Тема: Работа воспитателя по развитию речи

Объемом проводимых учителем-дефектологом занятий хотя и определяется его педагогическая нагрузка, но не исчерпывается вся работа в ДОУ. В число занятий, проводимых воспитателями, входят: физ. воспитание, игра, ознакомление с окружающим миром, изо, труд, муз. занятия. Они проводятся как утром, так и вечером. Сурдопедагог занят различными видами деятельности, иногда местом их проведения и продолжительностью по времени, количеством детей на занятии: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Во всех занятиях с дошкольниками можно увидеть много общего, как в содержании, так и в методике проведения, в требовании к речи детей, к использованию дидактических средств, специальным учебным оборудованием. Всеми видами занятий и организации жизни детей в ДОУ обеспечивается ЗОЖ, нормальный психологический климат и оптимальные условия для физического, умственного, нравственного воспитания. Выключения из комплексной работы любого раздела может отрицательно сказаться на успешности обучения детей по всем остальным разделам программы. Учитель-дефектолог не может рассчитывать на высокие результаты в речевом, умственном, слуховом развитии, если не регулярно или на невысоком уровне будут проводиться занятия воспитателем с детьми. Успешность обучения речи зависит от содержания, объема, способа ознакомления детей с окружающей действительностью, от развития у них наблюдательности, любознательности. Все это не может в полной мере сформировано только на занятиях дефектолога. Весь период бодрствования ребенка должен быть использован в целях активизации слуховой функции и тренировки речевого аппарата, чтобы устная речь была доведена до автоматизма. Сурдопедагог обязан уметь работать с коллегами, помогать в планировании работы.

Примеры взаимодействия сурдопедагога с воспитателями: когда сурдопедагоги стремятся часть материала по своим разделам программы передать воспитателям для отработки и закрепления в вечернее время, в виде домашних заданий. При этом игнорируется роль воспитательских занятий и свободная деятельность детей для их развития. В некоторых дошкольных группах при таком подходе детям мало или нерегулярно удается играть, рисовать и т.д. Занятия сводятся к формальному заучиванию речевого материала, заданного дефектологом. Такая форма воспитания дошкольников оказывается не только малоэффективной, но и вредной. Лишая ребенка свободной деятельности или организованности воспитательских занятий, где целенаправленно формируется тот или иной вид практической деятельности, заменяя их учебными занятиями для усвоения программного материала по РР, можно нанести урон развитию творческих сил.

Воспитатель не проводит специальных коррекционных и индивидуальных занятий по развитию речи. Тем не менее, в задачи воспитателя входит организация словесного речевого общения детей во время выполнения режимных моментов, в свободной деятельности детей, на занятиях, которые проводит воспитатель. Ему необходимо создать у детей потребность в межличностной коммуникации, потребность обращаться с вопросом к взрослым и самим отвечать на вопросы, т.е. вести диалог.

Отбор речевого материала воспитатель осуществляет с учетом содержания типовой программы по развитию речи, кроме того, лексика, которая должна быть освоена детьми, войти в их пассивный и активный словарь, предоставляется сурдопедагогом.

Преимущественно работа воспитателя по развитию речи предполагает закрепление той лексики, с которой дети познакомились на занятиях дефектолога. Но работа воспитателя не исключает знакомства детей с новой лексикой (например, перед прохождением детьми темы по развитию речи «Овощи и фрукты» на занятии у дефектолога воспитатель, по договоренности, организует экскурсию детей на рынок/магазин; дети наблюдали за тем, какие овощи продаются там). Такая организационная форма работы по РР позволяет педагогу-дефектологу строить свое занятие с опорой на житейский опыт детей. Работа воспитателя по развитию речи требует определенной подготовки: у воспитателя должны быть наборы карточек со словами к каждой теме по разделу развития речи. Если ребенок затрудняется с выбором или произнесением слова, воспитатель может либо продактилировать данное слово, либо предоставить его ребенку с использованием карточки. На карточках должны быть расставлены знаки орфоэпии. Воспитатель ведет работу по развитию речи на всех своих занятиях и использует те же формы организации деятельности детей, что и сурдопедагог:

- фронтальная форма;

- работа бригадами (каждая бригада выполняет свое задание, итог – коллективная проверка);

- работа парами;

- по конвейеру;

- работа с «маленьким учителем».

Задание. Ответьте на вопросы и выполните задания.

Назовите способы взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателя.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Может ли сурдопедагог передать часть своего материала воспитателю в целях его отработки с детьми? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким образом воспитатель должен быть подготовлен к проведению работы по развитию речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Должен ли воспитатель проводить специальные занятия по развитию речи? Почему? _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания, связанные с планированием

Наши рекомендации