Тема 1. Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами
Ключевые понятия:управление, организация, контроль, регулирование, государственно-общественная система управления, закономерности и принципы управления педагогическими системами; педагогический менеджмент.
Содержание.Управление как деятельность, направленная на выработку решений. Менеджмент как руководство людьми. Организация, контроль и регулирование объекта управления. Государственно-общественная система управления образованием. Единая государственная политика в области образования. Соблюдение федеральных государственных стандартов образования, функционирование государственных органов управления образованием. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.
Тема 2. Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений
Ключевые слова:конституционное право; виды законов и подзаконных актов; правовые акты, нормативно-правовое обеспечение, правовой статус участника образовательных отношений, субъекты образовательных отношений.
Содержание.Образование в современном обществе, условия его развития. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования. Общая характеристика федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Соотношение российского и международного законодательства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования.
Семинарские занятия
Семинар 1. Школа как педагогическая система и объект управления
Структура занятия
1. Школа как педагогическая система, её основные структурные и функциональные компоненты.
2. Внутришкольное управление как цепь последовательных функций (анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование).
3. Педагогический менеджмент как комплекс приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.
4. Кадровая политика. Система управления персоналом.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Ч. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
6. Сидоров С.В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. М., 2010.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 2. Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования
Структура занятия
1. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений.
2. Компоненты управленческой культуры руководителя школы.
2. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.
3. Формы организации методической работы в школе.
4. Повышение квалификации и аттестация работников школы.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Семинар 3. Система законодательства РФ в области образования.
Правовой статус участников образовательных отношений
Структура занятия
1. Образование в современном обществе. Условия его развития.
2. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования.
3. Соотношение российского и международного законодательства в области образования.
4. Правовой статус образовательного учреждения. Устав, его место и роль в регулировании деятельности образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.
5. Понятие правового статуса участника образовательных отношений. Субъекты образовательных отношений, их права и обязанности.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.
Дополнительная литература:
1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.
2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.
4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.
5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.
6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.
7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.
8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы | Формы самостоятельной работы (ак.час /ЗЕ) | Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ) | ||||||
Основы управления педагогическими системами | Схема | Письменная работа | Таблица | Схема | Письменная работа | Таблица | Эссе | Презентация |
3 /0,075 | 12 /0,33 | 1 /0,028 | 2 /0,05 | 13 /0,36 | 4 /0,11 | 2 /0,05 | 7 /0,19 | 30 /0,83 |
Базовая самостоятельная работа – 16 /0,44 | Дополнительная самостоятельная работа – 14 / |
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Схема | 3/ 0,075 | 2/ 0,05 | 4,5 | Обсуждение схемы по микрогруппам |
2. | Презентация | 7 /0,19 | 12-14 | Беседа по представленной презентации | |
3. | Письменная работа | 12/ 0,33 | 13/ 0,36 | 5,12 | Проверка письменной работы |
4. | Таблица | 1/ 0,028 | 4/ 0,11 | 12-14 | Проверка таблицы |
5. | Эссе | 2/ 0,056 | 4,5 | Проверка представленных эссе |
Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 ЗЕ)
Тема | Задание | Час | З/Е | ||||||||
1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами | 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь понятий: управление, организация, контроль, регулирование. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий) | 0,028 | |||||||||
2) Составьте схему государственно-общественного управления системой образования РФ. (Схема в свободной форме, объём 1 стр.). | 0,028 | ||||||||||
2 Школа как педагогическая система и объект управления | 1) На основе теоретической модели образовательной системы, предложенной О.Е. Лебедевым (Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.), разработайте по тем же критериям собственную модель образовательного учреждения (варианты: Центр раннего развития, Языковой центр, Реабилитационный центр, общеобразовательная школа, ДОУ и др.). Критерии: функции образовательной системы; образовательный процесс; связи и отношения; ресурсы; организация управления; результативность (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |||||||||
2) Изучив литературу, перечислите основные разделы Устава школы и кратко охарактеризуйте их содержание. Рекомендуемая литература: 1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004. 3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011. 4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000. 5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,056 | ||||||||||
3) Заполните логическую схему, отражающую взаимосвязь форм внутришкольного контроля. Сделайте вывод.
↓ ↓ ↓ ↓ ↓ (Схема, отражающая взаимосвязь форм внутришкольного контроля). | 0, 028 | ||||||||||
3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования | 1) Заполните таблицу: управленческая культура руководителя школы.
(Таблица, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0, 028 | |||||||||
2) Объясните сущность принципов аттестации педагогов: принцип открытости, принцип добровольности, принцип коллегиальности. Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,028 | ||||||||||
4.Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений | На основании изучения Закона Пермского края «Об образовании» и ФЗ «Об образовании» ответьте на ряд вопросов: а) соблюдено ли право субъекта РФ в регулировании вопросов образования? б) Есть ли какие-то особенные нормы в Законе «Об образовании» Пермского края в сравнении с ФЗ «Об образовании»? в) Есть ли противоречия в представленных законах? Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,14 |
Задания дополнительной части самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 14 часов /0,39 ЗЕ)
Тема | Задание | Час | З/Е |
1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами | Составьте схему, отражающую взаимосвязь принципов управления педагогическими системами. Сделайте вывод об их взаимодействии. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий). | 0,028 | |
2) Согласны ли Вы с приведённым ниже утверждением Вернера Зигерта о том, что «руководить – значит приводить сотрудников к успехам и самореализации» и «управлять, значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным?» Выразите своё мнение в форме эссе (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,11 | ||
2 Школа как педагогическая система и объект управления | Посетите на выбор любую школу города. Цель – встреча с директором школы и его заместителями (по учебно-методической работе, воспитательной работе, административно-хозяйственной части). Примерный круг вопросов, которые необходимо задать: функциональные обязанности, каковы особенности системы методической работы в школе, каков уровень квалификации учителей, развиваются ли в школе инновационные процесс, каково участие родителей в образовательном процессе. Сделать вывод об особенностях системы управления школой. По итогам встречи оформите письменную работу. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,14 | |
3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования | 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь компонентов управленческой культуры руководителя школы (Схема в свободной форме, объём 1 стр.). | 0,028 | |
2) Сделайте презентацию по одной из книг на выбор: 1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 2012. 2. Караковский В.А. Директор – учитель – ученик. М., 1982. 3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. 4. Управление качеством образования /М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др., Под. ред. М.М. Поташника. М., 2006. 5. Учитель, который работает не так /Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1996. 6. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986. 7. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления М., 1992. 8. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011. Презентация должна отвечать на вопросы:
| 0,075 | ||
4.Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений | 1) Проанализируйте Устав любого образовательного учреждения с точки зрения соблюдения Федерального законодательства об образовании и с точки зрения дополнения норм Федерального законодательства. Сделайте выводы. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,05 | |
2) Поработать в библиотеке с периодическими педагогическими изданиями, раскрывающими вопросы нормативно-правового обеспечения образования. По одному из них подготовить презентацию «Реклама издания», обратить внимание как на форму, так и на содержательную сторону издания. Рекомендуемые издания: - Право и образование - Юридическая мысль. - Вестник образования России - Методист - Управление качеством - Профессиональное образование. Столица. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - Официальные документы в образовании. - Образование в документах. - Завуч. (Презентация в PoverPoint, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал). | 0,22 | ||
3) Выписать статьи из ФЗ «Об образовании», содержащие нормы о правовом статусе:
| 0,05 | ||
4) Сделайте подборку публикаций из газет и журналов за последний год, посвящённых защите прав детей (5-7) Оформите в виде таблицы. Критерии: название периодического издания, год, № выпуска, название статьи, автор, аннотация. (Таблица с учётом вышеназванных критериев, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,11 | ||
5) Изучите Конвенцию о правах ребёнка и выпишите оттуда статьи в соответствии с разделами отчётного доклада государств-участников по реализации Конвенции: 1. Определение ребёнка. 2. Общие меры по осуществлению Конвенции. 3. Общие принципы. 4. Гражданские права и свободы детей. 5. Семейное окружение и альтернативный уход. 6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние. 7. Образование, отдых, культурная деятельность. 8. Специальные меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях; детей, нарушивших закон; детей, подвергшихся экономической, сексуальной эксплуатации и насилию. (Письменная работа, объём3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,22 |