Девятый класс развитие речи и окружающий мир

Первое полугодие

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи.Тематические занятия по расширению словаря экспрессивной речи, уточнению значений слов, называющих предметы, дей­ствия, состояния, признаки, свойства, качества, и соотнесение их с пиктограммами, с которыми учащиеся познакомились в про­цессе обучения в предыдущих классах.

Активизация в речи учащихся слов, обозначающих элемен­тарные понятия, выделенные на основе различения и обобщенияпредметов по существенным признакам, а также слов, выражаю­щих видовые (названия отдельных предметов), родовые и отвле­ченные обобщенные понятия. Закрепление в словаре экспрессив­ной речи детей числительных (в пределах формируемых количе­ственных представлений).

Составление совместно с учащимися коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, про­дуктах питания, о бытовых технических приборах. Расширение предметной тематики, исходя из тендерного принципа: предметы личной гигиены для юношей и девушек, женская и мужская одежда, обувь, головные уборы и т. п.

Окружающий предметный мир и профессии людей.Уро­ки-занятия по теме «Одежда». Настольно-печатные игры по теме «Одежда», дидактические упражнения, в которых учащиеся должны выбрать пиктограммы по теме «Одежда» и соотнести их с картинками, миниатюрными и реальными предметами одежды. Дифференциация предметов одежды и называние ее по группам: одежда для детей и взрослых, одежда для мужчин и женщин, одежда для теплого и холодного времени года. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнеде­ятельности».)

Знакомство со средствами и способами определения размера одежды. Упражнения в определении размера одежды и белья (прикладывание к себе, к другим), произнесение слов: подходит, не подходит. Называние размера при сравнении двух-трех пред­метов одежды. Определение своего размера и роста с помощью сантиметровой ленты. (Интеграция с уроками по предмету «Ма­тематические представления и конструирование».)

Формирование представлений учащихся о размере обуви, полноте и подъеме ноги. Называние их и краткие сообщения о способах выбора обуви для разных сезонов и о возможностях ее использования.

Экскурсия в школьную швейную мастерскую, наблюдение за работой учащихся, мастера производственного обучения, учителя швейного дела и т. п. Экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви. Отработка алгоритма поведения в мастерских по ремон­ту одежды, обуви в сюжетно-ролевых играх.

Стимулирование сообщений учащихся о себе: аккуратен ли я в одежде? Проигрывание диалогов в сюжетах «Ателье по пошиву одежды», «Магазин одежды», «Мастерская по ремонту одежды». (Интеграция с уроками по предметам «Математические пред­ставления и конструирование», «Альтернативное чтение», «Здо­ровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Расширение представлений учащихся о местах отдыха. Уро­ки-экскурсии: посещение парка отдыха, музеев (краеведческий музей, музей кукол), аттракционов, театров и т. п. Деловые сю-жетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знако­мые им ситуации посещения мест отдыха.

Знакомство с компьютером и правилами его эксплуатации (индивидуально, исходя из особенностей интеллектуального раз­вития учащихся). Элементарные представления об «архитектуре» компьютера: «клавиатура», «мышь», «монитор». Вовлечение учащихся в совместные с учителем компьютерные игры (напри­мер, «Веселые картинки», «Планета чисел для малышей», «Пята­чок и разные звери»), воспитывая у них бережное отношение к технике.

Окружающий природный и социальный мир.Расширение ситуаций (по сравнению с предыдущими классами), в которых уточняются действия учащихся по элементарному эксперименти­рованию и труду на пришкольном участке, в парнике и т. п.

Уточнение представлений учащихся по теме «Цветы: поле­вые, садовые». Экскурсии в парк, в цветочный магазин, в оран­жерею. Рассматривание настоящих цветов, называние их, исполь­зуя словесное обозначение, показ картинок, пиктограмм, муля­жей и иллюстраций. Занятия с использованием пиктограмм по рабочей тетради «Ребенок и мир растений» . Практические дей­ствия по уходу за комнатными цветами: полив, рыхление. Рас­сматривание альбомов, фотографий, иллюстраций о цветах. Ри­сование цветов (по трафаретам и самостоятельно): «Цветы на по­ляне», «Цветы в горшке», «Цветы в вазе» и т. п.

Занятия (совместно с учителем) с настольно-печатными иг­рами по теме «Животные», «Растения», «Цветы».

Рассматривание реальных плодов разных растений и их изображений, соотнесение изображений с соответствующими растениями.

Продолжение знакомства учащихся с растениями родного края: их названиями, характерными признаками и т. п.

Изготовление вместе с учащимися простейших игрушек и поделок из природного материала.

Расширение круга чтения о растениях. (Интеграция с урока­ми по предмету «Альтернативное чтение».) Рассматривание пей­зажей, поделок из природного материала.

Формирование представлений о жизни окружающего при­родного и социального мира в разные части суток. Беседы, рас­сматривание иллюстраций о природе и жизни растений, живот­ных и людей в разные части суток. Рассматривание художествен­ных картин, на которых изображена природа, люди, животные в разные части суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце всходит, солн­це днем, солнце заходит, луна, звезды, краски частей суток и т. п.

Продолжение экспериментирования с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.

Упражнения на определение цвета частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Определение цвета времен года: лето, осень, зима, весна.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудо­вых поручений в природе.

Второе полугодие

Развитие навыков общения, диалогической и связной ре­чи.Упражнения с использованием иллюстративного материала на обобщение конкретных понятий с помощью родовых понятий, обобщение понятий через выделение признаков различия и сход­ства: «Назови, какие бывают» («Назови одним словом», «Разло­жи картинки», «Сравни предметы»).

Игровые тренинги с учащимися: вызов скорой помощи, участкового врача.

Обучение учащихся составлению кратких описательных рас­сказов о возможном недомогании. Диалог с учащимся во время проигрывания ситуации по оказанию первой медицинской помо­щи. Обучение ведению диалога у постели больного.

Обучение учащихся составлению повествовательных расска­зов по серии сюжетных картинок о труде людей разных профес­сий в природе с использованием речевых и неречевых средств общения (по пиктограммам, указательным жестам учителя на де­таль изображения или предмета).

Совместное с учителем составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта уча­щихся: труд в природе, изготовление поделок из природного и бросового материала, рисование и т. п.

Окружающий предметный мир и профессии людей.Рас­сматривание учащимися, беседы (диалоги) с учащимися, демон­страция учителем принципов работы (с соблюдением техники безопасности) реальных бытовых объектов и их игровых анало­гов, называние и показ учащимися предметов бытовой техники. Например: часы (механические, электронные, кварцевые, настен­ные, напольные, будильник), телевизор, аудио- и видеомагнито­фон, DVD, стиральная машина, электрический чайник, электри­ческий самовар, кофеварка, швейная машинка, утюг, гладильная доска, светильники, средства телекоммуникации (телефон — ста­ционарный, сотовый, компьютер). (Интеграция с уроками «Здо­ровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Знакомство учащихся с цветами флага России. Систематиче­ское рассматривание этой символики, слушание гимна России. Введение в пассивный (активный) словарь учащихся слов: гимн, флаг, Россия, Москва — столица, а также название города, в ко­тором живут ученики.

Экскурсии с учащимися для уточнения ориентировки в мик­рорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям.

Окружающий природный и социальный мир.Просмотр видеофильмов из серии «В мире животных» с последующей эле­ментарной беседой по их содержанию.

Формирование у учащихся общих представлений о зимую­щих и перелетных птицах: об их многообразии в природном ми­ре, о местах обитания. Экскурсии в зоологический музей, в крае­ведческий музей, в зоопарк с последующими беседами и про­смотром иллюстраций, фотографий, сделанных во время экскур­сий. Беседы, чтение литературных произведений о жизни живот ных в зоопарке. При этом следует обращать особое внимание на формирование представлений учащихся о правильном поведении в местах содержания животных, о необходимости заботиться о них. (Интеграция с уроками «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Знакомство учащихся с элементарными краеведческими све­дениями о животных и птицах родного края. Формирование у них представлений о потребностях конкретных животных в природ­ных условиях (свет, воздух, благоприятная температура, пища, места обитания, приспособляемость к сезонным изменениям).

Уточнение представлений учащихся о многообразии насеко­мых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары). Рассказы учителя, просмотр видеофильмов о насекомых с целью формирования у учащихся представлений о том, как ведут себя насекомые зимой и летом, о среде их обитания.

Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми на зоологические темы. Стимулирование желания играть в них самостоятельно (при организующей роли учителя).

Расширение представлений учащихся об особенностях чело­веческой семьи и семьи животного, полученных в предыдущих классах.

Формирование элементарных представлений учащихся о ры­бах, обитающих в озерах, реках, морях и океанах. Стимулирова­ние желания учащихся рассказывать учителю и сверстникам о повадках, особенностях окраски, строения рыбок с использова­нием вербальных и невербальных средств общения.

Чтение рассказов, стихотворений, рассматривание иллюстра­ций, беседы на доступном для восприятия учащихся уровне о пу­стынях, горах, песчаных бурях, соляных озерах, о пресной и со­леной воде, о пищевых свойствах соли и ее значении для жизни человека и животных. Продолжение совместного с учащимися экспериментирования с наиболее известными природными мате­риалами (песком, солью, камешками, глиной) в специально обо­рудованной предметной среде. Стимулирование желания уча­щихся выполнять рисунки на данную тему (горы, пустыня, озера и реки, соляные озера), лепные поделки из глины, пата. (Инте­грация с уроками по предмету «Графика и письмо».) Привлече­ние учащихся к составлению коротких рассказов по сюжетам своих рисунков и поделок.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах.Создание учителем тематических пиктографических стендов по знакомой учащимся тематике и «чтение» на уроках информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах.

Чтение учащимся литературных произведений, рассматрива­ние с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отража­ющих состояние цветов в разные части суток. Рассматривание собственных рисунков и рисунков, выполненных учителем по теме «Цветы», называя (показывая) цвет и размер цветка.

«Чтение» цветных пятен: определение цветка по цвету, подбор вместе с учителем картинок к реальным цветам и муля­жам. Выполнение учащимися заданий с использованием пикто­грамм «роза», «тюльпан», «ландыш», «цветы», «подрезать», например: «Покажи то, о чем я говорю», «Найди нужные изоб­ражения, соедини стрелками», «Покажи изображение», «Пока­жи только то, что может расти», «Найди ошибку. Стрелками покажи, как правильно расположить картинки», «Дополни предложение: проведи стрелку от нужной картинки к пустому квадрату», «Покажи предмет, о котором говорится в предложе­нии», «Составь предложения, соединив изображения стрелка­ми»70. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

«Аудиальное чтение».Прослушивание с учащимися музы­кальных компьютерных программ на CD-дисках из серии «Волшеб­ные голоса природы» («Малыш в лесу», «Малыш у моря» и др.), со­четающих цветомузыкальные аранжировки звуков живой природы и классической музыки. Беседы по их содержанию, исполнение этюдов, рисование под музыку (с элементами арттерапии).

Расширение круга чтения для учащихся, углубление содер­жания бесед с учащимися об огне, воде, земле, воздухе, их значе­нии в жизни природы и человека на основе систематических наблюдений за природой и погодой. Совместное с учащимися «чтение» изображений на календаре погоды и природы.

Чтение учащимся литературных произведений, в которых го­ворится о необходимости осторожного поведении на воде и об­ращения с огнем. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Привлечение учащихся к изображению действий по прочи­танному учителем тексту в театрализованных играх, в рисова­нии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).«Чтение» обо­значений артикуляции гласных звуков соответствующими знач­ками, «чтение» согласных звуков, произнесенных шепотом, и произнесение затем этих звуков с различной силой голоса и ин­тонацией.

Дидактические упражнения, в которых учащийся выбирает карточки с буквами, словами, среди картинок и цифр.

«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответству­ющим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканиро­вания» и опоры на изображение).

Подбор карточек со словами к пиктограммам, под которы­ми подписаны названия. Называние («чтение») этих слов с опо­рой на изображение, а затем без нее (запоминание нескольких слов).

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладыва­ние (подкладывание) знакомых букв к этим же буквам в словах.

Упражнения для развития фонематического восприятия: раз­личение контрастных гласных и близких по артикуляции соглас­ных звуков в открытых и закрытых слогах.

Запись с помощью учителя своего имени (фамилии) и других доступных для учащегося сведений о себе.

Последовательное соединение знакомых согласных букв, с предлагаемыми учителем гласными в слог-слияние (открытый и закрытый слоги).

Выделение слогов из знакомых слов (предъявляются три-четыре карточки со словами). Подкладывание учащимися кар­точки-слога под соответствующий слог в слове.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соот­несение их с указательным жестом; предлогов в, на, под, у и со­отнесение их с пиктограммами и указательным жестом.

Чтение предложений по комбинации из карточек со знако­мыми словами и картинок по схеме: картинка и слово. (Если уче­ник усвоил такой способ чтения предложений, задания усложня­ются.) Составление слов из букв разрезной азбуки и чтение пред­ложений.

Второе полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пикто­граммах.Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям71.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. седьмой-восьмой классы).

Совместный с учащимися выпуск стенгазет, журналов, например: «Наш класс», «Любимые занятия» и т. п.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки, изученные ранее.

Разыгрывание вместе с учащимися, используя персонажи различных театров (см. предыдущие классы), спектаклей по рассказам и стихотворениям. (Учитель при этом вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.)

«Аудиальное чтение».Содержание раздела аналогично со­держанию одноименного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»).(Для учащихся, индивидуальные особенности развития которых не позволяют рас­ширить объем изучаемого материала, содержание раздела остается аналогичным тому, что предлагается в первом полугодии.)

Чтение предложений по комбинации из карточек со знако­мыми словами и картинок по схеме: картинка и слово.

Чтение предложений из двух-трех слов, составленных из букв разрезной азбуки.

Чтение небольших текстов (из двух-трех коротких предложе­ний — слова из трех-четырех букв).

Чтение собственных имен (фамилий).

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Упраж­нения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих по­следовательно организованные движения.

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для ки­стей и пальцев рук.

«Рисуночное письмо».Создание вместе с учащимися лепных поделок: полых форм (глубокая миска, стакан, чашка) по образцу. Например: выполнение углубления в целом куске глины (пластилина, пата); загибание краев у расплющенного куска; сглаживание поверхности изделия. Совместное с учащимися раскрашивание лепных изделий и использование их на выставках и в ситуационных играх, например «Магазин сувениров».

Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге и в полоске, перенос симметричного узора с одной стороны на дру­гую, выбор необходимых для аппликации элементов из предло­женных, среди которых есть «лишние».

Упражнения в рисовании пятен и линий под музыку, переда­вая ее темп, настроение и т. п.

Рисование по трафаретам, по точкам-ориентирам и самостоя­тельно (с незначительной помощью учителя) простых натюрмортов с натуры. Рисование предваряется и сопровождается чтением лите­ратурных и слушанием музыкальных произведений.

Ознакомление учащихся с приемами рисования углем, сан­гиной.

Жестово-образные игры.Игровые этюды для развития дви­жений мимической мускулатуры, выполняемые учащимися перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по его словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения с использованием воображаемых движений (пантомимы и игры-пантомимы): «Альпинисты поднимаются в горы», «Ветер, ветер», «Космические гости», «Куклы», «Падаю­щие листья», «Пламя», «Под дождиком», «Путешественники идут по пустыне», «Разные ветры», «Солнечные зайчики», «Солнце в разное время года», «Солнце и луна», «Человек ориен­тируется по солнцу, по звездам» и др.

«Письменные упражнения».«Письмо» букв по трафаретам (размер букв — 1-3 см). Задание предлагается, исходя из инди­видуальных возможностей учащихся.

Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам).

Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги72.

Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание открыток, в которых текст может быть написан учителем или учеником (с помощью учителя).

Запись учителем и учащимися (исходя из их возможностей) числа и названия месяца, даты рождения. Ежедневные упражне­ния учащихся в выборе карточек с числами и названием месяца. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради, на доске. Списывание их с образца.

Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. (Интеграция с уроками «Математические представления и конструирование».)

Списывание (записывание) учителем вместе с учащимися значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени ка­кого-либо события, телефонов специальных служб.

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук.Даль­нейшее совершенствование двигательной сферы учащихся. Обучение их выполнению двигательных программ, включающих по­следовательно или одновременно организованные движения (ис­ходя из особенностей развития моторики).

Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по образцу, данному учителем, и по его словесной инструкции.

Развитие кинетической основы движений пальцев рук в про­цессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно ор­ганизованных движений, составляющих единый двигательный навык.

Совершенствование кинестетической основы артикулятор­ных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.

Развитие кинетической основы артикуляторных движений.

Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию учителю и по его словесной инструкции. (Интегра­ция с логопедическими занятиями.)

«Рисуночное письмо».Упражнения на формирование поня­тий «длинное» и «короткое», «громкое» и «тихое» звучание с ис­пользованием музыкальных инструментов. Обучение учащихся обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.

Выполнение предметной аппликации из частей с использо­ванием готового контура: наклеивание изображений сборно-разборных игрушек (разрезы плоских заготовок соответствуют форме и местам соединения частей этих игрушек); аппликации фигур человека и животных; вырезание объектов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое (овощи, фрукты, посуда); предметные и тематические аппликации из цветной и белой ткани (наклеивание готовых элементов композиции), дополне­ние аппликации раскрашиванием красками или фломастерами; тематические аппликации с использованием природных мате­риалов.

Вместе с учащимися изготовление книжек-самоделок по бы­товым ситуациям.

На основе предварительных экскурсий, наблюдений, знаком­ства с литературными и художественными произведениями сов местное с учащимися рисование улицы, парка, пришкольного участка (по заранее нанесенным пространственным ориентирам — дорожкам). При этом обращается внимание учащихся на необ­ходимость изображать на рисунке людей (взрослых и детей), транспортные средства и т. д. Беседы с учащимися по содержа­нию выполненных рисунков. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Жестово-образные игры.Формирование представлений учащихся об эмоциях в игровых этюдах «Дождик», «Имя шепчут волны», «Мусорное ведро», «Мы клоуны», «Мы художники», «Пальцы и ладонь», «Паровозик», «Пройди с закрытыми глаза­ми», «Салют», «Солнышко и туча», «Ходят в море корабли», «Чье имя?», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Игры-пантомимы и этюды, выражающие эмоциональное со­стояние (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх, горе). Использование приема дорисовывания пиктограмм и назы­вание их.

«Письменные упражнения».Содержание работы аналогич­но содержанию работы в первом полугодии, но может быть рас­ширено, исходя из индивидуальных образовательных возможно­стей учащихся.

Наши рекомендации