Семинар 2. Инновации в педагогическом процессе

Структура занятия

1. Понятие «инновация», «инновационная педагогика», «инновационная деятельность».

2. Проблема организации инновационной деятельности в образовательных учреждениях.

3. Организация инновационной деятельности в общеобразовательной школе.

4. Содержание деятельности организатора инноваций.

5. Критерии педагогических инноваций (новизна, оптимальность, результативность, возможность).

6. Авторские школы. Педагоги-новаторы.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития: учебное пособие. - Издание 3-е / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.

2. Каспаржевский А.Г. Новые и инновационные школы: проблемы сегодняшнего дня, перспективы развития // Инновационное движение в российском образовании. - М., 1997.

3. Ковалева Ф.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы.- М.:2003.

4. Коджаспирова Г.М. Общие основы педагогики. М., 2003.

5. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

6. Произведения педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина, Е.А. Ямбурга и др. (по выбору)

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Хуторской Андрей Викторович. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 256 с.

Электронные ресурсы:

1. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com

2. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 1: Общие основы. М., 2008 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru

Структура и трудоёмкость самостоятельной работы студентов

Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час / ЗЕ) Общая трудоёмкость (ак.час / ЗЕ)
Схема Письменная работа Творческая работа на основе моногррфии Микроисслеование Схема Письменная работа Эссе Аналитический отчёт Реферат
Общие основы педагогики 1 / 0,028   3 / 0,075 42 / 0,05 34 / 0,11 32 / 0,05 82 / 0, 05   8 / 0,22 44 / 0,11 44 / 0,11 18 / 0,5
  Базовая самостоятельная работа – 10 / 0,28 Дополнительная самостоятельная работа – 8 / 0,22 – на выбор студента

План-график самостоятельной работы студентов



№ п/п Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Схема 1/ 0,028   1,2 Беседа по схеме
2. Письменная работа 3/ 0,075   3-5 Проверка письменной работы
3. Творческая работа работа на основе монографии 2/ 0,05   4-6 Беседа по содержанию монографии (микрогруппами по 3-5 человек)
4. Микроисследование 4/ 0,11   7,8 Проверка микроисследования
5. Схема   2/ 0,05 9,10 Беседа по схеме
6. Письменная работа   2/ 0,05 9,10 Проверка письменной работы
7. Эссе     8/ 0,22 3 - 10 Проверка эссе
8. Аналитический отчёт   4 / 0,11 12-14 Беседа по представленному отчёту
9. Реферат   4 / 0,11 13,14 Проверка реферата

Задание базовой части самостоятельной работы: (10 часов/ 0,28 ЗЕ)

Тема Задание час З/Е
1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педаго-гики. Система педагогических наук. Выписать в педагогический словарик основные категории педагогики с их определениями (использовать учебники, энциклопедические словари и справочники). Упорядочить понятия в виде схемы (схема, произвольный вид, 1 стр, 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) 0,028
2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований. Подобрать 5 разных по виду ПЕДАГОГИЧЕСКИХ диагностических методикдля изучения 1) интересов ребенка; 2) удовлетворённости своей деятельностью (участием в мероприятии); 3) читательских предпочтений; 4) уровня самостоятельности; 5) НА СВОЙ ВЫБОР (например, дисциплинированности, отзывчивости…) (письменная работа, объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,055
3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Используя базовый учебник (Н.Ф. Голованова «Педагогика», М., 2010.), дополнить «Педагогический словарик» понятиями:
  1. «Закономерности педагогического процесса».
  2. «Целостный педагогический процесс».
  3. «Закономерности целостного педагогического процесса».
  4. «Принципы педагогического процесса».
  5. «Принципы организации педагогического процесса».
  6. «Принципы управления деятельностью воспитанников»
(Письменная работа в педагогическом словарике)
0,028
Прочитать на выбор одну из монографий и провести следующую работу: 1) Выписать по 5 ‑ 6 мудрых мыслей; 2) записать 5 – 6 собственных суждений по поводу прочитанного; 3) сделать вывод (в форме аннотации, отзыва или резюме). 1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М., 1987. 2. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986. 3. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1992. 4. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.,1991. 5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб, 2004. 6. Щуркова Н. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994. (Творческая работа с монографиейобъём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см; аннотация/отзыв/резюме) 0,055
4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы Провести микроисследование: - Найти определение категории «инновации», узнать какие существуют виды инноваций, каковы этапы внедрения инноваций (конспект). - Задать директору (заместителю директора) своей родной школы 2 вопроса: какие проблемы и какие инновации характерны для нашей школы в последние 3 года? (Указать с кем проведена беседа, в какой школе проведено микроисследование.) - Обобщить полученные данные, сделать вывод (микроисследование , объём –2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) 0,11


Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объёме 8 часов / 0,22 ЗЕ)

Тема Задание Час ЗЕ
1. Педагогика и современность. Категориальный аппарат педагогики. Система педагогических наук. Пользуясь педагогической периодикой, проанализировать содержание 2-3 педагогических журналов, выписать тематику 7-10 статей, написать эссе на тему «Проблемы современной школы» (Эссе; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.) 0,11
2.Научное исследование в педагогике. Методы педагогических исследований. Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 50 тем диссертационных исследований по педагогике; сгруппировать их в тематические блоки; сделать вывод об актуальных направлениях педагогических исследований (Аналитический отчёт, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,11
Выйти на сайт ВАК РФ (знать расшифровку аббревиатуры), выбрать из раздела объявлений о защите диссертаций 3 заинтересовавших вас автореферата, изучить раздел «Методы исследования»; скопировать тему, цель, методы исследования; на основе проведённого анализа сделать вывод о специфике методов педагогических исследований (письменная работа, объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) 0,055
3. Целостный педагогический процесс. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Представить в виде схемы взаимосвязь понятий:
  1. «Закономерности педагогического процесса».
  2. Основные закономерности «целостного педагогического процесса».
  3. Принципы педагогического процесса»
  4. Принципы организации педагогического процесса.
  5. Принципы управления деятельностью воспитанников.
(Схема в произвольном виде, 1 стр, 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)
0,055
4. Инновации в педагогическом процессе. Авторские школы На основе изученного материала по теме «Инновации в педагогическом процессе» написать реферат на данную тему. Примерный план:
  1. Что такое новизна и новаторство?
  2. Массово ли новаторство, или это удел нескольких избранных ученых-практиков?
  3. На какой основе возникают прогрессивные новации?
  4. Критерии педагогических инноваций.
  5. Инновационные учебные заведения
  6. Организация инновационной деятельности в общеобразовательной школе.
  7. Инновации в школе, в которой я учился.
(Реферат;объём 5-7 стр.,14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см)
0,11
Прочитать одно из произведений педагогов-новаторов конца ХХ – начала ХХI вв (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.П. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, Е.А. Ямбург) и написать эссе «Что из опыта педагога-новатора я возьму в свой педагогический опыт?» ((Эссе; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.) 0,11

Наши рекомендации