Каких людей считают педагогами-новаторами?
а) педагогов, имеющих большой педагогический стаж;
в) педагогов, имеющих большой авторитет у обучаемых;
в) педагогов, применивших нетрадиционные методы в обучении;
г) педагогов, имеющих большой исследовательский опыт.
9. Педагогическая деятельность- это:
а) Специфический вид профессиональной деятельности. | б) Определенный вид исследовательской работы | в) Теоретическая и практическая работа педагога |
10. В деятельности преподавателя (учителя) выделяют основные стили педагогического руководства:
а) Традиционный, либеральный, приказной.
б) Автократический, либеральный, директивный.
в) Попустительский, либеральный, традиционный.
г) Автократический, либеральный, демократический.
д) Директивный, приказной, попустительский.
11. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует аспекту их анализа:
а) научному;
б) процессуально-описательному;
в) описательно-действенному;
г) частнонаучному.
12. Рассмотрение педагогической технологии как синонима педагогической системы соответствует........................ уровню использования понятия «педагогическая технология» в образовательной практике:
а) общепедагогическому;
б) частнометодическому;
в) локальному;
г) ни одному из вышеперечисленных.
13. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как:
а) концептуальность;
б) системность;
в) управляемость;
г) эффективность.
14. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педа-
гогические технологии выделяются по:
а) характеру содержания и структуры;
б) научной концепции;
в) философской основе;
г) уровню применения.
15. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:
а) проблемное обучение;
б) программированное обучение;
в) традиционное обучение;
г) игровые технологии.
16. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:
а) технологии обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф. Шаталова;
б) групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, И.Д. Первин);
в) вальдорфская педагогика;
г) укрупнение дидактических единиц.
1. Отметьте правильное определение:
а) Образование – это степень усвоения знаний человеком;
б) Образование – уровень воспитанности человека;
в) Образование – это уровень накопленного человеком жизненного опыта;
г) Образование – система знаний, умений, навыков, качеств, приобретенных человеком;
д) Образование – совокупность психических особенностей, черт человека.
18. Понятие «образование» впервые упоминается в педагогических статьях в….
а) XVI в.; .
б) XVII в.;
в) XVIII в.;
г) XIX в.
19. До середины XIX века понятие «образование» употреблялось как:
а) синоним воспитания;
б) синоним теории обучения;
в) родовое понятие по отношению к обучению;
г) видовое понятие по отношению к обучению.
20. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:
а) «культурологической»;
б) «технократической»;
в) «педоцентристской»;
г) «социетарной».
21. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:
а) «культурологической»;
б) «технократической»;
в) «педоцентристской»;
г) «социетарной».
22. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:
а) тип и качество освоения научных понятий;
б) вид доминирующего содержания образования;
в) вид и мастерство освоения человеческой деятельности;
г) тип преобладания направленности содержания образования.
23. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:
а) моделью образования как государственно-ведомственной организации,
б) моделью развивающего образования;
в) традиционной моделью образования;
г) рационалистической моделью образования.
24. Представителями феноменологической модели образования являются:
а) Дж. Холт, П. Гудман;
б) А. Маслоу, К. Роджерс;
в) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов;
г) Д. Равич,Ж. Капель.
Что такое «дидактика»?
а) «искусство обучать людей»;
б) практика воспитания и обучения людей;
в) методика обучения людей;
г) наука о воспитании людей;
д) наука о ценностях;
е) наука об образовании и технологиях обучения.
26. Обучение это:
а) Взаимосвязанная деятельность педагога и обучаемых. | б) Теория и практика подготовки людей к жизни и деятельности.. | в) Теория и методика оценки знаний человека. |
27. К формам и методам активного обучения педагоги относят:
а) - упражнения, -лекции, - практические занятия; -семинары; -доклады. | б) - дискуссии; - метод «круглого стола», - метод «мозговой атаки», - метод анализа конкретных ситуаций. | в) - метод «мозговой атаки», - метод анализа конкретных ситуаций; - конференции, - стажировка, - деловая игра. | г) - дискуссии, -лекции, - практические занятия; -семинары; -доклады. |
28. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:
а) метод обучения;
б) содержание образования;
в) форма обучения;
г) принцип обучения.
29. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:
а) Й. Песталоцци;
б) А. Дистервег;
в) И.Ф. Гербарт;
г) ф. Фребель.
30. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:
а) общепедагогический аспект;
б) дидактический аспект;
в) методический аспект;
г) психологический аспект.
31. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:
а) фундаментальным;
б) прикладным;
в) количественным;
г) функциональным.
32. Термин «воспитывающее обучение» в научный оборот ввел:
а) А. Дистервег;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
33. Автором знаменитого высказывания «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» является:
а) Б. Паскаль;
б) М.В. Ломоносов;
в) Ж.Ж. Руссо;
г) Я.А. Коменский.
34. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижениях:
а) этики;
б) эстетики;
в) психологии;
г) этики и психологии.
35. Авторами теории содержательного обобщения являются:
а) В.В. Краевский, М.Н. Скаткин;
б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
в) М.М. Поташник, B.C. Лазарев;
г) Л.В. Занков, М.В. Зверева.
36. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:
а) М.И. Махмутов;
б) Л.В. Занков;
в) М.М. Поташник;
г) Ю.К. Бабанский.
37. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:
а) Л.В. Занков;
б) В.В.Давыдов;
в) П.Я. Гальперин;
г) Г.И. Щукина.
38. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:
а) дидактическом подходе;
б) кибернетическом подходе;
в) психофизиологическом подходе;
г) системном подходе.
39. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, анализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют……………подходу к интенсификации обучения:
а) дидактическому;
б) кибернетическому;
в) психофизиологическому;
г) системному.
40. Программированное обучение соответствует подходу к интенси-фикации обучения:
а) дидактическому;
б) кибернетическому;
в) психофизиологическому;
г) системному.
41. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:
а) Ю.К. Бабанский;
б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;
в) З.А. Решетова;
г) Т.В. Габай.
42. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:
а) К.Д. Ушинский;
б) НА Корф;
в) В.П. Вахтеров;
г) П.Ф. Каптерев.
43. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:
а) личностного подхода;
б) системного подхода;
в) культурологического подхода;
г) антропологического подхода.
44 ……компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя:
а) дидактический;
б) гносеологический;
в) психологический;
г) кибернетический.
45. функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:
а) гностический;
б) проектировочный;
в) конструктивный;
г) коммуникативный.
46. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразности и культуросообразности - сформулировал и раскрыл:
а) И.Г. Песталоцци;
б) А. Дистервег;
в) И.Ф. Гербарт;
г) Ф. Фребель.
47. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:
а) П.Ф. Каптерев;
б) К.Д. Ушинский;
в) И. Гербарт;
г) И.Г. Песталоцци.
48. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:
а) систематичности;
б) наглядности;
в) прочности;
г) научности.
Раздел 3. Образование как система и процесс.
1. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:
а) систематичности;
б) доступности;
в) наглядности;
г) научности.
2. При выборе структуры изложения содержания особенно важно придерживаться последовательности, историзма, систематичности, доступности:
а) линейной;
б) концентрической;
в) спиральной;
г) смешанной.
3. Для изучения педагогических и психологических наук наиболее приемлем способ структурирования содержания образования:
а) линейный;
б) концентрический;
в) спиральный;
г) смешанный.
4. Проблемы методов обучения относятся к .исследованиям:
а) фундаментальным;
б) прикладным;
в) количественным;
г) функциональным.
5. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:
а) форма организации обучения;
б) метод обучения;
в) технические средства обучения;
г) все ответы неверны.
6. Замена устного слова письменным является сущностной характеристикой этапа «революции» в области методов обучения (по К. Керр):
а) первого;
б) второго;
в) третьего;
г) четвертого.
7. Выделены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический в соответствии:
а) со спецификой усвоения различных видов содержания;
б) с функциями;
в) с источниками познания;
г) со структурой личности.
8. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали:
а) Н.А. Сорокин, А.И. Дулов;
б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;
в) М,А. Данилов, Б.П. Есипов;
г) Ю.К. Бабанский.
9. Исследования по проблеме методов обучения проводились:
а) И.Ф.Харламовым;
б) В.И. Загвязинским;
в) Н.Ф. Талызиной;
г) А.Н. Алексюком, Ю.К. Бабанским и др.
10. Бинарная классификация методов обучения разработана:
а) Ю.К. Бабанским;
б) М.И. Махмутовым;
в) Б.П. Есиповым;
г) В.И. Загвязинским.
11. Различные организационные формы процесса обучения изучали:
а) М.И. Махмутов;
б) X. Лийметс, В.К. Дьяченко и др.;
в) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;
г) М.И. Махмутов, И.Я. Лернер.
12. Зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов содержания образования относится к группе....................... ………..закономерностей:
а) структурных;
б) эволюционных;
в) функциональных;
г) системных.
13. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:
а) лекция;
б) дискуссия;
в) иллюстрация;
г) лабораторный.
14. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как:
а) познавательная игра;
б) демонстрация;
в) упражнение;
г) ситуационный.
15. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:
а) лекция;
б) демонстрация;
в) обучающий контроль;
г) практический.
16. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:
а) белл-ланкастерская система;
б) мангейская система;
в) бригадное обучение;
г) американский «план Трампа».
17. Разделение детей на сильных, средних и слабых, в зависимости от их способностей и успеваемости, составляет суть следующей системы обучения:
а) батавской;
б) мангейской;
в) индивидуализированной;
г) проектной.
18. «Проектная система обучения», или метод проектов (Уильям Килпатрик), разрабатывалась на основе теории:
а) материального образования;
б) дидактического прагматизма;
в) дидактического формализма;
г) структурализма.
19. В отечественной педагогике в 20-е гг. активно предпринимались попытки внедрения:
а) мангейской системы обучения;
б) дальтон-плана обучения;
в) системы индивидуализированного обучения;
г) батавской системы обучения.
20. Концепцию так называемого обучения «через совершение открытий» разработал:
а) Дж. Дьюи;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Дж. Брунер;
г) А. Дистервег.
21. В зарубежной педагогике поддальтон-планом понимается:
а) система взаимного обучения;
б) бригадное обучение;
в) система индивидуализированного обучения;
г) «план Трампа».
22. Модели обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта основываются на...................... …..теориях научения:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
23. На каких психологических теориях научения построена прагматическая теория учения путем решения проблем:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
24. Учение об интериоризации является основой моделей обучения:
а) ассоциативных;
б) условно-рефлекторных;
в) знаковых;
г) операциональных.
25 «Школа памяти» часто характеризуется как обучение:
а) традиционное;
б) проблемное;
в) программированное;
г) инновационное.
26. В наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления при
обучении:
а) традиционном;
б) проблемном;
в) программированном;
г) объяснительно-иллюстративном.
27. Для проблемного обучения характерно то, что:
а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;
б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;
в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;
г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.