Восьмой класс развитие речи и окружающий мир
Первое полугодие
Развитие общихречевых навыков.Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательно организованные движения. Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по словесной инструкции.
Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
Упражнения для совершенствования кинестетической основы артикуляторных движений и формирования нормативных артикуляторных укладов гласных и ряда согласных звуков (исходя из особенностей речевого развития учащихся).
Упражнения на развитие кинетической основы артикуляторных движений.
Игровые этюды для совершенствования движений мимической мускулатуры учащихся перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по словесной инструкции. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровки, складывания фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховки. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение понимания ими значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами, с которыми учащиеся познакомились в седьмом классе.
Введение в лексикон учащихся слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (транспорт, средства гигиены, сезонная одежда, продукты питания) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота, вежливость). Закрепление в экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).
Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для обучения учащихся называнию объектов и их изображений по тематическим группам, усвоенным ранее: «Как называется это?», «Что это?».
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с гендерным принципом (предметы личной гигиены для юношей и девушек, женская и мужская одежда), пищевыми свойствами и назначением продуктов питания, назначением транспортных средств (для перевозки грузов и людей) с использованием картинного плана, пиктограмм и речевых средств.
Окружающий предметный мир и профессии людей.Экскурсия в магазин одежды (отделы мужской и женской одежды, головных уборов) для формирования у учащихся представлений об ассортименте одежды и головных уборов, о способах их покупки в разных видах магазинов: выбор по размеру, примерка, оплата.
Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца магазина одежды, покупателя, общаются друг с другом в процессе «покупок» товаров для юношей и девушек. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?», «Что делает продавец?», «Какие изделия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого можно купить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка алгоритма покупки в магазине, предварительное составление плана необходимых покупок для разных сезонов и разного ассортимента и т. п. Знакомство с ценником и биркой на одежде, «маячком», который продавец снимает с одежды на выходе из отдела и т. п.
Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю майку», «Мы купим всем спортивные костюмы для того, чтобы надевать их на занятия физкультурой»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Математические представления и конструирование».)
Расширение представлений учащихся о театре. Посещение театральных спектаклей или импровизированных театральных представлений в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты, предъявляют их контролеру, покупают программку спектакля, занимают места в зале, смотрят спектакль, в антракте посещают буфет и т. д.
Окружающий природный и социальный мир.Расширение и уточнение действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в природном уголке, парнике, на пришкольном участке и т. д.
Знакомство темой «Грибы: съедобные и ядовитые». Уточнение понимания учащимися названий нескольких наиболее известных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками. Этюды с музыкальным сопровождением «Сбор грибов», рассматривание иллюстраций, посещение рынка, где продаются грибы.
Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лукошко», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых учащиеся знакомятся с разнообразием грибов, ягод, фруктов и овощей.
Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Занятия по альбомам для формирования временных представлений63. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображены природа, люди, животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце всходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, цвет частей суток.
Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных частях суток и их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.
Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.
Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.
Второе полугодие
Развитие общих речевых навыков.Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи.Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с настольно-печатными играми и т. д.).
Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием пиктографических кодов, речевых средств (с помощью учителя). Совместное с учащимися составление описательных рассказов (по игрушке, по картинке).
Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом. При этом используются речевые и неречевые средства общения (пиктограммы, указательные жесты учителя на деталь изображения или предмета).
Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учеников: посещение врача в школьном медкабинете, поликлинике, посещение аптеки.
Окружающий предметный мир и профессии людей.Экскурсии для уточнения ориентировки учащихся в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям и т. п.
Расширение представлений учащихся о медицинских профессиях (окулист, стоматолог, ЛОР-врач и других медицинских работников). Проигрывание под руководством учителя сюжетных цепочек, отражающих алгоритм поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и т. д. Моделирование сюжетно-дидактических ситуаций с использованием игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены», в которых учащиеся при косвенном руководстве учителя выступают в роли врачей, медсестер, обучающих пациентов правилам здорового образа жизни. Вовлечение учащихся в диалог от имени своего персонажа (игры «Осмотр врача для посещения бассейна», «На приеме у окулиста», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.). Рассматривание картин, изображающих заболевших людей (например, Д. Поленов «Больная»). Беседы по картинам, направленные на то, чтобы вызвать у учащихся чувство эмпатии, ассоциации с собственным опытом болезни.
Экскурсии в аптеку для знакомства с ассортиментом аптечных средств и способами покупки простейших медицинских товаров (вата, бинт, зубная паста, гигиенические салфетки и т. п.). Рассматривание фотографий, сделанных во время экскурсии в аптеку, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. Выбор среди разных информационных знаков тех, на которых изображена аптека (по картинкам, фотографиям, пиктограммам).
Повторение и расширение содержания проекта «цирк»: украшения для арены, изготовление совместно с учащимися элементов костюмов клоунов или использование готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок совместно с другими Учащимися.
Окружающий природный и социальный мир.Уточнение представлений о жизни окружающего природного и социального мира ночью. Занятия по альбомам (см. шестой класс второе полугодие): природа и жизнь растений, животных и людей ночью. Рассматривание картин, на которых изображена ночь, например, ^ртины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Ночное», ^ Крамского «Лунная ночь». Беседы с учащимися о символах ночи: луна, звезды, темнота. Чтение с учащимися стихотворений, Рассказов, сказок о ночи и ее характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.
Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета ночи — черный, темно-серый цвет.
Уточнение представлений учащихся о спортивных занятиях в разное время года в зависимости от погодных условий: плавание в открытых водоемах, катание на лыжах, катание на велосипеде и т. п.
Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Первое полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Упражнения с пиктограммами по рабочим тетрадям «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир растений» : «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи то, о чем говорится в предложении», «Найди и покажи лишнее изображение».
Упражнения на узнавание продуктов питания по их изображению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя.
Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о питании в столовой, кафе: иллюстрации к рассказам, изображения ситуаций посещения столовой, кафе, продукты питания и ценники к ним, труд людей в столовых и кафе быстрого питания и др.
Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение», например, журналов о здоровье, о детях, о спорте (см. седьмой класс). Уточнение представлений учащихся о том, что такое «иллюстрация», «название статьи» и «текст». Продолжение обучения учащихся умению последовательно рассматривать журнал и стимулирование их желания вступать в речевой и нере чевой контакт с учителем и другими учащимися в процессе просматривания журналов.
Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий с тетрадью «Азбука дорожного движения» и первые занятия по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» . (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобра-зительных играх и в играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (например, Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», С. Лучишкина «Лыжники», В. Маковского «Варка варенья», Б. Шаманова «Ужин в деревне. Семья» и др.).
«Аудиальное чтение».Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации (по типу информации в магазине, в метро и т. п.) и действия в соответствии с ней, в том числе имитационные, повторение информации вместе с учителем. Совместная с учителем отработка алгоритма поведения учащихся в соответствии с прослушанной информацией.
Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания и совместного с учителем элементарного обсуждения стихов и рассказов. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)
Слушание аудиокниг в различном формате.
Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведений в специальных образовательных ситуациях. Обучение учащихся догова-риванию стихов (сопряженное и самостоятельное рассказывание с использованием всех доступных средств общения).
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.
Последовательное соединение букв в слог-слияние {па, пу} пы, по, пи\ затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).
Выделение слогов из знакомых слов {папа, панама и др.) (слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом, размером, чтобы привлекать к себе внимание). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги.
Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в,под.
Второе полугодие
«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.Упражнения с пиктограммами66: «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи, чем можно рисовать», «Найди и покажи лишнее изображение».
Упражнения на узнавание предметов личной гигиены и школьных принадлежностей по их изображению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя.
Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе покупки школьных принадлежностей: иллюстраций к рассказам, картинок, изображающих посещение канцелярских отделов магазинов и покупку товаров, ценники к ним, людей, создающих и продающих эти товары.
Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. первое полугодие).
Продолжение занятий по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах»67. (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)
Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобра-зительных играх и в играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (см. первое полугодие).
«Аудиальное чтение».Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.
Чтение букв и слов («глобальное чтение»).Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.
Последовательное соединение букв в слог-слияние {та, ту, ты, во, ей), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).
Выделение слогов из знаколШх слов {вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующим слогом в слове карточку-слог.
Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом.
ГРАФИКА И ПИСЬМО
Первое полугодие
Развитие тонкой моторики рук.Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.
Упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика). Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды).
Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикулятор-ных укладов звуков речи.
Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.
Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.
Самомассаж рук с использованием различных массажеров.
Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам.
«Рисуночное письмо».Упражнения на закрепление у учащихся навыков работы с ножницами: вырезание деталей (индивидуально) и использование их в предметно-практической деятельности.
На основе наблюдений и этюдов обучение учащихся рисованию дуба, связывая образ с «характером» дерева.
После совместного с учащимися предварительного рассматривания и обсуждения картин-натюрмортов (например, И. Грабаря «Натюрморт с грушами», П. Кончаловского «Клубника. Натюрморт», П. Кузнецова «Цветы») обучение их рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафаретов и самостоятельно.
Произнесение учителем слова, написанного на листе бумаги. Рисование учащимися (самостоятельно или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.
Упражнения в тетрадях .
Жестово-образные игры.Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые ранее тетради).
«Письменные упражнения».«Письмо» по трафаретам и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-2 см).
Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.
Копирование букв и знакомых слов печатными буквами (если индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предлагаются письменные варианты).
Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.
Второе полугодие
Развитие тонкой моторики рук.Содержание аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.
«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.
Упражнения, в которых ученику требуется выбрать (совместно с учителем или самостоятельно) необходимые элементы для аппликации из предлагаемого набора, в котором есть «лишние» детали.
Создание специальных условий, стимулирующих учащихся выполнять коллективные аппликации по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов (вместе с учителем).
Обучение учащихся приемам изображения природных объектов: «Дубовая роща», «Зима в парке. Деревья в снегу» и т. п. Рисование разных деревьев (береза, дуб, елка) весной, летом, осенью и зимой, передавая основные цвета времен года (учитель дорисовывает людей, другие объекты на рисунке или предлагает учащимся элементы для дополнения рисунка аппликацией).
Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям и самостоятельно. Дорисовывание (рисование) окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем этаже), данный учителем.
Расширение тематики рисования разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке.
Жестово-образные игры.Различные игры-пантомимы и* этюды на выражение эмоционального состояния {радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые альбомы и тетради в первом полугодии и в предыдущих классах).
«Письменные упражнения».Письмо букв, слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.
Обучение учащихся написанию своих имен (фамилий): по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание учащимися поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем, ученик его обводит и Учитель читает его учащемуся.
Совместное с учащимися списывание (записывание) значи-мой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого-либо события, телефонов специальных служб и т. п.