Семинар 10. Самовоспитание как процесс и результат воспитания
Структура занятия
1. Условия и факторы, детерминирующие самовоспитание.
2. Движущие силы самовоспитания учащихся.
3. Самопознание как предпосылка самовоспитания.
4. Роль педагога в самовоспитании учащихся.
5. Технология процесса самовоспитания
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 6.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2 –е изд. Казань: Центр ииновационных технологи, 2000.
2. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.
3. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М., 1984.
4. Методические рекомендации по педагогическому руководству самовоспитанием школьников с учётом уровня готовности. Пермь: ПГПИ, 1987.
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
6. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников.- М., 2000.
7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1998.
Электронные ресурсы:
1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Учебно-методическое пособие. Под ред. Цыркун И.И., Дубовик Н.В. Минск., 2010 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
4. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Наименование дидактической единицы | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||||||||||
Теории и технологии воспитания | Аналитическая таблица | Письменная работа | Отчёт , видеоотчёт | Конспект | Микроисследование | Эссэ | Письменная рабоота | Защита модели воспитательной системы | Технологическая карта | Карта психологического анализа конфликтных ситуаций | Аннотация | Творческая работа | Конспект | |
2/ 0, 056 | 4/ 0,11 | 5 / 0,14 | 3/ 0,075 | 2 / 0,056 | 2/ 0,056 | 10 / 0,28 | 2 / 0,056 | 2 / 0,056 | 2 / 0,056 | 2 / 0,056 | 10 / 0,28 | 6 / 0,17 | 26 / 0,72 | |
Базовая самостоятельная работа – 16 / 0,44 | Дополнительная самостоятельная работа - 10/ 0,28 – на выбор студента |
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Аналитическая таблица | 2/ 0,056 | 7,8 | Проверка таблицы | |
2. | Письменная работа | 4/ 0,11 | 10 /0,28 | 7,8 | Проверка письменной работы |
3. | Отчёт, видеоотчёт | 5/ 0,14 | 8,9 | Проверка отчёта; презентация видеоотчёта по микрогруппам, анализа увиденного | |
4. | Микроисследование | 2/ 0,11 | 8,9 | Проверка микроисследования | |
5. | Конспект | 3 /0,075 | 2/ 0,05 | Проверка конспекта | |
6. | Эссе | 3/ 0,075 | 11,12 | Проверка эссе | |
7. | Защита модели воспитательной системы | 2 / 0,056 | 12,13 | Беседа по итогам выступления | |
8. | Технологическая карта | 2 /0,056 | 13,14 | Анализ представленной карты | |
9. | Карта психологического анализа конфликтных ситуаций | 2 /0,056 | 13,14 | Беседа по результатам составления карты психологического анализа конфликтных ситуаций | |
10. | Аннотация | 2 /0,056 | 14,15 | Проверка аннотации | |
11. | Творческая работа | 10 /0,28 | 14,15 | Беседа по итогам представления творческой работы (по микрогруппам) | |
12. | Конспект | 6 /0,17 | 14-16 | Проверка конспекта |
Задания базовой части самостоятельной работы (16 часов /0,44 зе)
Тема | Задание | час | З /Е |
1.Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания | Задание на группу 5-6 студентов. Сделать обзор педагогических публикаций по теме «Новые подходы к процессу воспитания» по журналу «Воспитание школьников» за 2011 и 2012 гг, оформить его в рабочей тетради (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | |
2. Классические и современные концепции воспитания | Задание на группу 5-6 студентов. Изучить три современные концепции воспитания и проанализировать различия в них по целям воспитания. Представить эти различия в виде таблицы (аналитическая таблица, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | |
3. Воспитательные системы и их развитие | Найти описание воспитательной системы одной из школ РФ. Провести сравнительный (покомпонентный) анализ 2-х систем: выбранной самостоятельно и той, где была проведена экскурсия. Дополнительную необходимую (недостающую для сравнительного анализа) информацию найти на сайте школы. Указать, на каком этапе развития находится воспитательная система и что, соответственно, актуально в деятельности педагогов школы. Дать письменную характеристику модели выпускника школы (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |
4. Содержание воспитания. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения | Подобрать 15 сценариев (разработок) внеклассных мероприятий для школы по 5 темам: 1) воспитание патриотизма и культуры межнационального общения; 2) духовно-нравственное воспитание; 3) гражданское воспитание; 4) эстетическое воспитание 5) воспитание интереса к познанию. Каждый модуль должен начинаться с определения понятия и структуры данного направления воспитания. Использовать ресурсы Интернет, печатные методические издания. (Отчёт в электронном виде с обязательным анализом подобранных материалов, объём –6-12 -стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
5. Методы и приемы воспитания | |||
6. Понятие педагогических технологий, научные основы их классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика | Задание на группу 5-6 студентов. Подготовить краткий конспект изданий 1. Селевко Г. К.Воспитательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с. ; 20 см. - (Энциклопедия образовательных технологий). 2. Селевко, Г. К.Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. Т. 2 / Г. К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с. ; 22 см. - (Энциклопедия образовательных технологий). 3. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Т.2./Под общ.ред. Л.И. Семиной, ‑ М.: Изд-во «Бонфи», 2002, - 408с. 4. Щуркова, Н. Е.Прикладная педагогика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Н. Е. Щуркова. - СПб. : Питер, 2005. - 366 с. : ил. ; 21 см. - (Учебное пособие). (Конспект, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |
7. Технологии педагогического взаимодействия | Задание на группу 5-6 студентов. Подготовить краткий конспект изданий 1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В.А. Козырева и др. Санкт- Петербург,2005. 2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.,2002. (Конспект, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | |
8. Формы воспитания. Изучение эффективности применения различных форм воспитательной работы | Проанализировать подготовленные 15 сценариев, используя для анализа«Матрицу анализа «методического багажа» студента (используемых форм воспитательной работы)» (прил.1) (аналитическая таблица, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | |
9.Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Тьютор в современной школе. | Задание на группу 5-6 студентов: 1) найти класс (любимого классного руководителя), готовый сотрудничать с Вами; 2)обсудить с классным руководителем достоинства и проблемы класса и отдельных учащихся; 3)познакомиться с детьми; 4)подготовиться вместе с детьми и провести классный час по одному из 5 направлений воспитания 1) воспитание патриотизма и культуры межнационального общения; 2) духовно-нравственное воспитание; 3) гражданское воспитание; 4) эстетическое воспитание 5) воспитание интереса к познанию (в частности – интереса к образовательной области «Филология»). Сделать видеозапись классного часа. Подготовить для классного руководителя Благодарственное письмоза сотрудничество с ПГГПУ. Письменно ответить на следующие вопросы: 1. От чего зависит выбор методов воспитания педагогами? 2. Какое значение имеет авторитет воспитателя при использовании методов воспитания? Подготовить письменно самоанализпо одной из схем (прил.2) Индивидуально. Провести самоанализ Уровня сформированности компонентов педагогической компетентности (Оценочный лист, прил.3) Как можно более объективно охарактеризовать Уровень сформированности компонентов педагогической компетентности (прил. 3) одного из однокурсников и получить от однокурсников такой же оценочный лист с характеристикой ВАШЕГО Уровня сформированности компонентов педагогической компетентности (видеозапись классного часа, письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см; самоанализ по схеме) | 0,23 | |
10. Коллектив как объект и субъект воспитания. Технология работы педагога с коллективом и группой | Провести самостоятельно 1 микроисследование к теме 10 или к теме 11 (прил. 4). Микроисследование включает 2 части: «теоретическую» и «практическую» микроисследование по выбранной теме, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
11. Самовоспитание как процесс и результат воспитания. |
Задание дополнительной части самостоятельной работы (по сумме 10 часов /0, 28 ЗЕ на выбор студента)
Тема | Задание | час | З /Е |
1.Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания | Какие новые принципы воспитания выделены в последних изданиях учебников и учебных пособиях по педагогике ? Обоснуйте актуальность их появления. Оформите ответы в рабочей тетради (письменная работа, объём 1стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | |
2. Классические и современные концепции воспитания | Раскройте сущность синергетического подхода к воспитанию (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | |
Проследите эволюцию цели воспитания в классических и современных концепциях (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | ||
Создать примерную модель воспитательной системы вашего авторского образовательного учреждения. Подготовиться к ее защите (Защита модели воспитательной системы с комментариями, устный доклад на 5-7 мин) | 0,056 | ||
4. Содержание воспитания. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения | Выполнить 2 практических задания на выбор: 1. Подготовить тематику бесед, занятий для школьников разного возраста по культуре межнационального общения. 2.Составить беседу (текст+ вопросы) или план занятия (содержание + задания) по проблемам национального воспитания или межнационального общения. 3.Сформулировать правила поведения педагога, выполнение которых будет способствовать воспитанию толерантности у детей. (письменная работа, объём 1стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,075 | |
5. Методы и приемы воспитания | Письменно ответить на вопрос «Чем отличаются позиции авторитарной и гуманистической педагогики в использовании методов воспитания?» (Эссе, объём –2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,0278 | |
6. Понятие педагогических технологий, научные основы их классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика | Пользуясь книгой: Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1998. - самостоятельно разрешите конфликтные ситуации, представленные на стр. 27 – 42 - разработайте технологическую карту решения конфликтной ситуации (Технологическая карта решения конфликтной ситуации, объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
7. Технологии педагогического взаимодействия | Пользуясь книгой: Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1998. - выработайте рекомендации для педагога по предупреждению конфликтных ситуаций; - разработайте карту психологического анализа конфликтной ситуации. (письменная работа, объём 1стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см; карта психологического анализа конфликтной ситуации объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | |
8. Формы воспитания. Изучение эффективности применения различных форм воспитательной работы | Познакомиться с общей характеристикой форм воспитания и их классификацией. Выявить отличия форм воспитательной работы по времени проведения, по времени подготовки, по видам деятельности. Ознакомиться с требованиями при выборе форм воспитательной работы с классом по основным направлениям воспитания («Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Досуг», «Гражданин», «Семья»). Привести по одному примеру (краткая аннотация мероприятия) к каждому направлению воспитания (аннотация, объём 1-2стр., 14кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |
9.Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Тьютор в современной школе. | Составить опорный конспект (знать определение данного понятии) по теме « Система работы классного руководителя» (Щуркова Н.Е. Классное руководство. Настольная книга учителя. М.,2000. -С. 17-22. (опорный конспект, объём 1-2стр., 14кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |
Охарактеризовать роль и должностные обязанности тьютора в современной школе. Привести пример – описание опыта работы тьютора (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | ||
10. Коллектив как объект и субъект воспитания. Технология работы педагога с коллективом и группой | Самостоятельно подобрать информацию (сделать ссылку на источники) и выполнить опорный конспект по теме: «Коллектив как объект и субъект воспитания» (опорный конспект, объём 1-2стр., 14кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 | |
Аргументировать утверждение « Коллектив является субъектом воспитания » (Эссе, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,028 | ||
11. Самовоспитание как процесс и результат воспитания. | Принять участие в исследовании своего творческого потенциала (по отдельному графику), подготовить план учета или коррекции индивидуальных особенностей для повышения успешности в учебно-познавательной или иной деятельности (творческая работа с учётом рекомендуемых форм, объём 6-8 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,28 | |
На основе изученной литературы разработать рекомендации для классного руководителя 6 класса (уточнить особенности учебного заведения) по педагогическому руководству самовоспитанием школьников (письменная работа, объём 1стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,056 |