Обучение различению на слух речевых и неречевых сигналов (определение количества, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма звучаний)
Вначале нужно научить детей различать на слух одно звучание и большое их количество, соотнося эти звучания с определенным количеством предметов. Для этого на стол перед каждым ребенком на определенном расстоянии ставят 2 подноса: на первом подносе - один предмет, на втором – несколько предметов.
Методика работы:
1.Педагог на глазах у детей ударяет по барабану и показывает поднос с одним предметом, побуждая детей сделать тоже. Затем все вместе хлопают в ладоши, произнося: па-па-па. После этого педагог ударяет по барабану несколько раз, показывает поднос, на котором лежит несколько предметов, например 7-8 елочек. Ребенок делает то же. Затем все дети многократно хлопают в ладоши и произносят: па-па-па. Таким образом, детям дан образец звучания, который они восприняли на слухо-зрительной основе и способ ответа.
2.Педагог предлагает детям различать один удар барабана и большое их количество при слухо-зрительном восприятии. Педагог на глазах у детей ударяет в барабан и спрашивает: «Сколько ударов было?». Педагог показывает табличку «1», ребенок говорит: «Один». Предлагаются подносы, детям нужно указать, какой поднос соответствует количеству звучаний по наличию предметов: используются хлопки и слогосочетания.
3.Педагог предлагает детям послушать как звучат один и много ударов. Для этого педагог показывает на поднос, на котором много игрушек и уходит с муз. инструментом за большой экран. То же с одним предметом.
4.Дошкольники различают на слух 1 удар или несколько ударов.
Каждый раз, в случае ошибки, педагог предлагает детям воспринимать количество ударов зрительно, затем на слух.
Когда дети научаться различать на слух 1 и более ударов, педагог учит их более тонкой дифференцировке ударов.
Нарастание материала должно быть постепенным, реализуясь по принципу от простого к сложному, от общего к частному.
Слабослышащим детям предлагается на слух до 7 ударов.
Методика обучения различению на слух двухсложных ритмов.
1. Педагог демонстрирует звучание образца:
Та - та
Дети воспринимают образец звучания слухо-зрительно. В ответ дети проговаривают ритм: та-та, сопровождая хлопками.
2.Дети различают двухсложные ритмы, которые они воспринимают на слухо-зрительной основе. В ответ от детей требуют отхлопать ритм или отстучать его по столу. Либо дети используют дирижирование. Одновременно с этим дети проговаривают ритмы, чтобы слогосочетания произносились слитно.
3. Педагог определяет образец звучания ритма, который дети воспринимают на слух. С этой целью прежде чем воспринять тот или иной ритм, педагог показывает детям соответствующие этому ритму графические изображения. А затем за большим экраном воспринимает этот ритм. В ответ дети воспроизводят ритм.
Если дети испытывают трудности, то эта же работа продолжается на индивидуальных занятиях.
Дети различают звуки на слух, используя отстукивание, отхлопывание, дирижирование, одновременно проговаривая ритм. В дальнейшем дети только проговаривают ритм. В случае ошибки звучания, предлагается слухо-зрительная основа, затем опять на слух.
При обучении различению на слух ритмов вначале используют барабан (несильные удары). Обучение различению на слух слитности, темпа, высоты и ритма звучаний оказывает положительное влияние на овладение детьми устной речью, в частности на темпо-ритмическую сторону устной речи.
Дети успешнее овладевают темпо-ритмической стороной речи и устной речью в целом, если соблюдать следующие требования:
1.Знакомство детей с характером звучания проводится на материале тех сигналов, которые наиболее доступны слуху детей. Как только дошкольники научаются различать на слух долготу, громкость звучания, воспроизводимого на одном муз. инструменте, педагог переходит к работе на материале слогов, т.е. дети определяют, как произнесено слогосочетания (быстро-медленно, громко-тихо).
В дальнейшем на занятиях в качестве источника звука используют различные муз. игрушки, а также голос. Особое внимание уделяется голосу.
2.С первых занятий педагог должен учить детей различать на слух звучание и воспроизведение их. Вначале дети воспринимают характер звучания при помощи движений, а затем речи (слогосочетаний).
Последовательность использования музыкальных игрушек:
- барабан;
- бубен;
- металлофон;
- дудка;
- гармошка;
- свисток.
Слоги, которые предлагаются детям, для произнесения должны быть доступными, поэтому лучше использовать слогосочетания типа: па-па-па, та-та-та.
Постепенно основным способом восприятия характера звучания должно стать произнесение слогосочетаний.
3. По мере овладения детьми умение воспроизводить характер звучания слогосочетанием, эту работу начинают проводить на материале слов и фраз, т.е. детей учат воспроизводить фразы (тихо, громко; медленно в нормальном и быстром темпе, голосом разной силы и высоты). Для этого используются слова и фразы, звуковым составом которых владеют все дети группы. При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы. Их произнесению может предшествовать воспроизведение слогосочетания с тем же ритмическим рисунком. Такие упражнения хорошо используются на занятиях речевой ритмикой.
По мере овладения различением ритмов на слух на занятиях речевой ритмикой, такие упражнения используются и на фронтальных занятиях по РСВ и обучению произношению.
Работа с ритмами может проводиться в разных формах, например: на доске записывается слогосочетания, под этим слогосочетанием размещаются картинки, которые соответствуют слову с таким же ритмом.
Звуковой состав, используемых слов должен быть доступен всем детям. Сначала педагог предлагает детям послушать ритм: та-та-та (яблоко). Затем дети узнают ритм, повторяя его хором, т.е. сопряжено, затем по одному проговаривают слово, соответствующее ритму.
На последнем году обучения в ДОУ дошкольников учат выкладывать ритмы при помощи геометрических фигур.