Семинар 2. Инновации в педагогическом процессе
Структура занятия
1. Понятие «инновация», «инновационная педагогика», «инновационная деятельность».
2. Проблема организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях.
3. Организация инновационной деятельности в общеобразовательной школе.
4. Содержание деятельности организатора инноваций.
5. Критерии педагогических инноваций (новизна, оптимальность, результативность, возможность).
6. Авторские школы. Педагоги-новаторы.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011.
Дополнительная литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: учебное пособие. - Издание 3-е / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
2. Каспаржевский А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском образовании. - М., 1997.
3. Ковалева Ф.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы.- М.:2003.
4. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики. М., 2003.
5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.
6. Произведения педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др. (по выбору)
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Хуторской Андрей Викторович. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 256 с.
Электронные ресурсы:
1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы. М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов
Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час / ЗЕ) | Общая трудоёмкость (ак.час / ЗЕ) | ||||||||
Схема | Письменная работа | Творческая работа на основе моногррфии | Микроисслеование | Схема | Письменная работа | Эссе | Аналитический отчёт | Реферат | ||
Общие основы педагогики | 1 / 0,028 | 3 / 0,075 | 42 / 0,05 | 34 / 0,11 | 32 / 0,05 | 82 / 0, 05 | 8 / 0,22 | 44 / 0,11 | 44 / 0,11 | 18 / 0,5 |
Базовая самостоятельная работа – 10 / 0,28 | Дополнительная самостоятельная работа – 8 / 0,22 – на выбор студента |
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Схема | 1/ 0,028 | 1,2 | Беседа по схеме | |
2. | Письменная работа | 3/ 0,075 | 3-5 | Проверка письменной работы | |
3. | Творческая работа работа на основе монографии | 2/ 0,05 | 4-6 | Беседа по содержанию монографии (микрогруппами по 3-5 человек) | |
4. | Микроисследование | 4/ 0,11 | 7,8 | Проверка микроисследования | |
5. | Схема | 2/ 0,05 | 9,10 | Беседа по схеме | |
6. | Письменная работа | 2/ 0,05 | 9,10 | Проверка письменной работы | |
7. | Эссе | 8/ 0,22 | 3 - 10 | Проверка эссе | |
8. | Аналитический отчёт | 4 / 0,11 | 12-14 | Беседа по представленному отчёту | |
9. | Реферат | 4 / 0,11 | 13,14 | Проверка реферата |
Задание базовой части самостоятельной работы: (10 часов/ 0,28 ЗЕ)
Тема | Задание | час | З/Е |
1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педаго-гики. Система педагогических наук. | Выписать в педагогический словарик основные категории педагогики с их определениями (использовать учебники, энциклопедические словари и справочники). Упорядочить понятия в виде схемы (схема, произвольный вид, 1 стр, 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,028 | |
2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований. | Подобрать 5 разных по виду ПЕДАГОГИЧЕСКИХ диагностических методикдля изучения 1) интересов ребенка; 2) удовлетворённости своей деятельностью (участием в мероприятии); 3) читательских предпочтений; 4) уровня самостоятельности; 5) НА СВОЙ ВЫБОР (например, дисциплинированности, отзывчивости…) (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,055 | |
3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. | Используя базовый учебник (Н.Ф. Голованова «Педагогика», М., 2010.), дополнить «Педагогический словарик» понятиями:
| 0,028 | |
Прочитать на выбор одну из монографий и провести следующую работу: 1) Выписать по 5 ‑ 6 мудрых мыслей; 2) записать 5 – 6 собственных суждений по поводу прочитанного; 3) сделать вывод (в форме аннотации, отзыва или резюме). 1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987. 2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992. 4. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. 5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004. 6. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. (Творческая работа с монографиейобъём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см; аннотация/отзыв/резюме) | 0,055 | ||
4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы | Провести микроисследование: - Найти определение категории «инновации», узнать какие существуют виды инноваций, каковы этапы внедрения инноваций (конспект). - Задать директору (заместителю директора) своей родной школы 2 вопроса: какие проблемы и какие инновации характерны для нашей школы в последние 3 года? (Указать с кем проведена беседа, в какой школе проведено микроисследование.) - Обобщить полученные данные, сделать вывод (микроисследование , объём –2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) | 0,11 |
Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 8 часов / 0,22 ЗЕ)
Тема | Задание | Час | ЗЕ |
1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педагогики. Система педагогических наук. | Пользуясь педагогической периодикой, проанализировать содержание 2-3 педагогических журналов, выписать тематику 7-10 статей, написать эссе на тему «Проблемы современной школы» (Эссе; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.) | 0,11 | |
2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований. | Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 50 тем диссертационных исследований по педагогике; сгруппировать их в тематические блоки; сделать вывод об актуальных направлениях педагогических исследований (Аналитический отчёт, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,11 | |
Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 3 заинтересовавших вас автореферата, изучить раздел «Методы исследования»; скопировать тему, цель, методы исследования; на основе проведённого анализа сделать вывод о специфике методов педагогических исследований (письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,055 | ||
3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. | Представить в виде схемы взаимосвязь понятий:
| 0,055 | |
4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы | На основе изученного материала по теме «Инновации в педагогическом процессе» написать реферат на данную тему. Примерный план:
| 0,11 | |
Прочитать одно из произведений педагогов-новаторов конца ХХ – начала ХХI вв (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.П. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург) и написать эссе «Что из опыта педагога-новатора я возьму в свой педагогический опыт?» ((Эссе; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.) | 0,11 |