Роль и место социальных служб в решении молодежных проблем.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социально-педагогическая работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Под социально-педагогической работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказании подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг. В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
Центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидального поведения данной категории молодежи; Консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону; Приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе; Центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии; Центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, спорта и т.д. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Направлениями работы комплексов социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов являются:

– оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб;

– правовая помощь молодежи и молодой семье;

– профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними;

– медицинская и медико-социальная помощь молодежи;

Такие центры, используя комплексный подход, вырабатывают и осуществляют многосторонние долгосрочные программы оздоровления молодежной социальной среды. Например, в целях создания государственно-общественной системы профилактики отклоняющегося поведения детей и молодежи, восстановления и реорганизации социальной инфраструктуры для подростков и молодежи в микрорайонах, развития специализированных социальных служб адаптации и реабилитации молодежи; оказания психологической помощи подросткам, молодым людям, подвергшимся насилию, несовершеннолетним правонарушителям, воинам, вернувшимся из зоны боевых действий; технологии экстренной помощи несовершеннолетним, организации их временного проживания при экстремальной ситуации. Проводится работа по созданию среды общения подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых людей с ограниченными возможностями.

Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для подростков и молодежи.

Особое внимание мировой общественности к проблемам молодых было привлечено в 1985 году в связи с проведением Международного года молодежи. Была принята «Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, до 2000 года и последующий период», которая включает 10 приоритетных направлений деятельности: образование, занятость, ликвидация голода и нищеты, здравоохранение, охрана окружающей среды, борьба со злоупотреблениями наркотическими средствами, борьба с преступностью среди несовершеннолетних, организация досуга, и т.д.

Законодательная база по социально-педагогической работе с молодежью.

Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 25.11.94 N 1279 «О Федеральной программе "Молодежь России".

Постановление Правительства РФ от 18.06.97 N 746 «О федеральной
целевой программе "Молодежь России (1998-2000 годы)" (с изменениями
на 30 декабря 2000 года)».

Федеральный закон от 19.04.91 N 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 25 июля 2002 года)», Постановление Верховного Совета РФ от 19.04.91 N 1033-1 «О введении в действие закона РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 28.08.02 N 638 «О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы».

О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" Постановление Правительства РФ от 16.02.01 N 122

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 05.12.96 N 881-II ГД «О социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи».

Впервые категорию молодёжь стали выделять социологи в 60-е годы. Они увидели в молодёжи присущие только ей социальные черты, специфические интересы, ценности, нормы поведения и проблемы. Постепенно в 70-е годы сформировался более широкий взгляд на эту социально-демографическую группу. Понятие «молодёжь» было впервые дано в 1968 году. Как часть общества молодёжь является предметом изучения многих социальных наук: философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история. Естественно, в каждой из этих наук в понятие «молодёжь» вкладывается своё содержание.

В последние годы с изменением общенаучного подхода возникла потребность в целостном подходе молодёжи. Возрастная терминология относительно молодёжи никогда не была однозначной. Важной деталью является то, что возрастные категории обозначали не столько хронологический возраст, сколько его общественное положение, социальный статус.

При определении возрастных границ понятия «молодёжь» в качестве исходных, необходимо принять широкораспространённые взгляды, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью ( от 12 до 16 лет), а также ряд социальных обстоятельств; а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, чему также соответствует ряд условий.
Исходя их данных биологии, медицины, психологии, демографии и социологии нижняя граница молодёжи определена 15-летним возрастом. По мнению многих учёных, эта граница должна быть понижена. Материальная нужда уже гонит тысячи и тысячи 12-14-летних людей идти работать, означая тем самым их ранний переход в разряд молодёжи. Анализ демографической ситуации свидетельствует о том, что в последующие десятилетия количество молодёжи в мире сократится. В некоторых регионах и странах будет не хватать людей, вступивших в пору зрелости. Это вынудит многие страны пересмотреть границы зрелости в сторону понижения. В трудовой процесс будут включены те, кто по нынешним понятиям не может во всей полноте пользоваться юридическими правами и выполнять обязанности трудящегося человека, иметь статус рабочего. На наш взгляд, в силу вышеназванных реальных демографических и социально-экономических процессов можно было бы определить нижнюю границу молодёжного возраста 14 лет. Весьма сложным является вопрос об определении верхней возрастной границы понятия «молодёжь».

Принято считать, что концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются, по крайней мере, следующие условия:

• экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение необходимых для собственного осуществления средств и способность создавать их

• личная самостоятельность, то есть способность принимать решения, касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования в обществе

• самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает для существования, независимо от их происхождения

• создание собственного очага, независимого от родительского, принятие ответственности за его поддержание и управление Практика показывает, что некоторые из этих условий достигаются в раннем возрасте. Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.

Таким образом, можно сделать вывод, что по всем категориям приобретения устойчивого социального статуса можно определить верхнюю границу молодёжного возраста 30 лет. Поэтому под молодёжью в дальнейшем мы будем понимать социально-демографическую группу людей в возрасте от 14 до 30 лет. Государственная молодёжная политика в Российской Федерации также направлена на лиц в возрасте от 14 до 30 лет, что подтверждает возрастные рамки молодёжи, принятые и в других странах.

Молодёжь – это ресурс и потенциал социально-экономического развития любой территории, поэтому одной из основных задач молодежной политики Российской Федерации является создание условий для более полного включение молодежи в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества. Главным условием для решения данной задачи является прежде всего создание и развитие эффективной нормативной правовой системы, позволяющей молодёжи реализовать ее права.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ И ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

В большинстве случаев социальная работа с молодежью рассматривается как часть молодежной политики, нередко отождествляясь с ней. В то же время социальная работа с молодежью является частью социальной работы как профессиональной деятельности по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, т.е. тем, кто не может сам эффективно справиться с возникшими трудностями. Применительно к молодежи это означает оказание помощи молодому человеку или группе молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе как на национальном, так и региональном или местном уровне, по месту жительства или работы (учебы). По нашему мнению, специфика социальной работы с молодежью состоит в том, что она не просто направлена на молодых по возрасту людей как клиентов, а призвана решать специфические молодежные социальные проблемы, связанные с переходом от детства к взрослой самостоятельной жизни, обретением полноценного профессионального и социального статуса.

Как отдельное направление профессиональной деятельности в европейских странах социальная работа с молодежью возникает после второй мировой войны. Проблематика социальной работы с молодежью наиболее полно разработана в Германии. Закон ФРГ «О помощи детям и молодежи», принятый 26.06.1990 г., так определяет понятие социальной работы с молодежью: «(1) Молодым людям, которые в повышенной степени зависят от поддержки для компенсации социальной обделенности или преодоления нарушения индивидуальных интересов, в рамках помощи молодежи должна быть предложена социально-педагогическая помощь, способствующая их школьному и профессиональному образованию и адаптации в сфере трудовой деятельности и их социальной интеграции. (2) Если обучение этих молодых людей не обеспечивается мероприятиями и программами других учреждений и организаций, им могут быть предложены соответствующие мероприятия по обучению и занятости, проводимые с участием социальных педагогов, учитывающие способности и уровень развития этих молодых людей. (3) Во время участия в школьном или профессиональном обучении или во время профессиональной интеграции молодым людям может быть предложено пребывание в формах проживания под присмотром социального педагога… (4) Предложения должны быть согласованы с мероприятиями органов школьного образования, с федеральным ведомством по труду и организациями, занимающимися обучением на предприятиях и вне их, а также с организациями, предлагающими мероприятия по занятости».

Таким образом, термин «социально-педагогическая работа с молодежью» неразрывно связан с трудовыми аспектами, профессиональной и допрофессиональной подготовкой, поэтому нередко употребляется в качестве синонима с понятиями «социально-трудовая адаптация» и «помощь молодежи, связанная с выбором профессии».

В нашей стране различные концептуальные подходы к практической социальной работе с молодежью особенно активно развиваются с начала 90-х годов. Социальная молодежная работа проводится не только в отношении молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию или совершивших тот или иной социально-неодобряемый поступок, но и включает в себя социальную профилактику, направленную на молодежь в целом, прежде всего на т.н. «группу риска». В последнее время адресатами социальной молодежной работы выступают также молодые люди, имеющие ограниченные возможности социализации, обусловленные семейными обстоятельствами, социальным окружением, экономическими причинами, этническим или культурным происхождением, а также полом. Важным комплексным индикатором, отражающим нередко комплексный и многослойный характер социальных проблем, выступает отсутствие работы или учебы.

В настоящее время сложилась система социально-реабилитационных центров для молодежи, кризисных служб, в т.ч. телефонов экстренной помощи, система психологической помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Эти структуры являются, как правило, государственными или муниципальными и осуществляют психолого-социальную помощь молодежи в парадигме индивидуальной социальной работы (case work). Российская модель социальной работы с молодежью носит преимущественно дефицитный характер, будучи направлена на конкретного молодого человека, оказавшегося в кризисной ситуации. В то же время специалисты отмечают необходимость интегративной социальной работы с молодежью, направленной на молодежные сообщества.

Специфика социальной работы с молодежью состоит в том, что молодежь в большей степени, чем какая-либо иная социальная группа, являющаяся получателем социальной помощи, способна и стремится к собственной социальной активности. Молодежь выступает не только и не столько объектом социальной работы, а ее субъектом, поскольку включение молодых людей, попавших в трудную ситуацию, в активную жизнь, является целью и условием успешной социальной работы с молодежью. В силу этого возникает необходимость разработки и внедрения специфических социальных технологий по работе с молодежью, способствующих ее самоорганизации, участию и вовлечению в активную общественную жизнь.

Такие технологии более эффективно могут реализовываться негосударственными некоммерческими организациями, прежде всего молодежными общественными объединениями. Зная социальные проблемы молодежи «изнутри» и осуществляя свою работу «в сетях клиента», они непосредственно взаимодействуют с молодежными группами и сообществами, используя при этом внутреннюю мотивацию, интерес самих молодых людей, изменяют их окружение, а не извлекают молодого человека в искусственно созданную среду социального учреждения. Организационно-педагогическая основа работы молодежных объединений в сфере социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной ситуации, состоит в вовлечении молодежи в общественно-значимую коллективную деятельность и создании личной «истории успеха». Особенно важной видится роль молодежных общественных объединений в профилактике социальных проблем молодежи.

Большинство молодежных объединений идентифицирует себя не как поставщика услуг, а как объединение по интересам на основе общих ценностей. Специфика услуг молодежных объединений, как и вообще ННКО, состоит в том, что, оказывая услугу, они включают ее получателя в систему отношений. Получателями услуг при этом могут быть как члены и участники объединения, так и другие молодые люди, а также другие социальные группы (престарелые, дети, инвалиды и т.д.).

Молодежными объединениями нашей страны накоплен определенный практический опыт социальной работы с молодежью различных проблемных групп. Для полноценной реализации потенциала молодежных объединений в социальной работе с молодежью необходима система государственной и общественной поддержки. Она позволит не только тиражировать накопленный опыт, но и привлечь заинтересованных молодых активистов, добровольцев к социальной деятельности. Таким образом, можно реализовать как инновационные модели в социальной работе, обеспечив разнообразие и адаптивность форм и технологий сообразно конкретной ситуации и региону, но и существенно сэкономить государственные средства. Это особенно важно в нынешних условиях экономического кризиса.

Задачи социально-педагогической деятельности с молодежью:

– социальное воспитание;

– социальное обучение;

– профориентация;

– профилактика девиантного поведения;

– социально-педагогическое сопровождение событий в молодежной среде.

Социально-педагогическая деятельность с молодежью включает следующие направления:

– организация работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи;

– осуществление взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организацями, представляющими интересы молодежи;

– организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизнь общества;

– организация информационного обеспечения молодежи, организация научных исследований проблем молодежи, взаимодействие с молодежными СМИ;

– содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи;

– участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи;

– содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодежи;

– организация управления и поддержки молодежных проектов;

– поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде.

Принципы социально-педагогической деятельности организатора работы с молодежью:

– Принцип центрирования, который предполагает отношение к каждому молодому человеку как уникальной в своем социальном становлении личности, способной самостоятельно сделать социальный выбор.

– Принцип персонификации, который предполагает выбор задач и средств сопровождения, адекватных социальной ситуации определенного человека.

– Принцип конвенциальности, который предполагает, что решение задач социально-педагогической деятельности определяется соглашением о её осуществлении, основой которого являются потребности молодежи.

– Принцип оптимистической стратегии, который предполагает, что субъекты социально-педагогической деятельности являются носителями позитивного социального опыта.

– Принцип социального закаливания, который предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладение способами этого преодоления, формирование социального иммунитета.

Важным направлением работы с молодежью является формирование готовности к социальному самоопределению. Под социальным самоопределением понимается выбор личностью социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления собственных жизненных целей, предполагающий включение личности в систему этих отношений. Для этого важно формирование рефлексивной позиции к своему участию в системе социальных отношений и адекватной оценке реализации комплекса социальных ролей.

С позиции специалистов, работающих со студенческой молодежью, отношение к студенту представляет собой отношение к нему как субъекту собственного развития. Важно, чтобы студенческая группа стала благоприятной средой для обучения и для развития профессионально важных качеств будущего педагога.

Социально-педагогическое сопровождение быта и отдыха предполагает решение следующих задач:

– создание «поля самореализации», для проявления индивидуального потенциала студентов;

– оптимизацию их жизнедеятельности в условиях профессионально-ориентированной креативной среды;

– возможность выбора сферы деятельности и общения;

– организацию социальных проб.

Необходимо создание условий для:

– социально-экономической поддержки и защиты студентов;

– деятельности творческих студенческих объединений;

– оздоровления и отдыха студентов, пропаганды ЗОЖ;

– профилактика асоциальных проявлений;

– развитие творческого потенциала студентов.

Социально-педагогическая работа с молодежью может быть также направлена на социально-педагогическое сопровождение:

– молодых участников производственно-экономической деятельности;

– молодых военнослужащих;

– молодой семьи;

– молодежного самоуправления;

– массовых явлений в молодежной среде.

Наши рекомендации