Классификации нарушений развития
Множественность вариаций нарушений у человека и их зависимость от целого ряда факторов затрудняют создание их универсальной классификации. Дефект, нарушение, недостаток развития могут возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а могут развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды или как последствие продолжительного хронического заболевания. Ограничение может быть устранено (полностью или частично) медицинскими, психологическими и/или педагогическими средствами, а также принятием соответствующих мер социального характера, его проявления могут уменьшиться, или оно не рассматривается как недостаток в определенных социальных условиях.
В соответствии с многообразной спецификой предмета, при разных профессиональных подходах к данному вопросу и различных основаниях для систематики существуют и разные классификации. Наиболее распространенными основаниями, по общему признанию, являются следующие:
- причины нарушений;
- виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
- последствия, вызываемые нарушением (или нарушениями), для дальнейшей жизни человека (предложение английских специалистов; Варнок М., 1979).
Последняя педагогическая классификация основывается на учете характера особых образовательных потребностей людей (детей) с ограниченными возможностями и степени таких ограничений.
В современной педагогике в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями, а также с предметными областями специальной педагогики в основу классификации по традиции положены характер нарушения (недостатка) и степень его выраженности. Согласно действующей классификации различают следующие категории людей (детей) с ограниченными возможностями:
- глухие;
- слабослышащие;
- позднооглохшие;
- незрячие;
- слабовидящие;
- люди с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- люди с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- люди с нарушением интеллекта;
- дети со стойкими образовательными затруднениями;
- люди с тяжелыми нарушениями речи;
- люди со сложными недостатками развития.
Существует и более обобщенная классификация, сложившаяся па основе группировки перечисленных нарушений в соответствии I их локализацией в той или иной системе организма. В соответствии с ней выделяются:
- телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
- сенсорные нарушения (слух, зрение);
- нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).
Эта классификация важна для педагогики лишь как обобщенная организация всей совокупности нарушений развития. Для медицинской сферы она более значима, ибо имеет сопутствующие гонко дифференцированные дополнения.
В сфере социальной защиты, социально-трудового права важную роль приобретает классификация, обусловленная причинами возникновения нарушения (недостатка). Это связано с особенностями предоставления материальной и иной социальной помощи, компенсационных выплат и т.п. К причинам возникновения нарушения относятся:
- врожденное нарушение развития;
- несчастный случай, стихийное бедствие;
- производственная травма;
- профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей;
- дорожно-транспортное происшествие;
- участие в боевых действиях;
- последствия экологических преступлений;
- болезнь;
- прочие причины.
Классификация, указывающая причины нарушений, необходима и для педагогики, так как знание происхождения того или иного недостатка развития, в том числе его биологической, социальной или комплексной обусловленности, а также сроков и особенностей возникновения предоставляет педагогу необходимые исходные данные для планирования индивидуальной программы специальной педагогической помощи. Так, для ребенка, не слышащего от рождения, индивидуальная коррекционно-об-разовательная программа будет строиться с учетом того обстоятельства, что он никогда не слышал звуки окружающего мира, в
том числе и человеческую речь, при реальном понимании того, что речь у него не разовьется сама по себе, без специального обучения. Частичная потеря слуха после перенесенного ребенком инфекционного заболевания в дошкольном возрасте предполагает другое построение коррекционно-образовательной программы, имеющей иные задачи и педагогические технологии.
Для социальной сферы и для педагогики значима и классификация, ориентированная на последствия нарушений, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека, обусловливая потребности в специальном образовании, в реабилитации (медицинской, психологической, социальной, профессиональной), а нередко и в уходе, в обеспечении специальными техническими средствами, необходимыми для включения в социальную жизнь. Такая классификация содержит указания и на то, в каких сферах жизнедеятельности человека могут особенно сильно проявляться эти нарушения, — в семье, в процессе учебы, в общественной жизни, в профессиональной сфере.
Английские специалисты (Варнок М., 1979) разработали комплексную классификацию, в которой указаны не только нарушенные функции организма, но и степень их поражения. Это позволяет более тонко дифференцировать различные категории людей с ограниченными возможностями и точнее определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей для каждого конкретного индивидума. Исходя из этой классификации, можно с большой долей вероятности определить социально и образовательно значимые потребности того или иного человека с ограниченными возможностями и соответственно направления специальной образовательной деятельности — ориентировку в окружающей физической и социальной среде, физическую независимость, подвижность, посильность и безопасность разных видов деятельности и соответственно сферы занятости, возможности социальной интеграции и социально-экономической независимости.
Своими частными, педагогически обоснованными классификациями, применительно к различным категориям людей с ограниченными возможностями, например с нарушениями слуха и зрения, с нарушенным интеллектом, с недостатками речи и другими, обладает каждая предметная область специальной педагогики.
1.4.2. Статистика специального образования
Международные общественные организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут систематическую работу по сбору статистических данных о частоте и видах нарушений развития. Большинство цивилизованных стран также располагает своими статистическими сведения-
ми, полученными в результате анализа, проведенного в соответствии с принятой в той или иной стране терминологией и клас-i пфикационными признаками ограничения возможностей здоровья и жизнедеятельности.
Однако абсолютно точные и исчерпывающие мировые статистические данные отсутствуют, так как многие страны ориентируются на различные критерии выделения людей с ограниченными возможностями. Особенно сложен подобный учет в развивающихся странах, где специфические социокультурные условия и недостатки обеспечения медицинской и педагогической помощью не позволяют получать точные и адекватные (например, европейским критериям) сведения о количестве людей с ограниченными возможностями различных категорий.
Особенности статистических анализов зависят от уровня циви-низованности страны, от характерного для нее качества медицинской, социальной и педагогической помощи. Отмечено, что в странах с низким уровнем развития на первом месте в статистических материалах оказываются грубые органические нарушения, нарушения зрения и слуха. В странах, где планка образовательного уровня поднята высоко, одно из первых мест занимают сведения о специфических образовательных затруднениях (например, в Финляндии, Швеции, США, Германии и др.) — нарушениях речи, учебных затруднениях при чтении, письме, в математике. В развивающихся странах дети таких категорий практически не выделяются, так как преобладающая неграмотность детского населения не позволяет оценивать такие проблемы.
Тем не менее в настоящее время статистика располагает достаточно устойчивым процентным соотношением между различными категориями отклонений в развитии в пределах основных возрастных групп. Так, по степени распространенности в детской возрастной группе первое место по численности занимают дети с образовательными затруднениями (более 40 %); второе — с нарушением интеллекта (около 20%), третье — с нарушениями речи (также около 20 %); остальные расстройства в совокупности составляют менее 20 %.
Для оценки распространенности самих недостатков физической или психической сферы человека также имеются относительно стабильные показатели, что позволяет опираться на статистические данные при определении направлений в социальной политике государства, в организации систем образования, здравоохранения, социальной защиты, в финансировании и планировании развития этих социальных сфер. Так, например, в мире (кроме Африки) на тысячу человек приходится трое слепых, а около 10 % населения испытывают проблемы со слухом. Среди 100 школьников в возрасте от 7 до 15 лет обнаруживаются 4 — 5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образова-
тельные затруднения. На каждые 800 рождений приходится рождение одного ребенка с синдромом Дауна.
В разных возрастных категориях процент тех или иных нарушений развития может увеличиваться или уменьшаться (это так называемая обусловленность возрастом, т.е. физиологическими закономерностями развития человека в разные возрастные периоды). Так, в возрастной группе людей после 50 лет заметно увеличивается число страдающих нарушением слуха.
В нашей стране также ведется статистический учет людей с ограниченными возможностями здоровья. Применительно к сфере образования он основывается на выявлении детей и подростков с потребностями в особых образовательных условиях. По дошкольному возрасту относительно полные статистические данные имеются только по линии здравоохранения, т.е. полученные на этапе диагностики. Сфера дошкольного образования располагает статистическими сведениями только о тех детях, которые посещают дошкольные образовательные учреждения.
Приведем некоторые статистические показатели Министерства образования и науки Российской Федерации.
В настоящее время около 2 млн проживающих в стране детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них статус инвалида имеют около 625 тыс. (возраст 0—17 лет). В это число входят более 419 тыс. дошкольников. Часть этих детей (63,6%) находятся в дошкольных образовательных учреждениях вместе с обычными детьми. Около 448 тыс. детей школьного возраста учатся в 1969 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В системе школьного специального образования Российской Федерации имеется 1376 школ для детей с нарушением интеллекта (179 210 учащихся); 90 школ-интернатов для неслышащих детей (9850 учащихся); 87 школ и школ-интернатов для слабослышащих детей (10 350 учащихся); 17 школ-интернатов для слепых детей (2604 ученика); 90 школ для слабовидящих (10 907 учеников); 74 школы-интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (8499 учащихся); 132 учебных заведения для детей с ЗПР (19 343 учащихся); 63 учебных заведения для детей с тяжелыми нарушениями речи (10 592 ученика).
В 15 % случаев нарушений интеллекта речь идет о детях с тяжелыми формами умственной отсталости, осложненными другими нарушениями развития — зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и др. Еще недавно дети этой категории квалифицировались как необучаемые (в общепринятом смысле школьного образования) и часто оставались вне образовательного пространства. В настоящее время доказано, что при систематической и профессионально выполняемой коррекционно-педагоги-
ческой работе эти дети способны к освоению простейших форм социального поведения, общения, культурно-гигиенических на-ныков и навыков самообслуживания, ЧТО, безусловно, также яв-ияется обучением и социальным адаптированием. Тем не менее в большинстве случаев они находятся в закрытых интернатных учреждениях — интернатах социальной защиты, где получают лишь уход, а не необходимую для них коррекционно-педагогическую помощь. Сегодня в нашей стране более 32 тыс. таких детей и подростков.
К системе специального образования относятся специальные классы в образовательных учреждениях (школах) общего назначения для учащихся с нарушениями развития разных категорий, преимущественно для детей с нарушениями интеллекта. В настоящее время число обучающихся в них детей составляет примерно 200 тыс. человек. Около 35 тыс. детей и подростков с ограниченны-м и возможностями учатся на дому или в школах индивидуального (надомного) образования. Школ надомного обучения в РФ в 2004 г. насчитывалось 23, в них учились 2972 человека.
В связи с интеграционными тенденциями в последние годы увеличилось число детей с особыми образовательными потребностями, которые живут в семье и посещают специальное (или массовое) образовательное учреждение как приходящие учащиеся. Так, обучающиеся в специальных школах-интернатах приходящие дети представлены в статистических данных (Министерства образования и науки на 2004 г.) следующим образом: глухие — 2072 человека; слабослышащие и позднооглохшие — 2823 человека; незрячие — 864 человека; слабовидящие и поздноослепшие — 2335 человек; с тяжелыми нарушениями речи — 2248 человек; с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 1392 человека; со стойкими образовательными затруднениями — 3525 человек; с умственной отсталостью — 27 709 человек.
Таким образом, более 500 тыс. детей и подростков школьного возраста получают специальную педагогическую помощь. Некоторая их часть пока такой возможности не имеет в связи с отсутствием специальных профильных образовательных учреждений на территории их проживания (край, область, республика) или из-за их значительной удаленности.
Социально-демографический состав детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности характеризуется преобладанием лиц мужского пола (55%), особенно в городах. Ведущей возрастной группой в статистических данных является возраст от 8 до 13 лет, что связано с поздним сроком выявления отклонения или нарушения в развитии, в основном совпадающим с началом школьного обучения.
В детской популяции существует не поддающаяся учету группа детей, которые не имеют официального статуса инвалида, но ха-
рактеризуются ограничениями возможностей здоровья и жизнедеятельности, связанными с хроническими заболеваниями.
Среди взрослого населения России около 8,5 млн человек имеют официальный статус инвалидности, однако имеется еще несколько миллионов людей без такого статуса, хотя по своему психофизическому состоянию они могут на него претендовать. В общей сложности в Российской Федерации около 15 млн человек имеют ограниченные возможности здоровья и жизнедеятельности, а значит, и трудоспособности.