С нарушенным слухом (по Л.П. Носковой)
I.При пятилетнем сроке обучения.
1. От 2 до 4 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– приближенное проговаривание
– глобальное чтение с табличек
– письмо отдельных слов по образцу
Данный этап характеризуется тем, что присутствует глобальное восприятие различных явлений, в том числе и речи. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы, поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз. На данном этапе начинают обуч-е письму печатн. буквами, которое носит характер списывания с ориентацией реб-ка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.
2. От 4 до 5 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– говорение с уточнением
– аналитическое чтение с табличек
– дактилирование
– письмо знакомых слов с опорой на табличку
Предполагает постепенный переход от цельного восприятия к анализу речевого материала. Более высокий уровень анализа устной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения. На данном этапе происходит переход к аналитическому чтению. Обучение глухих дошкольников чтению происходит с помощью дактилологии. Первостепенное значение придается формированию навыков слухо-зрительного восприятия и обучению говорению. При формировании произношения большое значение принадлежит фонетической ритмике.
3. От 5 до 7 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– восприятие с руки
– аналитическое чтение
– говорение с использованием всех отработанных фонетических элементов
– самостоятельное письмо с дактильным контролем
– дактилирование трудных слов
Этап предполагает углубленный анализ речевого материала, как при восприятии, так и при его воспроизведении. На этом этапе повышается уровень анализа уст. речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, с автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Собственное говорение детей опирается на отработку всех фонетических элементов речи, переход от анализа к синтезу. Совершенствуются навыки аналитического чтения. Дети полностью овладевают техникой чтения. Основное внимание придается осознанию прочитанного, анализу текста. Данный этап отличается усилением внимания к анализу структуры слов.
II. При укороченных сроках обучения.
1. От 4,5 до 5 лет.
– слухо-зрительное восприятие речи говорящего
– зрительное восприятие дактильно-письменных табличек
– приближенное проговаривание
– письмо отдельных слов с опорой на табличку и собственное дактилирование
– складывание из разрезной азбуки с опорой на образец
2. От 5 до 7 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– аналитическое чтение
– восприятие устно-дактильного проговаривания
– говорение с использованием отработанных фонетических элементов
– написание слов, фраз с опорой на дактилирование
– самостоятельное складывание из разрезной азбуки
Задание. Раскройте различия в подходе к использованию разных видов речевой деятельности на различных этапах коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха (при пятилетнем сроке обучения)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Задачи и содержание занятий по развитию речи
Основной целью работы по развитию речи для глухих и слабослышащих детей является формирование речи как средства общения, реализация этой цели требует решения задач на специальных занятиях:
1. Усвоение значения слов, накопление слов;
2. Обучение пониманию и использованию различных конструкций фраз необходимых для общения, овладение разными формами речи, развитие связной речи.
Направления работы:
· Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
На различных этапах обучения дошкольников развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных умений. Для развития языковой способности большое значение имеет формирование различных видов восприятия (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное). Особое значение имеет создание условий для развития слухового и слухозрительного восприятия речи. Улучшение восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и системой работы по развитию речевого слуха и обучению произношению. Большое значение приобретают игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия, связанные с развитием сенсорных способностей и с восприятием речи (это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека). На всех этапах поощряется применение детьми усвоенных речевых средств. Речевая активность ребенка поддерживается и стимулируется педагогом.
В процессе обучения используются различные типы символов, подкрепляющие и расширяющие значение слова (картинки, пиктограммы, схемы). Большое значение: использование игровых ситуаций, применение предметов заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметного описания слова и сделать его значение более обобщенным.
· Формирование различных форм речи.
На каждом этапе обучения специально отрабатываются разные виды речи. На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей 2-3 лет ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухозрительно, а в собственной речи воспроизводит их приближенно (в виде звукосочетаний, контура слова). Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности: слуховое и слухозрительное восприятие, говорение.
Письменная форма речи помогает зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению должно уделяться значительное внимание на 1-2 году обучения. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки (в течение квартала). На всех этапах обучения устная речь остается ведущей. Она применяется как основное средство обучения общению. В зависимости от структуры нарушения, успеха ребенка в овладении анализом слова и формированием навыков чтения педагог может использовать только устную или письменную речь, либо в качестве вспомогательного средства – дактилологию. После формирования техники чтения с использованием дактиля детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильную речь не используют.
· Работа над значением слова и накоплением речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи.
В программе по развитию речи 25 тем, которые охватывают основные сферы деятельности дошкольников. Тематическая организация речевого материала на занятиях и включение его в речевое общение позволяют усваивать каждую речевую единицу в единстве содержания и формы путем включения в разные виды речевой деятельности (говорение, глобальное и аналитическое чтение, письмо). Слова, предъявляемые в разных темах, не используются изолированно, а включаются в различные типы фраз, структура которых в зависимости от возраста детей может значительно различаться. Наиболее распространены варианты фраз, связанных с включением слов: побуждений, вопросов, сообщения, отрицания. Для усвоения значения, уточнения предметной отнесенности и обобщающего компонента важно проведение лексико-семантической работы, в процессе которой отрабатываются смысловые, парадигматические связи. С этой целью на занятиях по развитию речи используются игры и речевые упражнения, в которых значение слова рассматриваются в связи с различными смысловыми связями. При уточнении и систематизации слов используют такие методические приемы как описание предметов и картин, составление рассказов и событий из жизни детей, беседа. Темпы усвоения материала у детей разные.
· Специальные языковые наблюдения в целях уточнения значения слов, овладение звукобуквенной структурой, грамматической формой слов в составе целых предложений.
Данное направление связано с усвоением системного строения языка и в дошкольном периоде обучения носит характер начального обучения. Дошкольников учат различать аналогии в образовании вопросов, побуждений, сообщений, отрицаний. Понимать в каких ситуациях используется вопрос, как на него ответить. Учат замечать различные сходства в грамматических формах, накапливать запас устойчивых словосочетаний, употреблять их в соответствии предложений. Различные направления работы по развитию речи реализуются параллельно в русле единой тематики, обусловленной возрастом детей и уровнем их общего развития.
Задание. Заполните таблицу.
Направления работы | |||
1. | 2. | 3. | 4. |
Основные условия (средства, способы, методы) реализации работы по названным направлениям |