Девятый класс развитие речи и окружающий мир
Первое полугодие
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Тематические занятия по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, называющих предметы, действия, состояния, признаки, свойства, качества, и соотнесение их с пиктограммами, с которыми учащиеся познакомились в процессе обучения в предыдущих классах.
Активизация в речи учащихся слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщенияпредметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые и отвлеченные обобщенные понятия. Закрепление в словаре экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).
Составление совместно с учащимися коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания, о бытовых технических приборах. Расширение предметной тематики, исходя из тендерного принципа: предметы личной гигиены для юношей и девушек, женская и мужская одежда, обувь, головные уборы и т. п.
Окружающий предметный мир и профессии людей.Уроки-занятия по теме «Одежда». Настольно-печатные игры по теме «Одежда», дидактические упражнения, в которых учащиеся должны выбрать пиктограммы по теме «Одежда» и соотнести их с картинками, миниатюрными и реальными предметами одежды. Дифференциация предметов одежды и называние ее по группам: одежда для детей и взрослых, одежда для мужчин и женщин, одежда для теплого и холодного времени года. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Знакомство со средствами и способами определения размера одежды. Упражнения в определении размера одежды и белья (прикладывание к себе, к другим), произнесение слов: подходит, не подходит. Называние размера при сравнении двух-трех предметов одежды. Определение своего размера и роста с помощью сантиметровой ленты. (Интеграция с уроками по предмету «Математические представления и конструирование».)
Формирование представлений учащихся о размере обуви, полноте и подъеме ноги. Называние их и краткие сообщения о способах выбора обуви для разных сезонов и о возможностях ее использования.
Экскурсия в школьную швейную мастерскую, наблюдение за работой учащихся, мастера производственного обучения, учителя швейного дела и т. п. Экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви. Отработка алгоритма поведения в мастерских по ремонту одежды, обуви в сюжетно-ролевых играх.
Стимулирование сообщений учащихся о себе: аккуратен ли я в одежде? Проигрывание диалогов в сюжетах «Ателье по пошиву одежды», «Магазин одежды», «Мастерская по ремонту одежды». (Интеграция с уроками по предметам «Математические представления и конструирование», «Альтернативное чтение», «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Расширение представлений учащихся о местах отдыха. Уроки-экскурсии: посещение парка отдыха, музеев (краеведческий музей, музей кукол), аттракционов, театров и т. п. Деловые сю-жетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения мест отдыха.
Знакомство с компьютером и правилами его эксплуатации (индивидуально, исходя из особенностей интеллектуального развития учащихся). Элементарные представления об «архитектуре» компьютера: «клавиатура», «мышь», «монитор». Вовлечение учащихся в совместные с учителем компьютерные игры (например, «Веселые картинки», «Планета чисел для малышей», «Пятачок и разные звери»), воспитывая у них бережное отношение к технике.
Окружающий природный и социальный мир.Расширение ситуаций (по сравнению с предыдущими классами), в которых уточняются действия учащихся по элементарному экспериментированию и труду на пришкольном участке, в парнике и т. п.
Уточнение представлений учащихся по теме «Цветы: полевые, садовые». Экскурсии в парк, в цветочный магазин, в оранжерею. Рассматривание настоящих цветов, называние их, используя словесное обозначение, показ картинок, пиктограмм, муляжей и иллюстраций. Занятия с использованием пиктограмм по рабочей тетради «Ребенок и мир растений» . Практические действия по уходу за комнатными цветами: полив, рыхление. Рассматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о цветах. Рисование цветов (по трафаретам и самостоятельно): «Цветы на поляне», «Цветы в горшке», «Цветы в вазе» и т. п.
Занятия (совместно с учителем) с настольно-печатными играми по теме «Животные», «Растения», «Цветы».
Рассматривание реальных плодов разных растений и их изображений, соотнесение изображений с соответствующими растениями.
Продолжение знакомства учащихся с растениями родного края: их названиями, характерными признаками и т. п.
Изготовление вместе с учащимися простейших игрушек и поделок из природного материала.
Расширение круга чтения о растениях. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) Рассматривание пейзажей, поделок из природного материала.
Формирование представлений о жизни окружающего природного и социального мира в разные части суток. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разные части суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображена природа, люди, животные в разные части суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце всходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, краски частей суток и т. п.
Продолжение экспериментирования с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.
Упражнения на определение цвета частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Определение цвета времен года: лето, осень, зима, весна.
Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.
Второе полугодие
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Упражнения с использованием иллюстративного материала на обобщение конкретных понятий с помощью родовых понятий, обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови, какие бывают» («Назови одним словом», «Разложи картинки», «Сравни предметы»).
Игровые тренинги с учащимися: вызов скорой помощи, участкового врача.
Обучение учащихся составлению кратких описательных рассказов о возможном недомогании. Диалог с учащимся во время проигрывания ситуации по оказанию первой медицинской помощи. Обучение ведению диалога у постели больного.
Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок о труде людей разных профессий в природе с использованием речевых и неречевых средств общения (по пиктограммам, указательным жестам учителя на деталь изображения или предмета).
Совместное с учителем составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учащихся: труд в природе, изготовление поделок из природного и бросового материала, рисование и т. п.
Окружающий предметный мир и профессии людей.Рассматривание учащимися, беседы (диалоги) с учащимися, демонстрация учителем принципов работы (с соблюдением техники безопасности) реальных бытовых объектов и их игровых аналогов, называние и показ учащимися предметов бытовой техники. Например: часы (механические, электронные, кварцевые, настенные, напольные, будильник), телевизор, аудио- и видеомагнитофон, DVD, стиральная машина, электрический чайник, электрический самовар, кофеварка, швейная машинка, утюг, гладильная доска, светильники, средства телекоммуникации (телефон — стационарный, сотовый, компьютер). (Интеграция с уроками «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Знакомство учащихся с цветами флага России. Систематическое рассматривание этой символики, слушание гимна России. Введение в пассивный (активный) словарь учащихся слов: гимн, флаг, Россия, Москва — столица, а также название города, в котором живут ученики.
Экскурсии с учащимися для уточнения ориентировки в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям.
Окружающий природный и социальный мир.Просмотр видеофильмов из серии «В мире животных» с последующей элементарной беседой по их содержанию.
Формирование у учащихся общих представлений о зимующих и перелетных птицах: об их многообразии в природном мире, о местах обитания. Экскурсии в зоологический музей, в краеведческий музей, в зоопарк с последующими беседами и просмотром иллюстраций, фотографий, сделанных во время экскурсий. Беседы, чтение литературных произведений о жизни живот ных в зоопарке. При этом следует обращать особое внимание на формирование представлений учащихся о правильном поведении в местах содержания животных, о необходимости заботиться о них. (Интеграция с уроками «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Знакомство учащихся с элементарными краеведческими сведениями о животных и птицах родного края. Формирование у них представлений о потребностях конкретных животных в природных условиях (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям).
Уточнение представлений учащихся о многообразии насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Рассказы учителя, просмотр видеофильмов о насекомых с целью формирования у учащихся представлений о том, как ведут себя насекомые зимой и летом, о среде их обитания.
Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми на зоологические темы. Стимулирование желания играть в них самостоятельно (при организующей роли учителя).
Расширение представлений учащихся об особенностях человеческой семьи и семьи животного, полученных в предыдущих классах.
Формирование элементарных представлений учащихся о рыбах, обитающих в озерах, реках, морях и океанах. Стимулирование желания учащихся рассказывать учителю и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строения рыбок с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Чтение рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы на доступном для восприятия учащихся уровне о пустынях, горах, песчаных бурях, соляных озерах, о пресной и соленой воде, о пищевых свойствах соли и ее значении для жизни человека и животных. Продолжение совместного с учащимися экспериментирования с наиболее известными природными материалами (песком, солью, камешками, глиной) в специально оборудованной предметной среде. Стимулирование желания учащихся выполнять рисунки на данную тему (горы, пустыня, озера и реки, соляные озера), лепные поделки из глины, пата. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».) Привлечение учащихся к составлению коротких рассказов по сюжетам своих рисунков и поделок.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Первое полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах.
Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние цветов в разные части суток. Рассматривание собственных рисунков и рисунков, выполненных учителем по теме «Цветы», называя (показывая) цвет и размер цветка.
«Чтение» цветных пятен: определение цветка по цвету, подбор вместе с учителем картинок к реальным цветам и муляжам. Выполнение учащимися заданий с использованием пиктограмм «роза», «тюльпан», «ландыш», «цветы», «подрезать», например: «Покажи то, о чем я говорю», «Найди нужные изображения, соедини стрелками», «Покажи изображение», «Покажи только то, что может расти», «Найди ошибку. Стрелками покажи, как правильно расположить картинки», «Дополни предложение: проведи стрелку от нужной картинки к пустому квадрату», «Покажи предмет, о котором говорится в предложении», «Составь предложения, соединив изображения стрелками»70. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
«Аудиальное чтение».Прослушивание с учащимися музыкальных компьютерных программ на CD-дисках из серии «Волшебные голоса природы» («Малыш в лесу», «Малыш у моря» и др.), сочетающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, исполнение этюдов, рисование под музыку (с элементами арттерапии).
Расширение круга чтения для учащихся, углубление содержания бесед с учащимися об огне, воде, земле, воздухе, их значении в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное с учащимися «чтение» изображений на календаре погоды и природы.
Чтение учащимся литературных произведений, в которых говорится о необходимости осторожного поведении на воде и обращения с огнем. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Слушание аудиокниг в различном формате.
Привлечение учащихся к изображению действий по прочитанному учителем тексту в театрализованных играх, в рисовании.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).«Чтение» обозначений артикуляции гласных звуков соответствующими значками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом, и произнесение затем этих звуков с различной силой голоса и интонацией.
Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.
«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение).
Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которыми подписаны названия. Называние («чтение») этих слов с опорой на изображение, а затем без нее (запоминание нескольких слов).
Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.
Упражнения для развития фонематического восприятия: различение контрастных гласных и близких по артикуляции согласных звуков в открытых и закрытых слогах.
Запись с помощью учителя своего имени (фамилии) и других доступных для учащегося сведений о себе.
Последовательное соединение знакомых согласных букв, с предлагаемыми учителем гласными в слог-слияние (открытый и закрытый слоги).
Выделение слогов из знакомых слов (предъявляются три-четыре карточки со словами). Подкладывание учащимися карточки-слога под соответствующий слог в слове.
Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и соотнесение их с пиктограммами и указательным жестом.
Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. (Если ученик усвоил такой способ чтения предложений, задания усложняются.) Составление слов из букв разрезной азбуки и чтение предложений.
Второе полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям71.
Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. седьмой-восьмой классы).
Совместный с учащимися выпуск стенгазет, журналов, например: «Наш класс», «Любимые занятия» и т. п.
Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.
Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров (см. предыдущие классы), спектаклей по рассказам и стихотворениям. (Учитель при этом вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.)
«Аудиальное чтение».Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(Для учащихся, индивидуальные особенности развития которых не позволяют расширить объем изучаемого материала, содержание раздела остается аналогичным тому, что предлагается в первом полугодии.)
Чтение предложений по комбинации из карточек со знакомыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.
Чтение предложений из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки.
Чтение небольших текстов (из двух-трех коротких предложений — слова из трех-четырех букв).
Чтение собственных имен (фамилий).
ГРАФИКА И ПИСЬМО
Первое полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения.
Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
«Рисуночное письмо».Создание вместе с учащимися лепных поделок: полых форм (глубокая миска, стакан, чашка) по образцу. Например: выполнение углубления в целом куске глины (пластилина, пата); загибание краев у расплющенного куска; сглаживание поверхности изделия. Совместное с учащимися раскрашивание лепных изделий и использование их на выставках и в ситуационных играх, например «Магазин сувениров».
Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге и в полоске, перенос симметричного узора с одной стороны на другую, выбор необходимых для аппликации элементов из предложенных, среди которых есть «лишние».
Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, передавая ее темп, настроение и т. п.
Рисование по трафаретам, по точкам-ориентирам и самостоятельно (с незначительной помощью учителя) простых натюрмортов с натуры. Рисование предваряется и сопровождается чтением литературных и слушанием музыкальных произведений.
Ознакомление учащихся с приемами рисования углем, сангиной.
Жестово-образные игры.Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры, выполняемые учащимися перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения с использованием воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падающие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна», «Человек ориентируется по солнцу, по звездам» и др.
«Письменные упражнения».«Письмо» букв по трафаретам (размер букв — 1-3 см). Задание предлагается, исходя из индивидуальных возможностей учащихся.
Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).
Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги72.
Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание открыток, в которых текст может быть написан учителем или учеником (с помощью учителя).
Запись учителем и учащимися (исходя из их возможностей) числа и названия месяца, даты рождения. Ежедневные упражнения учащихся в выборе карточек с числами и названием месяца. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради, на доске. Списывание их с образца.
Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. (Интеграция с уроками «Математические представления и конструирование».)
Списывание (записывание) учителем вместе с учащимися значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб.
Второе полугодие
Упражнения для развития тонкой моторики рук.Дальнейшее совершенствование двигательной сферы учащихся. Обучение их выполнению двигательных программ, включающих последовательно или одновременно организованные движения (исходя из особенностей развития моторики).
Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.
Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию учителю и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
«Рисуночное письмо».Упражнения на формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с использованием музыкальных инструментов. Обучение учащихся обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура: наклеивание изображений сборно-разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек); аппликации фигур человека и животных; вырезание объектов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда); предметные и тематические аппликации из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов композиции), дополнение аппликации раскрашиванием красками или фломастерами; тематические аппликации с использованием природных материалов.
Вместе с учащимися изготовление книжек-самоделок по бытовым ситуациям.
На основе предварительных экскурсий, наблюдений, знакомства с литературными и художественными произведениями сов местное с учащимися рисование улицы, парка, пришкольного участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). При этом обращается внимание учащихся на необходимость изображать на рисунке людей (взрослых и детей), транспортные средства и т. д. Беседы с учащимися по содержанию выполненных рисунков. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Жестово-образные игры.Формирование представлений учащихся об эмоциях в игровых этюдах «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художники», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с закрытыми глазами», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др.
Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное состояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе). Использование приема дорисовывания пиктограмм и называние их.
«Письменные упражнения».Содержание работы аналогично содержанию работы в первом полугодии, но может быть расширено, исходя из индивидуальных образовательных возможностей учащихся.