLib.ru– Электронная библиотека – книги по философии, педагогике и др. Поиск по авторам и по названию книги.

Наши рекомендации