Семинар 7. Гуманистическое наследие русской педагогики второй половины XIX века
Структура занятия
1. Основные направления развития гуманистических идей в теории и практике образования в России второй половины XIXвека.
2. Гуманистическая направленность педагогической деятельности великих русских педагогов (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, С.А. Рачинский).
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века //Педагогика.1997. №2.
2. Каптерев П.Ф. Задачи и основы семейного воспитания //Энциклопедия семейного воспитания. – СПб, 1898. – Вып.1.
3. Каптерев П.Ф. Об «общем ходе» развития детской природы //Воспитание и обучение. – 1893. - №2.
4. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
5. Лесгафт П.Ф. Задача антропологии и метод её изучения //Собр. соч. по судебной медицине. – СПб., 1872. – Т.1.
6. Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1995.
7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. //Собр. соч. – М.; Л., 1948. – Т.8.
8. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Владос, 2001.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru
4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru
Семинар 8. Специфика образования в Западной Европе, Северной Америке и России в к. ХIX и XX вв. Проблема перехода от «поддерживающего обучения» к «традиционному обучению». Создание условий для самоактуализации и самореализации личности как главная задача образования
Структура занятия
1. Развитие традиций реформаторской педагогики и новых школ.
2. Педагогическая мысль Западной Европы, США и России: сравнительная характеристика основных подходов к проблемам обучения и воспитания.
3. Педагогика и образование в годы второй мировой войны. Создание условий для самоактуализации и самореализации личности как главная задача образования.
3. Противоречия развития массового образования на Западе, в США и России во второй половине XX века.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины XX века. – Казань, 1996.
2. Дьюи Эв. Дальтонский лабораторный метод / Пер. с англ. Р. Ландсберг. Предисл. Н.К. Крупской. — М.: Новая Москва, 1923. — 153 с.
3. Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации / Пер. с англ. 5. Монро П. История педагогики / Пер. с англ. М.В. Райх / Под ред. проф. Н.Д- Виноградова. — Ч.П. Новое время. — М.; Пг.: Госиздат, 1923.-342 с.
4. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
5. Монтессори М. Мой метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка//Избр. пед. соч. – М., 1993.
6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. – М., 2000.
7. Нилл А. Воспитание свободой // Родителям: Как быть ребёнком. Хрестоматия/ сост. и авт. коммент. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2010. – с. 334-363.
8. Нилл А. Саммерхилл – воспитание свободой /Пер. с англ. – М., 2000.
9. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека /Пер. с англ. – М., 1194.
10. Экспериментальные учебно-воспитательные заведения Западной Европы и США /Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского. – М., 1999.
11. Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века. – М., 1997.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru
4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru
Семинар 9. Инновационные поиски в образовании в конце ХХ в., начале XXI века. Россия – Запад, анализ последних документов об образовании
Структура занятия
1. Школа и педагогика в России и на Западе с 1945 года до конца 90-х гг.
2. Педагогическая мысль Западной Европы, США и России: сравнительная характеристика основных подходов к проблемам обучения и воспитания.
3. Инновации современной системы образования. Анализ последних документов об образовании.
Рекомендуемая литература
Базовый учебник: Попов В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Попов Виктор Алексеевич; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2010.
Дополнительная литература:
1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. – М., 2001.
2. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». - М., 1996.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2010.
4. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
6. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения: анализ структуры и содержания.
7. Хрестоматия по истории педагогики: В3т. Т.3. Новейшее время /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: Сфера, 2006.
Электронные ресурсы:
1. Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика. Учебное пособие. М., 2010 // http://www.biblioclub.ru
2. Джуринский А.Н. История педагогики и образования М., 2010 Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система http://www.e.lanbook.com
3. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и пед. колледжей /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2008 // http://www.biblioclub.ru
4. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник для вузов. М.: Владос, 2006 // http://www.biblioclub.ru
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
Наименование дидактической единицы | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | ||||||||||||
История педагогики и образования | Аналитическая таблица | Письменная работа | Эссе | Творческая работа | Таблица | Эссэ | Письменная рабоота | Аналитическая таблица | Таблица | Кроссворд | Творческая работа | Тезисы | Конспект | |
3/ 0, 075 | 8/ 0,22 | 3 / 0,075 | 2/ 0,056 | 4 / 0,11 | 7/ 0,19 | 4 / 0,11 | 14 / 0,39 | 10 / 0,28 | 2 / 0,056 | 7 / 0,19 | 2 / 0,056 | 4 / 0,11 | 36 / | |
Базовая самостоятельная работа – 20 / 0,56 | Дополнительная самостоятельная работа - 16/ 0,44 – на выбор студента |
План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | ||||
1. | Аналитическая таблица | 3/ 0,075 | 14/ 0,39 | 4,10-14 | Проверка аналитических таблиц |
2. | Письменная работа | 8/ 0,22 | 4 / 0,11 | 7, 8, 9 | Проверка письменных работ |
3. | Эссе | 3/ 0,075 | 7 / 0,19 | 8-12 | Проверка эссе |
4. | Творческая работа | 2/ 0,056 | 7 / 0,19 | Проверка творческой работы и собеседование по ней | |
5. | Таблица | 4/ 0,11 | 10 / 0,28 | 14-16 | Анализ представленного материала |
6. | Кроссворд | 2/ 0,056 | 6,7 | Анализ кроссворда на сложность и глубину, решение по группам на семинарах (на выбор преподавателя) | |
7. | Тезисы | 2/ 0,056 | 12-14 | Беседа по представленным тезисам по микрогруппам | |
8. | Конспект | 4/ 0,11 | 10-16 | Проверка конспекта |
Задания базовой самостоятельной работы (20 часов / 0,56 ЗЕ)
Раздел № | Час | ЗЕ | Задание | Час | ЗЕ | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | 0,028 | 1. Проведите сравнительный анализ статей «История педагогики», опубликованных в «Педагогической энциклопедии» (М., 1966. Т. 2) и «Российской педагогической энциклопедии» (М., 1992. Т. 1.). Определите, что в этих статьях имеется общего и особенного в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания. С какими положениями этих статей вы согласны, а какие вызывают у вас сомнения и возражения? (аналитическая таблица, объём –1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | 0,19 | 1.Используя Словарь античности, (М., 2001.), обозначьте значение основных педагогических терминов по эпохе Античности: абак, Академия, гимнасия, герусия, грамматист, дидаскал, калькулятор, кифарист, калокагатия, киники, мусическая школа, палестра, педагогиум, педагог, педотриб, ритор, риторские школы, сократическая беседа, софистика, софронист, стиль, стоики, эфебия, ювентус (письменная работа). | 0,028 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2.Напишите эссе (объём –3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см) на тему: «Многообразие типов школ, возникших в эпоху средневековья на Западе. Их специфика и значение для становления западноевропейской системы образования». | 0,08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Изучив педагогический труд Я.А. Коменского «Великая дидактика» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1939. – Гл. 1, 4, 5, 6, 7, 10, 16, 28, 32), обозначьте и содержательно раскройте основные структурные элементы педагогической системы Я.А. Коменского (задачи, принципы, типы образовательных учреждений, методы и формы работы, образовательные программы) (письменная работа в виде аналитической таблицы) | 0,08 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | 0,11 | 1. Раскройте значение основных педагогических терминов древнерусской педагогики: азбуковники, апология, аталычество, аскеза, братские школы, вежество, гридница, дитя, Домострой, Домовнее строение, Душевное строение, запуки, заклички, изборник, книжник, мастера грамоты, мирское строение, молодец, монастырские школы, наказание, отрок, пестушки, приходская школа, Славяно-греко-латинская академия, секуляризация, учение книжное, ученичество, училище, чадо (письменная работа). | 0,056 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.Каковы гуманистические идеи первого педагогического труда Древней Руси (12в.) – «Поучение Владимира Мономаха детям»? (творческая работа; объём –3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
0,056 | 3. Заполните таблицу: Особенности организации учебно-воспитательных заведений, основанных в России в 18 веке
| 0,056 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5. | 0,056 | Сравните особенности «школы учёбы», «школы труда» и «свободной школы» по критериям: представители (ФИО), ведущая идея, цель, содержание, организация образовательного процесса, предшественники (аналитическая таблица) | 0,056 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. | 0,056 | Изучив труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания или опыт педагогической антропологии», ответьте на вопрос: Реализована ли программа антропологического обоснования педагогики К.Д. Ушинского сегодня? Если нет, то в силу каких причин? (письменная работа, объём –3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,056 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | 0,056 | Составьте таблицу «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.» (1917-20 гг., 1920-30 гг., 1940-53 гг.), обозначив их цели, реальные результаты, историческое значение. | 0,056 |
Задания дополнительной самостоятельной работы (на выбор студента в суммарном объеме 16 часов / 0,44 ЗЕ)
Раздел № | Час | ЗЕ | Задание | Час | ЗЕ |
1. | 0,056 | На основе анализа тематики историко-педагогических публикаций в журнале «Педагогика» последнего десятилетия выделите приоритетные проблемы исследования педагогического прошлого. Чем, по-вашему, обусловлен интерес авторов к ним? (эссе; объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.). | 0,056 | ||
Эссена тему: «История педагогики есть самосознание педагогики» объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см.). | 0,056 | ||||
2. | 0,11 | Каковы были антропологические основания и социокультурные условия развития ближневосточной педагогики в древности? (письменная работа объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см.) | 0,56 | ||
На основе анализа источников («Законы Хаммурапи», «Артхашастра», «Книга притчей Соломоновых», «Беседы и суждения») и литературы составьте аналитическую таблицу (критерии: цель и содержание образования, роль государства в становлении системы школ, взаимодействие учителя и ученика), отражающую особенности системы образования Древней Месопотамии, Древнего Египта, Палестины, Индии, Древнего Китая | 0,11 | ||||
Дайте сравнительную характеристику взглядов Сократа, Платона, Аристотеля по проблеме формирования личности и её местоположения в обществе, ориентируясь на следующие критерии: идеальная модель личности, цель и содержание образования, виды воспитания, совокупность личностных качеств, местоположение в государственной системе (аналитическая таблица) | 0,11 | ||||
Изучив произведение Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании» (Ж.Ж. Руссо Избр. пед.соч., М., 1987), выделите особенности воспитания и обучения Эмиля в различные возрастные периоды по следующим критериям: цель воспитания, цель обучения, содержание воспитания и обучения, основные методы и формы, позиция воспитанника, роль наставника и ближайшего окружения(таблица) | 0,056 | ||||
3. | 0,056 | Составьте кроссворд, вопросы к которому будут отображать содержание основных источников по изучению историко-педагогического наследия Руси на период с 10 по 17 вв. («Пчела», «Стоглав», «Изборник Святослава», «Поучение Владимира Мономаха своим детям», «Домострой», «Гражданство обычаев детских»). | 0,056 | ||
Дайте сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей 10-13 веков и западноевропейских педагогических идей того же времени по следующим критериям: источники педагогических идеалов, цель образования, содержание образования, роль учителя, место ученика в учебно-восптитательном процессе, требования к нему; основные книги для обучения (аналитическая таблица). | 0,56 | ||||
4. | 0,56 | Составьте тезисы на тему: «Реформы образования при Петре I, направленные на решение социально-политических и экономических проблем российского общества XVIII в.»(письменная работа; объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,056 | ||
Какие отрицательные и положительные черты были присущи реформам народного образования, проводимым в России в последней четверти 18 века? (аналитическая таблица) | 0,056 | ||||
Изучите деятельность закрытых учебных заведений в России XIX - начала ХХ вв. (институты благородных девиц, кадетские корпуса, дворянские институты, лицеи и др.- одно учреждение на выбор). Дайте их сравнительную характеристику по следующим критериям: возрастной ценз, сословная принадлежность, сроки обучения, гендерный состав, оплата за обучение, программа и содержание образования, требования к учителям и учащимся, престижность и возможность будущей карьеры)(аналитическая таблица). | 0,56 | ||||
Охарактеризуйте педагогическую журналистику второй половины XIX - начала ХХ вв., познакомившись на выбор с пятью из нижепредставленных дореволюционных периодических изданий: «Век», «Вестник воспитания», «Вестник Европы», «Вестник знания», «Вестник народного образования», «Журнал Министерства народного просвещения», «Известия по народному образованию», «Народное образование», «Народный учитель», «Научное обозрение», «Начальное обучение», «Образование», «Педагогический журнал», «Педагогический сборник», «Просвещение», «Русская мысль», «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Учитель»(творческая работа; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,56 | ||||
5. | 0,028 | Какие проблемы теории и практики образования обострились в связи с утверждением индустриального общества? (тезисы; объём 1-2стр., 14кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | ||
Почему в конце 19 – начале 20 века усилились гуманистические тенденции в развитии педагогики? Какое влияние они оказали на экспериментальную и массовую практику воспитания и обучения? (эссе; объём 1-2 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | ||||
Какие педагогические достижения рубежа веков оказались значимыми не только для последующих десятилетий, но и для нашего времени? (эссе; объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) | 0,028 | ||||
6. | 0,028 | В какой степени, на Ваш взгляд, идея свободы образования укоренилась в современной педагогической теории и практике? (творческая работа; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см). | 0,028 | ||
Составьте развёрнутые тезисы (объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2 см.) по итогам прочтения трудов К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского (одна работа на выбор): 1) Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Свободное воспитание. Вып. 1. С. 2-10. 2) Каптерев П.Ф. Об «общем ходе» развития детской природы //Воспитание и обучение. 1893. №2. 3) Лесгафт П.Ф. Задача антропологии и метод её изучения //Собр. соч. по судебной медицине. – СПб., 1872. – Т.1. 4) Рачинский С.А. Сельская школа. – М., 1995. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии //Собр. соч. М.; Л., 1948. Т.8. 5) Шацкий С.А. Бодрая жизнь //Хрестоматия по истории педагогики в России. – сост. И. Егоров. – М., 2002. | 0,028 | ||||
7. | 0,11 | Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала (творческая работа; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,056 | ||
Составьте таблицу «Реформы образования в США (Великобритании, Германии, Франции) в ХХ веке». Укажите в ней время проведения реформ, их цели и результаты. | 0,11 | ||||
Составьте таблицу: «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2005 гг.», обозначив их цели, реальные результаты, историческое значение. | 0,11 | ||||
Проследите (критерии: идеальная модель личности, цель и содержание образования, отношение к ребёнку в педагогическом процессе), как модифицировались в 20 веке в западной теории и практике образования парадигмы «школы учёбы», «школы труда» и «свободной школы» (конспект; объём 3-4 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см). | 0,11 | ||||
Какие педагогические идеи, развиваемые в отечественной педагогике 20-х гг., стали популяризироваться во второй половине 80-х – начале 90-х гг. представителями педагогики сотрудничества? Какие из этих идей кажутся вам перспективными для развития воспитания и обучения в начале XXI века и почему? (творческая работа; объём 2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см ). | 0,056 | ||||
Как вы считаете, нужен ли современной отечественной школе образовательный стандарт, если нужен, то какие к нему следует предъявлять требования? (эссе; объём –2-3 стр., 14 кегль, одинарный интервал, поля 2см) (на основе изучения Федеральных государственных стандартов нового поколения). | 0,056 |