Содержательный модуль 1. История отечественной школы и педагогики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации (получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«История педагогики»

Программаразработана старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования Исаевой Ю.А.

Рекомендована к утверждению на совместном заседаниикафедры дошкольного и начального образования и кафедры дополнительного образования

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

И.о. заведующегокафедрой дошкольного

и начального образования ___________________Матузова И.Г.

И.о. заведующегокафедрой

дополнительного образования_________________ Марченко Г.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «История педагогики» является овладение обучающимися знаниями о поступательных процессах становления и развития образования и педагогической мысли в разных государствах и в различные исторические периоды, определяющими развитие профессионально-личностной компетентности специалиста в области педагогической деятельности.Предметом изученияистории педагогики и образования является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Задачиизучения дисциплины:

– ознакомление обучающихся с тенденциями и факторами развития мирового историко-педагогического процесса;

– усвоение системы знаний о становлении и развитии воспитания, школы и педагогической мысли в различные исторические периоды и в различных социокультурных условиях;

– овладение системой знаний об основных педагогических идеях и положениях известных педагогов, просветителей и общественных деятелей и осмысление их вклада в развитие мировой педагогической мысли;

– обеспечение условий для самостоятельного пополнения знаний в области истории педагогики, анализа взаимосвязи между наследием классической педагогики и современной педагогической теорией и практикой воспитания и образования.

В результате освоения дисциплины «История педагогики» слушатель должен знать:

- генезис мирового историко-педагогического процесса; становление и эволюцию различных философско-педагогических подходов к воспитанию человека;

- различные педагогические системы, концепции воспитания и обучения в их взаимосвязи с социокультурным развитием общества;

- авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

- основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса;

уметь:

- анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное в педагогических явлениях и процессах прошлого;

- выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;

- соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

- устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений;

- применять полученные в области истории педагогики знания для решения современных проблем воспитания;

владеть:

-умением применять рациональные приемы поиска, отбора и использования историко-педагогической информации;

-умением реферировать, рецензировать историко-педагогическую литературу, составлять тезисы, резюме, схемы.

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. История отечественной школы и педагогики

Содержательный модуль 2. История зарубежной педагогики

Тема 4. Возникновение воспитания и его развитие в условиях

Тема 6.Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной

Европы в XVII–XIX вв.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

«Великая дидактика» Я.А. Коменского. Учебные книги Я.А. Коменского. Дидактические принципы Я.А. Коменского. Классно-урочная система обучения. Проблемы дисциплины. Я.А. Коменский об учителе. Идея «чистой доски»Д. Локка. Педагогический труд Д. Локка «Мысли о воспитании». Подготовка джентльмена как цель воспитания. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо. Педагогический роман Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Теория естественного свободного воспитания. Возрастная периодизация Ж.-Ж. Руссо. Воспитание женщины. Влияние идей Ж.-Ж. Руссо на развитие педагогики последующих эпох.Идея И.Г. Песталоцци о соединении обучения с трудом. Теория народного элементарного образования. Открытие институтов для подготовки учителей. Литературно-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Новая трактовка принципа природосообразности в воспитании. Развивающий характер обучения. Педагогическая система И.Ф. Гербарта. Тезис о суверенности педагогики как научной дисциплины. Идея воспитывающего обучения и многостороннего интереса. Процесс обучения и его ступени. Система нравственного воспитания. Педагогические труды А. Дистервега. Принципы природосообразности, самодеятельности и культуросообразности в воспитании. Дидактика развивающего обучения. Система дидактических требований. Сознательный характер усвоения изучаемого материала. Воспитывающий характер обучения. Педагогические требования к учителю.

Ресурсы сетиИнтернет

1. http://www.iqlib.ru– Интернет-библиотека образовательных изданий, в которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия. Удобный поиск по ключевым словам, отдельным темам и отраслям знания

2. www.biblioclub.ru– ЭБС по тематике охватывает всю область гуманитарных знаний и предназначена для использования в процессе обучения в высшей школе, как студентами и преподавателями, так и специалистами-гуманитариями.

3. www.koob.ru– Электронная библиотека по научной и популярной психологии, педагогики и др.

4. www.book.ru– Электронная библиотека, можно прочесть и скачать книги, справочники, словари, журналы

5. www.theLib.ru– Электронная библиотека – книги по философии, педагогике и др. Поиск по авторам и по названию книги.

Вопросы для самоконтроля по курсу

«История педагогики»

1. Назовите основные факторы, обусловившие возникновение воспитания и формы воспитания в условиях первобытнообщинного строя.

2. Что общего и чем отличаются подходы к воспитанию в Древнем Египте, Древней Индии и Древнем Китае?

3. Каковы основополагающие идеи античной педагогики и их преломление в современной практике образования?

4. В чем суть сократического метода?

5. В чем смысл религиозного идеала Средневековья? Приведите известные вам системы средневекового воспитания.

6. Каковы главные этапы развития педагогической мысли и образования в средневековом исламском мире?

7. Определите тенденции развития воспитания в первобытном обществе.

8. Чем по своим целям и содержанию афинская система воспитания отличалась от спартанской, и какими факторами это было обусловлено?

9. Какие важные черты характеризуют христианскую педагогику?

10. В чем выразились изменения в направленности и характере образования в эпоху Возрождения?

11. Кратко охарактеризуйте особенности университетов в эпоху средневековья.

12. Какие проблемы, значимые для современной теории и практики образования, ставили и решали педагоги средних веков, Возрождения и Реформации?

13. Почему Я. А. Коменского считают основоположником научной педагогики?

14. Сравните взгляды К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж. - Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека.

15. Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей по убеждению Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо?

16. Что понимал Ж. Ж. Руссо под естественным и свободным воспитанием?

17. Раскройте содержание теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

18. В чем сущность развивающего обучения по И. Г. Песталоцци, А. Дистервегу?

19. Какой вклад внес А. Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?

20. Какие важные особенности были присущи зарубежной школе и педагогике в первой половине 1900-х гг.?

21. Охарактеризуйте основные течения в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX начала ХХ вв.

22. Перечислите основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в современной зарубежной школе.

23. Каковы содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?

24. На каких принципах Я. А. Коменский предлагал строить новую школу? Каковы законы «хорошо организованной школы»?

25. Какие идеи Я.А.Коменского применяются в теории и практике современной гуманистической школы?

26. Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей по убеждению Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо?

27. Раскройте содержание теории элементарного образования И. Г. Песталоцци.

28. В чем заключается цель воспитания по И. Ф. Гербарту?

29. Какие из дидактических правил, сформулированных А.Дистервегом, наиболее актуальны в современной школьной практике?

30. Какой вклад внес А.Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?

31. Какие вопросы создания новой системы образования находились в центре полемики на Западе в XIX в.?

32. Назовите основные направления и их авторов в реформаторской педагогике Западной Европы конца XIX в.

33. Какие экспериментальные школы начального образования на Западе, возникшие до второй мировой войны, вам известны?

34. Каковы важнейшие черты современных школьных систем в ведущих странах мира?

35. Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?

36.Каковы особенности развития образования в 30-90-е гг.?

37.Как осуществлялась А.С.Макаренко педагогика индивидуального развития воспитанников?

38.Как В.А.Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

39.На каких принципах строится педагогика сотрудничества?

40.Охарактеризуйте школьную систему в России на рубеже XX-XXI в.

41. Сформулируйте общие принципы, определявшие содержание школьного образования в 20-х гг. XX в.

42. Из каких элементов складывается, по мнению С.Т.Шацкого, детская жизнь?

43. На каких принципах строился детский коллектив А.С.Макаренко?

44. Какие качества личности развивал В.А.Сухомлинский в своей педагогической практике?

45. Назовите известных вам педагогов-новаторов 80-х гг. XX в. Что их сближает и в чем своеобразие их педагогической деятельности7

46. Каковы ведущие тенденции современного образовательного процесса в России?

Вопросы для определения остаточных знаний у студентов

1. История образования и педагогической мысли как область научных знаний.

2. Воспитание и обучение в условиях древнейших цивилизаций.

3. История воспитания в античности.

4. Воспитание у восточных славян.

5. Образование и воспитание в Византии.

6. Развитие западноевропейской средневековой школы.

7. Развитие педагогической мысли в Средневековой Европе. Сословно-идеологическая система образования.

8. Воспитание и обучение в Киевской Руси.

9. Воспитание и образование в Московском государстве (до XVIII в.).

10. Гуманистические идеи эпохи Возрождения. Социалистические утопии.

11. Педагогические теории И.Ф. Герберта и Ф. Фребеля.

12. Педагогическая концепция Я.А. Коменского.

13. Педагогическая теория Д. Локка.

14. Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

15. Педагогические теории в эпоху Просвещения.

16. Педагогическая мысль в эпоху российского Просвещения.

17. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци.

18. Педагогическая мысль Западной Европы и США в первой половине XIX в.

19. Педагогические идеи и практика в Российской империи первой половины XIX в.

20. Педагогическая мысль Западной Европы и США во второй половине XIX в.

21. Педагогическая мысль в России второй половины XIX в.

22. Педагогическая теория К.Д. Ушинского.

23. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

24. Зарубежная педагогика и школа между мировыми войнами.

25. Образование в России в первой половине XX в.

26. Педагогическая мысль в России после второй мировой войны.

27. Зарубежная школа в XX в.

28. Принцип народности в теориях русских педагогов.

Примерные темы рефератов

1. Инновационные процессы в современной зарубежной школе.

2. Школа и педагогическая мысль США XIX века (до 90-х годов).

3. Сущность реформаторской педагогики и её основные представители в странах Западной Европы и США (конец XIX – середина XX вв.).

4. Опыт организации школ в странах Западной Европы и США на основе идей экспериментальной педагогики (конец XIX – середина XX вв.).

5. Требования к учителю, его подготовке в истории педагогической мысли.

6. Современные проблемы образования.

7. Педагогические идеи И. Г. Песталоцци и их актуальность для современной школы.

8. Достоинства и недостатки образовательных систем Японии и США.

9. Вклад М. М. Сперанского и декабристов в реформы российского образования первой половины XIX века.

10. Педагогика М. Монтеня и современность.

11. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

12. Опыт и мастерство педагогов-новаторов.

Вопросы к зачету по истории педагогики

1. Предмет и задачи истории педагогики.

2. Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций.

3.Содержание и методы обучения учеников в «домах табличек».

4. Содержание и методика обучения в древнеегипетских школах. Методы воспитания.

5. Школы Древнего Китая.

6. История воспитания в античности.

7.Спартанская и афинская системы воспитания.

8. Педагогическая проблематика трактатов Платона.

9. Педагогические идеи Аристотеля.

10. Воспитание и школа в Древнем Риме.

11. "Семь свободных искусств" как основа содержания обучения в римских школах.

12. Взгляды Сенеки на обучение и воспитание детей.

13. Педагогические принципы Квинтилиана и его требования к учителю.

14. Развитие педагогической мысли в Средневековой Европе. Сословно-идеологическая система образования.

15. Схоластика в школьном средневековом обучении.

16. Средневековые университеты.

17. Прогрессивные требования Ф. Рабле в области образования и воспитания.

18. Педагогические идеи социалистов-утопистов (Т. Мор, Т. Кампанелла).

19. Образование и воспитание в Византии.

20. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.).

21. Педагогическая система Я.А. Коменского.

22. Педагогические взгляды Дж. Локка.

23. Теория естественного свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

24. Педагогическое творчество И.Г.Песталоцци.

25. Педагогическая теория И. Гербарта и Ф.Фребеля.

26. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега.

27. Просветительская деятельность и педагогические взгляды Р. Оуэна.

28. Реформаторская педагогика и ее представители в Западной Европе и США (к. XIX- нач.XX в.).

29. Дж. Дьюи и его идеи реформирования школы.

30. Свидетельства о воспитании у славян до принятия христианства.

31. Педагогика православия (XI-XVII вв.).

32. Развитие просвещения и педагогической мысли в Московском государстве XVII в.

33. Дворянско-государственная педагогика (XVIII-XIX вв.).

34. Школы «учения книжного».

35. Педагогическая мысль средневековой Руси. «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой», «Азбука» И. Федорова. Азбуковники.

35. Переустройство школьного дела при Петре I.

36. Первая учительская семинария в России.

37. Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской дидактики.

38. Царскосельский лицей и его традиции.

39. Учебные книги К.Д. Ушинского. "Родное слово" и "Детский мир", их содержание и методические рекомендации к преподаванию.

40. Педагогика в России первой половины XIX в.

41. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики.

42. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого.

43. Развитие теории нравственного воспитания в России в к. XIX-нач. XX в.

44. Педагогическая мысль в России в к. XIX-нач. ХХв.

45.Развитие школы в России после Октябрьской революции.

46. Советская педагогика в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

47. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко.

48. Педагогические взгляды и деятельность В.А. Сухомлинского.

49. Принципы организации и деятельность учреждений системы народного образования в 70-80-е годы в СССР. Введение всеобщего среднего образования.

50. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.

51. Макаренко А.С. Книга для родителей.

52. «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

53. Руссо Ж.Ж. «Эмиль, или О воспитании».

54. Журнал «Ясная Поляна», «Азбука», «Новая азбука» Л.Н. Толстого, их значение в развитии педагогики.

55. Школа, дошкольное воспитание и педагогика первой половины XVIII в.

56. В.Г. Белинский о семейном воспитании.

57. В.А. Лай. Школа действия.

58. Коменский Я.А., Локк Дж., Песталоцци И.Г. о воспитании в семье.

59. Педагогическая система М. Монтессори.

60. Возникновение и развитие педологии (А. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон).

61. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

62. Зарубежная школа в XX в.

63. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного пространства.

64. Образование в Донецкой Народной Республике.

65. Идея П.Ф. Лесгафта о взаимоотношении умственного и физического воспитания.

66. Научно-педагогическое наследие П.П. Блонского.

67. Система образования в 50–80-е гг. в СССР.

68. Опыт и мастерство педагогов-новаторов.

69. Место кредитно-модульного обучения в Болонском процессе.

70. Закономерности и цели воспитания.

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров И.П.Масюченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ»

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ:

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

профессиональная переподготовка с присвоением новой квалификации (получение дополнительного профессионального образования к высшему профессиональному образованию)

Донецк,2017

Рабочая программа дисциплины«История педагогики»

Программаразработана старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования Исаевой Ю.А.

Рекомендована к утверждению на совместном заседаниикафедры дошкольного и начального образования и кафедры дополнительного образования

протокол заседания

от 12 мая 2017 г. № 9

И.о. заведующегокафедрой дошкольного

и начального образования ___________________Матузова И.Г.

И.о. заведующегокафедрой

дополнительного образования_________________ Марченко Г.В.

1. Планируемые результаты обучения по дисциплине

Целью изучения дисциплины «История педагогики» является овладение обучающимися знаниями о поступательных процессах становления и развития образования и педагогической мысли в разных государствах и в различные исторические периоды, определяющими развитие профессионально-личностной компетентности специалиста в области педагогической деятельности.Предметом изученияистории педагогики и образования является характер и особенности целей, принципов, содержания, методов и средств обучения и воспитания в конкретную историческую эпоху, их эволюцию, возникновение новых педагогических теорий, а также анализ причин, вызывающих отмирание и модернизацию одних и возникновение других педагогических теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

Задачиизучения дисциплины:

– ознакомление обучающихся с тенденциями и факторами развития мирового историко-педагогического процесса;

– усвоение системы знаний о становлении и развитии воспитания, школы и педагогической мысли в различные исторические периоды и в различных социокультурных условиях;

– овладение системой знаний об основных педагогических идеях и положениях известных педагогов, просветителей и общественных деятелей и осмысление их вклада в развитие мировой педагогической мысли;

– обеспечение условий для самостоятельного пополнения знаний в области истории педагогики, анализа взаимосвязи между наследием классической педагогики и современной педагогической теорией и практикой воспитания и образования.

В результате освоения дисциплины «История педагогики» слушатель должен знать:

- генезис мирового историко-педагогического процесса; становление и эволюцию различных философско-педагогических подходов к воспитанию человека;

- различные педагогические системы, концепции воспитания и обучения в их взаимосвязи с социокультурным развитием общества;

- авторские педагогические идеи и концепции различных представителей педагогической мысли прошлого;

- основные тенденции современного развития мирового образовательного процесса;

уметь:

- анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать и систематизировать простейшие историко-педагогические факты, делать обоснованные выводы об их причинах, взаимосвязях, последствиях, выявлять главное в педагогических явлениях и процессах прошлого;

- выявлять общее и специфическое в оценке педагогических явлений и процессов прошлого;

- соотносить педагогические идеи, концепции с именами их авторов;

- устанавливать хронологическое соответствие историко-педагогических событий и явлений;

- применять полученные в области истории педагогики знания для решения современных проблем воспитания;

владеть:

-умением применять рациональные приемы поиска, отбора и использования историко-педагогической информации;

-умением реферировать, рецензировать историко-педагогическую литературу, составлять тезисы, резюме, схемы.

2. Учебно-тематический план освоения дисциплины

2.1. Содержание дисциплины

Содержательный модуль 1. История отечественной школы и педагогики

Наши рекомендации