Элементы педагогического мастерства
Гуманисти-ческая и педагогическая направленность личности учителя | Профессио-нальные знания | Профессиональные умения и навыки | Педагогичес-кая техника | Профессио-нальные качества личности | Педагогичес-кие способности |
интересы ценности идеалы | по предмету, методике преподава-ния, педагогике, психологии в комплексе | связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодейст-вия; с использованием педагогического самоанализа | умения управлять собой, взаимодействовать | коммуника-тивные, перцептивные, организатоские, дидактические, конструктивные творческие, гностические, прогностичес-кие, суггестивные, экспрессивные |
Направленность личности – это совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности. Она характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Педагогическая направленность – стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее преодолевать препятствия и трудности в работе. Гуманистическая направленность предполагает уважительное отношение к людям, забота о них, постановка в центр внимания интересов и проблем ребенка, отношение к личности как высшей ценности в мире, признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений.
Педагогическая техника – это комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью, мимикой, жестами и организацию педагогически целесообразного общения.
Педагогические способности – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.
Гностические способности – умение познавать и получать удовольствие от познания; дидактические – умение объяснять, передавать знания, обучать; конструктивные – умение отбирать, создавать, проектировать учебно-воспитательный материал; организаторские – умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать интерес к ним, объединять участников, направлять их на реализацию поставленных целей; перцептивные – умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии; прогностические – умение осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты взаимодействия в педагогической деятельности; суггестивные – эмоционально-волевое внушающее влияние учителя его способность с помощью твердого волевого слова добиться нужного результата воздействия; экспрессивные – умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм учителя, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой.
Мастерство неотделимо от творчества. Творчество – способность выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии. Педагогическое творчество проявляется в выработке и воплощении учителем в изменяющихся условиях педагогического процесса, в общении с детьми оптимальных и нестандартных педагогических решений; способности к импровизации, основанной на знаниях и интуиции; умениях перевести теоретические положения в педагогические действия; разработку новых методик, форм, приемов и средств; умение видеть «веер вариантов». Творческую личность характеризуют нестандартное мышление, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, фантазия, стремление к самосовершенствованию.
«Внимание, воображение, память – три кита творческого процесса» К.С.Станиславский
«Познаваемость явлений педагогического искусства требует настойчиво изучать такие компоненты, как интуиция, вдохновение, творческое переживание, озарение, одержимость и горение … Все эти … свойства становятся одним из главнейших условий творческого труда педагога» Ю.П.Азаров
Педагогическое мастерство и творчество служит основой новаторства в педагогике. Это деятельность по осуществлению и внесению новых прогрессивных идей. Учитель-новатор это ещё не ученый, но уже и не только практик. Новаторство – это характеристика деятельности и качество личности. Это потребность в творчестве, готовность к восприятию инноваций, умение внедрять в практику малейшие прогрессивные изменения.
Результатом творческой деятельности коллективов школы являются инновации. Это – новшества, новизна, изменения; введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания. На этой основе создаются альтернативные и авторские школы.
Примеры новаторства в педагогике: В.Ф.Шаталов, Ш.А. Амонашвили, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, И.П.Волков, Р.Г. Хазанкин и др. ( См. «Педагогический поиск». Сост. Баженова И.Н. М., 1990; Зильберберг Н.И. Приобщение к математическому творчеству. Уфа, 1988; Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1979; Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987; Ильин Е.Н. Искусство общения М., 1982; Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986; Мижериков В.А., Ермоленко Н.М. Введение в педагогическую профессию. М., 1999. С. 234-245).