Лекция 1. Педагогическая профессия в современном обществе.

Социально-педагогическая деятельность тесно связана с педагогической деятельностью.

Педагога сравнивают с инженером человеческих душ, архитектором, скульптором, садовником, выращивающим розы, актером, режиссером, психотерапевтом.

«Профессия учителя соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата» Л.М.Митина.

Из сочинения Н.А.Добролюбова (1836-1861), написанного им при поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге: «Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но, наконец, остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение – все, что нужно для этого трудного дела… Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога… Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как я могу передавать новые истины новому поколению?... Но для того-то и прихожу я в это святилище науки, чтобы в нем приготовить себя к совершенному прохождению своей должности…».

Роль учителя во многие времена была значительной.

«Каждое время имеет, в сущности, ту школу, которую оно заслуживает… Школа – это, скорее всего, симптом, показатель нашего внутреннего Я…» В.Розанов.

Педагогическую деятельность можно разделить на профессиональную и непрофессиональную (житейская педагогика).

Педагогическая профессия – особая по своей сущности и значимости. Она относится к группе профессий, предметом которых является другой человек, по классификации Е.А.Климова к группе «человек-человек» (другие группы: человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-знаковая система). Человеку этой сферы свойственны: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать, широкий кругозор, речевая культура, «душеведческая направленность ума», способность к сопереживанию, наблюдательность, высокая степень саморегуляции и др.

Понятие «профессия» включает следующие характеристики: это регламентированный вид трудовой деятельности, предполагающий сотрудничество со смежными профессиями, требующий специальной подготовки, выполняемый за материальное вознаграждение, определяющий определенный статус человека в обществе.

К.Юнг раскрывая причины искаженного представления большинства людей о сущности жизненного и профессионального успеха в том, что современная цивилизация насаждает экстравертивную культуру (обращенную во вне человека), культуру достижений, навязывая идеи успеха, карьеры, материальных достижений как основной путь и цель личностного роста, в то время как главная цель человека – обретение внутренней целостности, «индивидуация».

Учитель управляет самым сложным процессом – развития личности. Общество возлагает на учителя особую ответственность, так как ему доверяется человек, когда он наиболее податлив на внушения.

«В мире довольно много людей, которым никто не помог пробудиться» Антуан де Сент-Экзюпери.

«Основная трагедия воспитания в том, что учитель живет в современности, а строит будущее» Ш.А.Амонашвили.

Особенности педагогической профессии:

n основное содержание составляют взаимоотношения с людьми;

n объектом и продуктом труда является человек как активное существо с неповторимостью индивидуальных качеств (в отличие от профессий, где объектом является мертвый материал);

n цели педагогической деятельности обусловлены потребностями общества, социальным заказом;

n усложнение работы педагога связано с воздействием на ученика множества факторов (СМИ, семья, друзья и др.), необходима их корректировка;

n эффективность обучения и воспитания зависит от процессов самовоспитания и самообразования учащихся;

n педагогический труд – это процесс взаимодействия людей, поэтому важны личностные, нравственные аспекты;

n педагогическая деятельность носит гуманистический, коллективный, творческий характер.

Гуманность (от лат.) – человечный, человеколюбие; уважение к людям. В образовании – создание условий для развития личности. Наиболее ярким представителем гуманистической педагогики в России был В.А.Сухомлинский. Одно из его произведений называется «Сердце отдаю детям». На вопрос, что самое главное в его жизни, он ответил: «Без сомнения – любовь к детям». Также ярким примером проявления любви к детям является жизнь польского педагога и врача Януша Корчака. В 1942 году вместе с детьми «Дома сирот» он погиб в газовой камере лагеря смерти Треблинка. Гитлеровцы предложили ему спасение, но он не бросил детей. Одна из его книг называется «Как любить ребенка».

«Любить доброго, хорошего ребенка – не великая заслуга, но полюбить дурного и испорченного – вот где познается истинное призвание воспитателя. В этом проявляется величье сердце воспитателя» К.Н.Вентцель.

Педагогическая профессия относится к творческим.

«Сделать открытие – значит увидеть то, что все видят, и подумать при этом то, что до сих пор никому в голову не приходило» А.Сент-Дьёрд).

«Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, для второго только умение» Д.Бернал..

Социальная ценность педагогической профессии заключается в том, что с ее помощью осуществляется преемственность поколений, передача общественно-исторического опыта, формирование подрастающего поколения. Учитель – посредник между обществом и растущим поколением. Учитель – человек, устремленный в будущее. Эта профессия – одна из самых массовых (в нашей стране ею занимается более 3 млн. человек).

Древнегреческий философ Платон говорил: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает – граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Применимо ли сегодня это высказывание?

Таким образом, педагогическая профессия выполняет две основные социальные функции: приспособление подрастающего поколения к современной социокультурной ситуации (социализации) – адаптивная функция; развитие личности и индивидуальности – гуманистическая (человекообразующая) функция. Необходимо их сочетание.

Валентин Герцог (Германия) характеризует ситуацию работы учителя: педагогу предстоит «провести туристическую группу, состоящую из классных спортсменов и инвалидов, через непроходимую местность в туманную погоду в северо-южном направлении, причем так, чтобы все они в добром здравии, в хорошем расположении духа и прекрасном настроении одновременно достигли трех различных целей своего путешествия».

В «Национальной доктрине об образовании» (1999 г.) сформулированы следующие цели современного образования:

n преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры;

n воспитание патриотов России, граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью;

n разностороннее развитие детей, формирование навыков самообразования;

n формирование научного мировоззрения, культуры межэтнических отношений;

n экологическое воспитание и др.

В докладе Международной комиссии по образованию для 21 века, представленном ЮНЕСКО, предложены четыре цели образования: научить жить вместе, научить приобретать знания, научить работать, научить жить.

Одним из важнейших факторов успешности педагогической деятельности является личность самого педагога. Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, обладать свободой выбора, отвечать за свои поступки, постоянно «строить» свою личность и т.д.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитание изливается только из живого источника человеческой личности» К.Д.Ушинский

Профессиональные требования к учителю можно разделить на определенные группы: 1) общегражданские качества; 2) качества, специфичные для профессии учителя; 3) специальные знания умения, навыки по предмету. Личностно-профессиональные качества педагога можно представить и в виде следующих групп качеств: 1) отношение к учащимся; 2) отношение к профессиональному делу; 3) отношение к себе.

Современного учителя должны характеризовать следующие качества:

n высокая гражданская ответственность, социальная активность;

n любовь к детям, уважение к личности учащихся;

n интеллигентность, духовная культура;

n желание и умение работать с другими людьми, сотрудничать;

n высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и творчеству;

n потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

n профессиональная работоспособность.

«Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя, если он любит только других, он не может любить вообще» Э.Фромм.

Взаимодействие с ребенком требует его понимания. Для этого нужны такие качества как:

n эмпатия – сопереживание, постижение эмоционального состояния другого человека, эмоциональный отклик на его состояние;

n идентификация – понимание состояния ребенка и способность мысленно поставить себя на его место;

n конгруэнтность – открытость, подлинность своих чувств и переживаний;

n суггестивность – способность к внушающему влиянию, воодушевление;

n креативность;

n рефлексивность.

Одно из важнейших требований – четкость социальной и профессиональной позиции педагога. Социальная позиция определяет отношение к педагогической профессии, её целям и средствам. На её основе формируется профессиональная позиция – отношение к учащимся, понимание своей роли. Педагог может выступать по отношению к учащимся как информатор, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.

Можно профессиональные качества разделить на доминантные – отсутствие которых влечет невозможность осуществлять педагогическую деятельность. К ним относятся: уравновешенность, желание работать с детьми, терпимость, справедливость, честность, тактичность и др. Негативные, определяющие профессиональную непригодность: неуравновешенность, высокомерие, мстительность, наличие вредных привычек и др. К качествам, затрудняющим взаимодействие с учащимися можно отнести: вспыльчивость, резкость, обидчивость, нерешительность, неорганизованность, несправедливость, отсутствие целеустремленности и др.

Основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский (1824-1870) писал: «Как бы ни казались, обширны требования, которые мы предъявляем к воспитателю, но эти требования вполне соответствуют обширности и важности самого дела».

Известный педагог В.Н.Сорока-Росинский справедливо отмечал: «Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100 % – отличный педагог, на 75 % – хороший, на 50 % – посредственный, ниже 50 % – плохой». Согласны ли вы? «Разумеется, это не так: каждый педагог это вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле… Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности».

Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует профессионализм; владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике – нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

В 2011 г. был разработан проект «Профессионального кодекса учителя». В нем определены принципы этики учителя:

- гуманность;

- законность;

- демократичность;

- справедливость;

- профессионализм;

- взаимное уважение.

Этика – это наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми. Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные и нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, педагогами, родителями. Гуманистическая педагогика в качестве исходной нормы выдвигает любовь к детям.

Педагогическое общение – категория профессиональная. Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Педагог задает эталон общения.

Под профессионально-педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Общение выполняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельности людей. Оно служит установлению общности между людьми и самоопределению личности. В общении выражается отношение человека к другому.

Правильно построенное общение способствует эффективности педагогического процесса. Доброжелательность, создание «ситуации успеха», поддержки, оказывает стимулирующее действие. Педагогическое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат; обеспечивает творческий характер учебной деятельности, создает условия для развития интереса к учению у учащихся; способствует решению воспитательных задач, т.к. в общении происходит обмен духовными ценностями, формируется отношение ученика к миру, людям, самому себе.

Педагогическое общение выполняет три функции: коммуникативную, перцептивную, интерактивную. Для коммуникации необходимо привлечь внимание учащихся, вызвать интерес к теме. Перцептивная функция (от лат. восприятие) очень сложная, так как требует понимания психологических особенностей учащихся, их чувств, настроения, мотивов поступков. Интерактивная функция направлена на организацию и управление деятельностью учащихся. Общение стимулирует и координирует процесс деятельности, способствует созданию эмоциональной атмосферы.

В деятельности учителя важны два вида общения: межличностное и деловое.

В общении важную роль играет речь педагога. Требования к ней: правильность, точность, ясность, логичность, доступность, образность, эмоциональность, выразительность, богатство, простота и др. Наука, которая учит красиво говорить называется риторикой.

А. С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тогда, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15 – 20 интонационными оттенками.

Речь ­– это человек в целом (опыт, характер, чувства и др.). Факторы, от которых зависит воздействие речи:

- умение убеждать, логическое построение речи;

- владение техникой речи (дыханием, голосом, дикцией);

- экспрессивные умения, образность речи, интонационная выразительность, логические акценты, паузы, мелодика речи; (образности речи способствует применение примеров, метафор, сравнений, аналогий, символов);

- использование вспомогательных средств (жестов, мимики, пластики, дистанции общения);

- дискуссионные умения;

- перцептивные умения.

«Самое важное в преподавании – заставить себя слушать».

Необходимо уметь пользоваться «риторическим инструментарием»: эффект визуального имиджа, эффект первых фраз, эффект релаксации и снятия эмоциональной напряженности, эффект дискуссии.

Речь дополняют невербальные средства: глаза, мимика, голос, жесты. В книге «Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам» ее автор Аллан Пиз объясняет, что означают те или иные жесты человека.

«Поза, мимика, жесты человека несут о нем 80 % информации» Аллан Пиз

Макаренко считал важным для педагога сохранять улыбку или «парад на лице».

Невербальные средства общения включают: 1) кинесику (совокупность телодвижений, жестов, мимики, пантомимики, манеры одеваться, прическа и т.д.); 2) проксемика (место и время общения); 3) пара- и экстралингвистика (тональность, тембр голоса, громкость и быстрота речи, паузы); 4) визуальное общение (контакт глазами); 5) такесика (прикосновение).

«Вовремя выдержанная пауза может оказать воздействие большее, чем куча слов» К.С.Станиславский

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей. Она может быть диалогической и монологической. Что важно для диалога?

В общении важно уметь слушать: не перебивать, быть тактичным, поддержать при ответе, проявить заинтересованность в том, о чем говорит ученик.

«Для развития голоса, дыхания, телодвижений, языка нужны не столько правила науки, сколько труд» Цицерон

«Когда нужна истинная сила речи – забудьте о громкости и помните, об интонации с её верхами и низами по вертикали… Силу речи надо искать не в громкости, а в голосовых повышениях и понижениях, … в контрасте между высокими и низкими звуками» К.С.Станиславский

«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать своего настроения» К.С.Станиславский

«Когда речь кончилась, пусть глаза говорят» К.С.Станиславский

«Эмоции имеют огромную возвратную силу влияния на интеллектуальную деятельность ученика… Эмоции подобны дирижеру, от взмаха чудесной палочки которого разрозненные звуки превращаются в стройное звучание оркестра. Без надежной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение» В.А.Сухомлинский.

У каждого педагога складывается свой стиль общения. Стиль – это характерная манера поведения человека. Стиль общения – это индивидуальные особенности взаимодействия педагога и учащихся. Стиль деятельности – это индивидуальное и своеобразное, устойчивое сочетание приемов и способов, проявляющееся в разных педагогических ситуациях, обеспечивающее наилучшее выполнение деятельности. Он зависит от индивидуальности педагога, его компетентности, отношений к учащимся, коммуникативной культуры; от возраста учащихся, индивидуальных особенностей.

Выделяют разные стили общения. В книги В.А.Кан-Калика «Учителю о педагогическом общении», М,. 1987 выделены следующие стили:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельности.

2. Общение на основе дружеского расположения (важна мера целесообразности, чтобы избежать панибратства).

3. Общение – дистанция (помогает избегать фамильярности).

4. Общение – устрашение.

5. Общение – заигрывание.

6. Общение – превосходство.

На основе стиля общения складывается стиль педагогического руководства. Он проявляется в позициях педагога и учащихся, в тоне, форме обращения, в соотношении прямых и обратных связей, дисциплинарных и организационных воздействиях.

Стили руководства:

1. Авторитарный. Педагог все берет на себя, единолично определяет направление деятельности, проявляет чрезмерную требовательность, категоричность, пренебрегает мнением учащихся. Тон обращения – приказной, угрожающий. Форма обращения – указание, приказ, поучение, запреты. Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, инициативу. Силы учащихся направлены на самозащиту. Девиз: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте». Образное название – «Разящие стрелы».

2. Демократический. Проявляется в опоре на мнение коллектива. Общение и деятельность строятся на основе сотрудничества, обсуждения. Инструкция в форме предложений. Педагог прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право их на свою позицию, поощряет активность. Тон обращения – уважение, доброжелательность, поддержка. Форма обращения – совет, рекомендации, просьба. Такой стиль располагает к педагогу, способствует развитию, побуждает к деятельности. Учащиеся испытывают состояние спокойной удовлетворенности и высокой самооценки. Девиз: «Вместе задумали, вместе организовали и подвели итог». Образное название – «Возвращающийся бумеранг».

3. Либеральный. Педагог самоустраняется от ответственности за коллектив. Отсутствует система в организации деятельности и контроле. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и проблемы учащихся. Дела в группе идут сами собой. Тон обращения – безразличный. Форма обращения – увещевания, уговоры. Такой стиль ведет к отчуждению или панибратству, не способствует развитию. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты. Девиз: «Как все идет, пусть так и идет». Образное название – «Плывущий плот».

«Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше» (И.В.Гёте).

Высший уровень педагогической деятельности – это педагогическое мастерство. В любой деятельности можно выделить мастера своего дела.

Мастер (по Далю) – это особенно сведущий, искусный в своем деле. Под педагогическим мастерством понимается комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Мастерство воспитателя есть мастерство организатора жизни детей, это искусство ориентироваться в детских отношениях.

Мастер – это человек, который обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, он имеет основания считать себя незаменимым работником. Он может выделяться или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области. Мастерство в педагогической деятельности проявляется в том, что за отведенное время педагог достигает оптимальных результатов в воспитании и обучении учащихся.

Мастерство формируется на основе практического опыта, который осмысливается и совершенствуется.

«Я не обладаю педагогическим талантом и пришел в педагогику случайно, без всякого на то призвания... Я проработал 32 года, и всякий учитель, который проработал более или менее длительно – мастер, если он не лентяй» (А.С.Макаренко).

Личностные возможности и способности человека безграничны. Он в состоянии многое изменить в себе. Единственное необходимое условие – постоянное творческое недовольство и неуспокоенность.

Индийский философ Д.Кришнамурти, обращаясь к ученикам и педагогам говорил: «Понять недовольство очень трудно. Наша забота состоит в том, чтобы устроить себе безопасное положение с хорошо обеспеченной выгодой, и больше не чувствовать никакого беспокойства… Когда человек испытывает истинное недовольство, он начинает исследовать, задавать вопросы… Не бойтесь недовольства, а питайте его, пока искра не превратится в пламя…Сохраняйте его свежим…тогда оно приобретет для вас необыкновенное значение, ибо будет строить, творить, взывать к жизни новое».

Наши рекомендации