Тема 1. Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами

Ключевые понятия:управление, организация, контроль, регулирование, государственно-общественная система управления, закономерности и принципы управления педагогическими системами; педагогический менеджмент.

Содержание.Управление как деятельность, направленная на выработку решений. Менеджмент как руководство людьми. Организация, контроль и регулирование объекта управления. Государственно-общественная система управления образованием. Единая государственная политика в области образования. Соблюдение федеральных государственных стандартов образования, функционирование государственных органов управления образованием. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.

Тема 2. Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений

Ключевые слова:конституционное право; виды законов и подзаконных актов; правовые акты, нормативно-правовое обеспечение, правовой статус участника образовательных отношений, субъекты образовательных отношений.

Содержание.Образование в современном обществе, условия его развития. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования. Общая характеристика федеральных законов «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Соотношение российского и международного законодательства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования.

Семинарские занятия

Семинар 1. Школа как педагогическая система и объект управления

Структура занятия

1. Школа как педагогическая система, её основные структурные и функциональные компоненты.

2. Внутришкольное управление как цепь последовательных функций (анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование).

3. Педагогический менеджмент как комплекс приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности.

4. Кадровая политика. Система управления персоналом.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Ч. 3.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.

5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

6. Сидоров С.В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.

7. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. М., 2010.

8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.

9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Семинар 2. Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования

Структура занятия

1. Функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений.

2. Компоненты управленческой культуры руководителя школы.

2. Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

3. Формы организации методической работы в школе.

4. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.

5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.

6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.

8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.

9. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011.

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Семинар 3. Система законодательства РФ в области образования.

Правовой статус участников образовательных отношений

Структура занятия

1. Образование в современном обществе. Условия его развития.

2. Конституционное право граждан на образование. Виды законов и подзаконных актов в области образования.

3. Соотношение российского и международного законодательства в области образования.

4. Правовой статус образовательного учреждения. Устав, его место и роль в регулировании деятельности образовательного учреждения. Управление образовательным учреждением.

5. Понятие правового статуса участника образовательных отношений. Субъекты образовательных отношений, их права и обязанности.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2013. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009.

2. Бочкарёв В.И. Директору школы о самоуправлении. М., 2001.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008.

5. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.

6. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011.

7. Сидоров С. В.Педагогика (управление образовательными системами): Методические материалы для подготовки студентов к семинарским занятиям. Шадринск, 2004.

8. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006.

Электронные ресурсы:

1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

2. Солнцева Н.В. Управление в педагогической деятельности. Учебное пособие. М., 2012 // Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов

Наименование дидактической единицы Формы самостоятельной работы (ак.час /ЗЕ) Общая трудоёмкость (ак.час /ЗЕ)
Основы управления педагогическими системами Схема Письменная работа Таблица Схема Письменная работа Таблица Эссе Презентация
3 /0,075 12 /0,33 1 /0,028 2 /0,05 13 /0,36 4 /0,11 2 /0,05 7 /0,19 30 /0,83
Базовая самостоятельная работа – 16 /0,44 Дополнительная самостоятельная работа – 14 /

План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Схема 3/ 0,075 2/ 0,05 4,5 Обсуждение схемы по микрогруппам
2. Презентация   7 /0,19 12-14 Беседа по представленной презентации
3. Письменная работа 12/ 0,33 13/ 0,36 5,12 Проверка письменной работы
4. Таблица 1/ 0,028 4/ 0,11 12-14 Проверка таблицы
5. Эссе   2/ 0,056 4,5 Проверка представленных эссе

Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 ЗЕ)

Тема Задание Час З/Е
1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь понятий: управление, организация, контроль, регулирование. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий) 0,028
2) Составьте схему государственно-общественного управления системой образования РФ. (Схема в свободной форме, объём 1 стр.). 0,028
2 Школа как педагогическая система и объект управления     1) На основе теоретической модели образовательной системы, предложенной О.Е. Лебедевым (Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004.), разработайте по тем же критериям собственную модель образовательного учреждения (варианты: Центр раннего развития, Языковой центр, Реабилитационный центр, общеобразовательная школа, ДОУ и др.). Критерии: функции образовательной системы; образовательный процесс; связи и отношения; ресурсы; организация управления; результативность (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,056
2) Изучив литературу, перечислите основные разделы Устава школы и кратко охарактеризуйте их содержание. Рекомендуемая литература: 1. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2009. 2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М., 2004. 3. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2011. 4. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2000. 5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. М., 2006. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). 0,056
3) Заполните логическую схему, отражающую взаимосвязь форм внутришкольного контроля. Сделайте вывод.
Формы внутришкольного контроля

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

         

(Схема, отражающая взаимосвязь форм внутришкольного контроля).

0, 028
3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования 1) Заполните таблицу: управленческая культура руководителя школы.
Компоненты управленческой культуры Содержание компонентов управленческой культуры

(Таблица, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см).

0, 028
2) Объясните сущность принципов аттестации педагогов: принцип открытости, принцип добровольности, принцип коллегиальности. Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). 0,028
4.Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений На основании изучения Закона Пермского края «Об образовании» и ФЗ «Об образовании» ответьте на ряд вопросов: а) соблюдено ли право субъекта РФ в регулировании вопросов образования? б) Есть ли какие-то особенные нормы в Законе «Об образовании» Пермского края в сравнении с ФЗ «Об образовании»? в) Есть ли противоречия в представленных законах? Сделайте вывод. (Письменная работа, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,14

Задания дополнительной части самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 14 часов /0,39 ЗЕ)

Тема Задание Час З/Е
1.Понятие управление и «педагогический менеджмент» Функции и принципы управления педагогическими системами Составьте схему, отражающую взаимосвязь принципов управления педагогическими системами. Сделайте вывод об их взаимодействии. (Схема в свободной форме, отражающая взаимосвязь обозначенных категорий). 0,028
2) Согласны ли Вы с приведённым ниже утверждением Вернера Зигерта о том, что «руководить – значит приводить сотрудников к успехам и самореализации» и «управлять, значит побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять других делать то, что считаешь правильным?» Выразите своё мнение в форме эссе (Эссе, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)   0,11
2 Школа как педагогическая система и объект управления   Посетите на выбор любую школу города. Цель – встреча с директором школы и его заместителями (по учебно-методической работе, воспитательной работе, административно-хозяйственной части). Примерный круг вопросов, которые необходимо задать: функциональные обязанности, каковы особенности системы методической работы в школе, каков уровень квалификации учителей, развиваются ли в школе инновационные процесс, каково участие родителей в образовательном процессе. Сделать вывод об особенностях системы управления школой. По итогам встречи оформите письменную работу. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). 0,14
3.Менеджер образования: личностные характеристики и профессиональные требования 1) Составьте схему, отражающую взаимосвязь компонентов управленческой культуры руководителя школы (Схема в свободной форме, объём 1 стр.). 0,028
2) Сделайте презентацию по одной из книг на выбор: 1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М., 2012. 2. Караковский В.А. Директор – учитель – ученик. М., 1982. 3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1973. 4. Управление качеством образования /М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос и др., Под. ред. М.М. Поташника. М., 2006. 5. Учитель, который работает не так /Под ред. А.Н. Тубельского. М., 1996. 6. Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М., 1986. 7. Ямбург Е.А. Эта «скучная» наука управления М., 1992. 8. Ямбург Е.А. Школа и её окрестности. М., 2011. Презентация должна отвечать на вопросы:
  • качества, необходимы для руководителя школы;
  • компоненты управленческой культуры руководителя школы;
  • функциональные обязанности руководителя школы;
  • особенности взаимодействие с субъектами образовательного процесса.
(Презентация в PoverPoint, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал).
0,075
4.Система законодательства РФ в области образования. Правовой статус участников образовательных отношений 1) Проанализируйте Устав любого образовательного учреждения с точки зрения соблюдения Федерального законодательства об образовании и с точки зрения дополнения норм Федерального законодательства. Сделайте выводы. (Письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). 0,05
2) Поработать в библиотеке с периодическими педагогическими изданиями, раскрывающими вопросы нормативно-правового обеспечения образования. По одному из них подготовить презентацию «Реклама издания», обратить внимание как на форму, так и на содержательную сторону издания. Рекомендуемые издания: - Право и образование - Юридическая мысль. - Вестник образования России - Методист - Управление качеством - Профессиональное образование. Столица. - Справочник руководителя образовательного учреждения. - Официальные документы в образовании. - Образование в документах. - Завуч. (Презентация в PoverPoint, кол-во слайдов- 10-15, 22 кегль, одинарный интервал). 0,22
3) Выписать статьи из ФЗ «Об образовании», содержащие нормы о правовом статусе:
  • учащихся;
  • педагогических работников;
  • родителей
(Письменная работа, объём1 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см).
0,05
4) Сделайте подборку публикаций из газет и журналов за последний год, посвящённых защите прав детей (5-7) Оформите в виде таблицы. Критерии: название периодического издания, год, № выпуска, название статьи, автор, аннотация. (Таблица с учётом вышеназванных критериев, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). 0,11
5) Изучите Конвенцию о правах ребёнка и выпишите оттуда статьи в соответствии с разделами отчётного доклада государств-участников по реализации Конвенции: 1. Определение ребёнка. 2. Общие меры по осуществлению Конвенции. 3. Общие принципы. 4. Гражданские права и свободы детей. 5. Семейное окружение и альтернативный уход. 6. Первичное медицинское обслуживание и благосостояние. 7. Образование, отдых, культурная деятельность. 8. Специальные меры защиты детей, находящихся в чрезвычайных ситуациях; детей, нарушивших закон; детей, подвергшихся экономической, сексуальной эксплуатации и насилию. (Письменная работа, объём3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). 0,22

Наши рекомендации