Виды обследований слуха и речи
ПРОВЕРКА СЛУХА.
Методы исследования слуха различны. Самый доступный - обследование с помощью речи (определение рабочего и резервного расстояния). Цель исследования - определение максимального расстояния, на котором воспринимается речь разговорной, шепотной громкости. Л.В. Нейман определяет, что порогом слухового восприятия речи является расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала.
В начале учебного года проводится проверка слуха детей с помощью речи на каждое ухо в отдельности. Для определения рабочего расстояния берутся слова с низкой и с высокой частотными характеристиками.
Расстояние, на котором ребёнок правильно услышал 50% слов, является рабочим расстоянием.
Примерный список слов (Л.В. Нейман)
Слова с низкой частотной характеристикой | Слова с высокой частотной характеристикой |
Вова | Саша |
Дом | Часы |
Окно | Шишки |
Ухо | Чай |
Море | Спичка |
Рыба | Чижик |
Волк | Шашка |
Дым | Час |
Город | Зайчик |
Ум | Сеть |
Ворон | Чашка |
Мыло | Птичка |
Урок | Кисть |
Гром | Щи |
Для определения резервного расстояния используются картинки с изображением следующих предметов: шапка, курица, нос, мяч, доска, чулки, карандаш, санки, бабушка, корова. Сначала дети знакомятся со словами по картинкам, прослушивают, каково их звучание, затем проводится слухозрительная тренировка, а потом - различение слов на слух. При этом учитель отходит, увеличивая расстояние, называет картинку, не показывая ее. Расстояние, на котором ребёнок правильно услышал 50% названных картинок, называется резервным.
Определив рабочее и резервное расстояния без ЗУА, определяются рабочее и резервное расстояния с индивидуальным аппаратом по той же методике.
В дальнейшем определяется расстояние, на котором ребёнок воспринимает шепотную речь. Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей с высоким уровнем речевого развития и тугоухостью I, II степени. Все результаты обследований заносятся в таблицу.
Восприятие речи
уч. год | Шёпот | Разговорная речь | Индивидуальный аппарат | |||||
Рабочее расстояние | Резервное расстояние | |||||||
2013/14 | Правое ухо | Левое ухо | Правое ухо | Левое ухо | Правое ухо | Левое ухо | Правое ухо | Левое ухо |
- | 0,3 | у/р | 5 м. | 0,1 м. | 6 м. | 7 м. | 12 м. |
Другой вид обследования - определение уровня восприятия речи на слух с индивидуальным аппаратом и на голое ухо. Эта проверка проводится в начале и в конце года. Используются сбалансированные списки слов, разработанные Э.И. Леонгард (2003).
Список № 1 для восприятия лучше слышащим ухом без аппарата
Сын Мох Залп Борщ План Кот Май Внук Метр Сом | Масло Лапа Цапля Запах Аист Вилы Вафли Жаба Дата Елка | Вечер Иней Бензин Борец Берет Весло Болтун Буфет Духи Театр | Шофер Дятел Семья Гранит Дедушка Ласточка Комната Яблоня Удочка Радио | Лопата Расческа Подушка Монета Печенье Берлога Колодец Апельсин Муравей Офицер |
Список № 2 для восприятия с индивидуальным аппаратом
Ерш Лифт Сон Нос Март Путь Рост Бой Дым Двор | Клетка Корень Дворец Петух Донор Люстра Знамя Касса Люди Ящик | Ива Ландыш Карман Конверт Заслон Балет Закат Звонок Жажда Еда | Крыльцо Лотос Енот Звезда Трещина Зарево Хлебница Чтение Дерево Ягода | Черника Фанера Аптека Корова Какао Качели Железо Урожай Разговор Ученик |
Уровень восприятия речи определяется в процентах (50 слов - 100%). Данные заносятся в следующую ниже таблицу. Восприятие речи
Учебный год | Лучше слышащее ухо | Индивидуальный аппарат | Стационарная аппаратура | |||
осенью | весной | осенью | весной | осенью | весной | |
2011/12 | 4% (у ушной раковины) | 26 % | 20 % | 26 % | 18 % | 28 % |
Исследование слуха методом пороговой тональной аудиометрии является более совершенным. Исследование проводится с помощью специального прибора - аудиометра. Цель - определение пороговой чувствительности к чистым тонам при воздушной и костной звукопроводимости. Преимущества этого вида исследования состоят в том, что есть возможность определить порог восприятия в широком диапазоне частот (125-8000 Гц). Для восприятия предлагаются постоянные, незатухающие колебания; звуки можно усилить до определенных пределов: от -10 до +120 дБ; результаты выражаются в общепринятых единицах интенсивности звука - децибелах (дБ). Недостаток аудиометрического исследования заключается в том, что требуется специальная аппаратура, звукозаглушенное помещение, исследование проводится чистыми тонами, которые не являются адекватными раздражителями для слуха по сравнению с речью.
В конце 70-х г.г. XX в. Международная конференция сурдологов и аудиологов в Париже приняла медицинскую классификацию нарушений слуха (см. таблицу).
Классификация нарушений слуха
Степень понижения слуха (степень глухости) | Тональные пороги, дБ |
I II III IV Глухота | 26-40 41-55 56-70 71-90 Более 90 дБ |
Научный центр аудиологии и слухопротезирования Минздрава РФ рекомендовал данную классификацию для практического применения в нашей стране.
ПРОВЕРКА РЕЧИ.
Выявление особенностей строения артикуляторного аппарата.
В ходе проверки учитель проводит внешний осмотр органов артикуляции, отмечает аномалии в их строении и зависимость дефекта звукопроизношения от этой аномалии. Например, призубный сигматизм нельзя обусловить такой аномалией, как короткая уздечка языка, тогда как произношение звука [р] полностью зависит от состояния подъязычной связки. Все отклонения в строении артикуляторного отдела речевого аппарата могут быть причинами механических дислалий.
Ниже приводятся встречающиеся аномалии в строении артикуляторного аппарата и связанные с ними нарушения звукопроизношения:
1. Аномалии языка:
- большой, мясистый, массивный, малоподвижный - призубный, межзубный сигматизмы;
- длинный, узкий (воздух проходит по бокам) - боковой сигматизм, неправильное произношение звуков [р], [Т],[Д], [н];
- маленький (не образовать соответствующее сужение с твердым небом) - боковой сигматизм;
- короткая или чрезмерно натянутая уздечка языка - искажение шипящих звуков, [р], [л];
2. Аномалии губ:
- толстые, мясистые;
- малоподвижная укороченная верхняя губа - страдает произношение губных и губно-зубных звуков;
3. Аномалии зубов:
- редкие или отсутствие некоторых (прорыв через межзубные щели воздуха) - шепелявые с присвистом звуки;
- искривленные передние зубы (открытый передний прикус) - шепелявые звуки; боковые (открытый боковой прикус) - боковой сигматизм; аномалии челюстей:
- прогнатия (выдвинутая вперед верхняя челюсть) - затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что обусловливает нарушения произношения шипящих звуков;
- прогения (выдвинутая вперед нижняя челюсть) - затруднено положение широкого кончика языка за нижними зубами, что обусловливает нарушения произношения свистящих звуков;
- верхние зубы параллельно смыкаются с нижними;
- открытый прикус (между зубами верхней и нижней челюстей остается промежуток) - передний, боковой. При этом нарушается правильный уклад языка и соотношение резонирующих полостей, что приводит к стигматизмам.
В аномалиях твердого неба Ф.А. Pay выделил пять видов:
1) высокое и широкое; 2) высокое и узкое; 3) готическое; 4) куполообразное; 5) чрезмерно низкое, плоское.
При первых четырех формах кончику языка трудно образовать контакт с небом, и поэтому страдают переднеязычно-небные звуки, особенно [р].
Аномалии твердого и мягкого неба могут приводить:
- к открытой ринолалии (прохождение выдыхаемой струи через носовую полость) — изменяется тембр звуков (носовой оттенок);
- к закрытой ринолалии (воздух не проникает в носовую полость) - носовые согласные заменяются звуками [б], [д], произношение гласных приобретает неестественный оттенок.
Обследование подвижности артикуляторного аппарата.
В ходе этого обследования учитель проверяет умение выполнять основные движения органами артикуляции, необходимые для произношения звуков родного языка.
В процессе обследования важно разграничивать вялость речевой моторики, вызванную недостаточной ее упражняемостью; паретичность артикуляторных органов, обусловливающих дизартрический характер звукопроизношения, а также необходимо сопоставить характер нарушения звукопроизношения с характером нарушения речевой моторики. Так, например, боковое произношение шипящих может быть обусловлено слабостью мышц языка, невозможностью удерживать боковые края языка у верхних коренных зубов; а боковое произношение свистящих - склонностью к сужению языка.
Для обследования используются упражнения для губ, языка, позволяющие выявить степень их подвижности.
Обследования глухих детей показывают недостаточную подвижность и наличие паретичности артикуляторных мышц. О наличии паретичности свидетельствуют следующие затруднения, встречающиеся у ребенка при выполнении предлагаемых упражнений:
- хаотичное движение губ;
- ассиметричность улыбки при растягивании губ в стороны (паретичная сторона рта остается почти неподвижной или совершает минимальные движения);
- склонность к сужению, языка - невозможность распластать язык во рту, сделать его широким;
- уклонение языка в сторону (как правило, в здоровую) при высовывании его изо рта;
- непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта (ребенок не может удержать язык горизонтально);
- невозможность поднятия кончика языка к верхней губе без помощи нижней (ребенок как бы поддерживает язык нижней губой);
- невозможность свободного отведения языка в правый - левый углы рта;
- невыраженность кончика языка (язык перемещается напряженно, всей своей массой);
- невозможность удерживания высунутого языка в спокойном положении - дрожание языка, хаотичное подергивание мышц, характеризующее их слабость;
- склонность к удерживанию языка в ротовой полости «комком», свидетельствующая о спазматичности мышц языка.
Исследование состояния дыхания.
Речевое дыхание представляет собой сложный акт, осуществление которого обусловлено согласованной работой дыхательного, голосового и артикуляторного аппаратов. Так как у слабослышащих детей встречаются трудности в управлении дыхательным аппаратом, необходимо проверить силу выдыхаемого воздуха и направление воздушной струи (есть ли ее утечка в нос, наполняет ли воздух всю ротовую полость с раздуванием щек).
Исследование состояния двигательной сферы.
Обычно у детей с недостаточно сформированной артикуляторной моторикой страдает развитие и координация мелкой моторики рук. Для ее проверки используются следующие упражнения:
- смена положения кистей рук (ладонь - тыльная сторона на весу);
- смена положения кистей рук (кулак - разжать);
- одновременная смена положения кистей рук (ладонь - тыльная сторона);
- одновременная смена положения кистей рук (кулак - разжать);
- «пальчики здороваются»: большой палец «здоровается» с остальными (отдельно на правой, левой руке, потом одновременно), пальцы левой руки «здороваются» с пальцами правой;
- «игра на пианино» правой, левой рукой, одновременно;
- «сделать бинокль из пальчиков»;
- «сделать заборчик» - соединить кисти рук тыльной стороной (локти на столе) и переплести пальцы рук;
- «шагаем через кочки» - большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно «шагают» через палочки.
На недостаточную сформированность двигательной сферы указывают
- неточность выполнения движений (в разном темпе);
- скованность, напряженность пальцев рук при выполнении движений;
- нескоординированные движения (неумение выполнять движения одновременно двумя руками);
- участие органов артикуляции в выполнении движений пальцев рук (закусывание языка, губы; движения высунутым языком, нижней челюстью).
Результаты исследования состояния звукопроизношения у слабослышащих детей показывают зависимость нарушений произносительной стороны речи от нарушений подвижности речедвигательного аппарата, от трудностей в управлении дыхательным аппаратом, недоразвития тонких движений пальцев рук, реже от аномалий в строении артикуляторного аппарата.
В зависимости от результатов исследования дефектолог должен выбрать адекватные пути коррекционного воздействия, не забывая о важной роли подготовительного этапа работы по исправлению недостатков звукопроизношения - создании артикуляционной базы для дальнейшей постановки и коррекции нарушенных звуков.
Задачи подготовительного этапа:
- развитие подвижности артикуляторного аппарата, что достигается путём специальной гимнастики, использование которой оправдано тем, что произношение звуков в речи - это сложный двигательный акт. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных положений полноценных движений артикуляторных органов, тонко дифференцированных для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные - артикуляционные уклады разных фонем. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно в зависимости от характера и тяжести нарушения;
- развитие правильного речевого дыхания; упражнения для этого проводятся одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи принимают участие щеки, губы, язык. Они направлены на укрепление мышц щек; овладение длительным, экономным, направленным выдохом; выработку направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук; тренировочные упражнения тонких движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи слабослышащих детей, так как морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.
Обследование состояния звукопроизношения.
Основная цель проверки произношения - выяснение, какие звуки речи произносятся ребёнком дефектно и каков характер их искажения, и исходя из этого подбираются дифференцированные приемы коррекционного воздействия.
Проверка проводится в начале и в конце учебного года. При этом используется специальный альбом, в котором для проверки произношения каждого звука подобраны картинки, слона, слоги, фразы. Звук при обследовании предъявляется ребенку в разных позициях: в прямом слоге, в обратном, между гласными, в сочетаниях с согласными звуками, в начале и в конце слова. Результаты проверки заносятся в таблицу с указанием дефекта. Например: [ш], [ж] - щечные; [с], [з] - межзубная артикуляция; [р] - горловой; [л] - гнусавый и т. д.
Не следуете таблице в графе «состояние произношения» ставить прочерк («звука нет») или писать «не автоматизирован». Важно знать, что именно произносит ребёнок на месте отсутствующего звука, на какое произношение он соскальзывает.
Хорошо организованный учет состояния произношения детей - необходимое условие планомерной и продуктивной работы по обучению произношению. Учет дает возможность учителю-дефектологу рационально планировать работу по коррекции произношения, сообразуя ее содержание, как с требованиями программы, так и с конкретным состоянием произносительных навыков каждого ребёнка.
Обследование произносительной стороны речи.
Проводится осенью и весной. Обследуются следующие параметры: голос, речевое дыхание, произнесение слов и фраз, соблюдение правил орфоэпии при их произнесении. Результаты заносятся в специальную тетрадь.
Голос - нормальный, тихий, очень тихий, крикливый, фальцет, повышается на некоторых звуках, глухой (с большой утечкой воздуха), гнусавый, хриплый, сдавленный.
Речевое дыхание - правильное, экономное (на одном выдохе произносит 10-12 слогов), неэкономное (неравномерное распределение выдыхаемого воздуха).
Слова произносятся слитно, по слогам, по звукам, стечение согласных в слове произносит без призвуков (с призвуками), в словах ударение соблюдает (не соблюдает, не всегда), речь внятная (маловнятная, невнятная, понятная только учителю).
Правила орфоэпии в самостоятельной речи соблюдает (не соблюдает).
Речь детей записывается на пленку для того, чтобы в дальнейшем можно было проследить динамику развития произносительной стороны речи. Проверка речи включает в себя следующие задания:
- называние картинок (слова, обозначающие предметы на картинках, должны быть подобраны на все звуки речи, педагог отмечает дефектно произносимые звуки в словах);
- составление рассказа по серии картин (проверяется словарный запас, характер самостоятельной речи, ее связность и целостность).
Перед началом записи речи педагог объясняет задания, просит назвать картинки (если ребёнок не знает предметы на картинках, то повторяет их названия за учителем), предлагает рассмотреть серию картинок и определить, о чем они.
Проверка внятности речи.
Проверку проводит учитель-дефектолог слухового кабинета с аудиторами по списку фонетически сбалансированных слов русской речи, составленному Э.И. Леонгард. В роли аудиторов могут выступать родители, студенты, то есть люди, которые непосредственно не связаны с учебно-воспитательным процессом.
Ребёнок воспроизводит слово, аудиторы записывают то, что услышали. После произнесения ребенком всех слов (в списке 50 слов) проверяются записи аудиторов и подсчитывается внятность речи каждого ребёнка в процентах. Правильно услышанное слово - 2%. Выводится средний процент, который принимается за уровень внятности: 0-40% - невнятная речь; 41- 75% - маловнятная речь; 76-100% - внятная речь.
Список слов для определения внятности речи
Свет Час Холм Щи Порт Шеф Ткань Блин Вдох Яйцо | Номер Ужин Слово Ноготь Небо Сено Рыба Рама Рыжик Муха | Песня Туча Ведро Усы Метро Лапта Забор Змея Дыра Плакат | Камыш Перо Изба Лентяй Лыжница Селезень Пение Окорок Птенчик Занавес | Горошек Редиска Солонка Телятник Черешня Аллея Картина Колесо Человек Конура |
Задание. После знакомства со списками слов № 1 и № 2, предложенными Э.И. Леонгард, составьте краткую характеристику этого речевого материала.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Составьте короткую аннотацию для родителей о том, как и для чего проводится обследование слуха слабослышащих дошкольников.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система работы по РСВ глухих детей: задачи, организация и содержание работы, использование электроакустической аппаратуры, определение соотношения различных речевых единиц в процессе развития речевого слуха, планирование и учет работы. Характеристика первоначального и основного периодов слуховой тренировки глухих детей.
Предпосылки к возникновению методической системы РСВ у детей с нарушениями слуха
Задание. Составьте план ответа по данному вопросу.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
В сурдопедагогике выделено несколько предпосылок возникновения методической системы РСВ у детей с нарушениями слуха. Первая из них – это дифференциация лиц с нарушенным слухом на две группы: глухие и слабослышащие.
Врачами и сурдопедагогами было установлено, что лица с нарушенным слухом представляют собой разнородную категорию, т.к. имеют различную степень потери слуха. В этой связи дети должны получать помощь с учетом того, каков их остаточный слух. К данному заключению специалисты пришли уже в сер. 19 в., но в названный период критерии деления детей с нарушенным слухом на группы определены нечетко.
Вопрос о принципах дифференциации детей с нарушенным слухом активно обсуждались на съездах, конференциях, совещаниях. Было решено создать 3 типа школ: для глухих, слабослышащих и позднооглохших. При этом школы для слабослышащих были открыты только в 1933 г., а ДОУ еще позднее. Дифференциация учреждений для детей с нарушенным слухом официальный характер приобрела в ноябре 1950 г. благодаря Приказу Министерства просвещения РСФСР.
Следующая предпосылка (2) – понимание необходимости практического подхода к развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих.
Попытки обучения глухих языку появились в 16 в. Но вопрос о практическом подходе к РСВ начал обсуждаться только в 19 в. Впервые данную мысль высказал врач Института глухонемых в Париже Итар. Он отметил: ранее некоторые дети не реагировали на звуки, а потом стали их различать, поэтому надо использовать упражнения для РСВ. Это даст положительные результаты. В защиту упражнений для РСВ выступили профессор Бецольд (Мюнхен), венский профессор Урбанич.
Упражнения, направленные на РСВ, стали активно входить в практику обучения детей с нарушенным слухом (Парижский институт глухонемых, 1892; Венский университет глухонемых 1892). В 1900 г. в Париже на съезде учителей официально признано: необходимо использовать упражнения для РСВ детей, у которых сохранились значительные остатки слуха.
При этом в 20 в. появляется иная точка зрения: «слуховые упражнения» не приносят пользы, и надо заменить термин «слуховые упражнения» другим – «дополнительное обучение речи» (Грубер, Крафт, Гейдзик и др.). Эти ученые считали: пользу могут принести упражнения над звуками речи, а не над слухом.
Изучением проблемы рационального использования слухового восприятия в работе над речью занимался югославский лингвист Губерин (1954). Губерин является автором вербо-тонального метода. Данный метод предполагает коррекцию артикуляционных ошибок с использованием слухового восприятия и ЗУА.
Отечественные ученые (врачи, сурдопедагоги) также занимались проблемой РСВ детей школьного, а позднее и дошкольного возраста. Так, директор СПб училища глухонемых В.И. Флёри еще в первой половине 19 в. отметил: детей с нарушенным слухом надо учить прислушиваться к звукам собственной речи, это оказывает положительное влияние на слуховую способность.
В 1910 г. сурдопедагог Н.К. Патканова отметила: упражнения по РСВ приносят большую пользу, повышая общий уровень развития ребенка.
Оригинальная методика работы по РСВ была предложена врачом СПб училища глухонемых М.В. Богдановым-Березовским. Он отметил, что слуховую функцию надо развивать, используя не только элементы речи, но и неречевые звучания, в частности – звуки музыкальных инструментов. Б.-Березовский указал, что упражнения с музыкальными инструментами позволят дать ребенку правильные представления о силе и высоте звука. Пение активизирует деятельность голосовых связок.
Следующая предпосылка (3) – развитие и совершенствование ТСО для РСВ.
В н.20 в. получают применение камертоны, фонографы, электроаппараты.
Результаты работы по активизации слуха с использованием электроаппаратов оценивались по-разному. Первая точка зрения: при помощи электроаппаратов можно не только улучшить, но и вернуть слух. Другая т.з. (М.А. Свищев) путем упражнений нельзя полностью восстановить слуховую функцию. Свищев, высоко оценивая роль упражнений для РСВ, считал, что не должно быть развития слуха ради слуха. Надо обращать внимание на взаимосвязь пониженного слуха с мышлением и речью; надо учить ребенка узнавать то, что ему говорят, по неполным слуховым данным, т.е. опираться на догадку. Кроме того, М.А. Свищев отмечал, что дети с нарушенным слухом должны быть на занятиях в наушниках.
Большое значение развитию и использованию слуха придавали А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Нейман, В.И. Бельтюков, Е.П. Кузьмичева, Ф.Ф. Рау и др. Их труды легли в основу современной методической системы РСВ.
В ИКП РАО в результате многолетних исследований определен новый подход к изучению потенциальных возможностей восприятия речи на слух глухими и слабослышащими детьми. Разработаны пути формирования речевого слуха для возвращения в максимально возможных пределах способности воспринимать речь окружающих людей на базе развития сниженного и остаточного слуха с помощью индивидуальной аппаратуры.
Цель и задачи работы по РСВ
Остаточный и сниженный слух имеет большое значение для детей с патологией слухового анализатора, пониженный и остаточный слух нужно не только использовать, но и развивать, то есть развивать слуховое восприятие неречевых звуков и речи.
Цель работы по РСВ – формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефелокторных связей восприятия устной речи. Задачи работы:
- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у детей;
- усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;
- обогащение представлений о звуках окружающей действительности;
- ориентация глухих и слабослышащих детей с использованием полисенсорной основы восприятия окружающей среды;
- применение ЗУА, адекватной слуховым возможностям детей;
- использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;
- совершенствование навыка общения на слухо-зрительной основе, восприятия и продуцирования речи.
РСВ как самостоятельная педагогическая система имеет свой предмет обучения – процесс формирования речевого слуха у детей с нарушением слухового анализатора. Данная система решает следующие задачи:
- определение оптимальных путей формирования речевого слуха;
- конструирование и моделирование учебного процесса, направленного на формирование речевого слуха;
- овладение методами, приёмами и средствами РСВ у глухих и слабослышащих детей;
- дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей;
- внедрение новых технологий в систему коррекционной работы по формированию у детей речевого слуха.
Эти задачи очерчивают основной их круг и не исчерпывают многообразия. Развитие технологии обучения, самой методической системы, совершенствование модели обучения способствуют углублению задач, их изменению в соответствии с педагогической действительностью и с прогнозированием процесса образования.
Задание. Завершите составление схемы.
Содержание работы по РСВ
РСВ как пед. система имеет определённое содержание работы. Содержанием занятий по РСВ являются неречевые звуки речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.
НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. К ним относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных и т.д., то есть все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.
Основные задачи работы РСВ неречевыми звуками:
- выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;
- дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;
- уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;
- подготовка слуха детей к более тонким и сложным дифференцировкам восприятия речи на слух.
Неречевые звуки имеют ряд преимуществ по сравнению с речью. Они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике. Неречевые звуки не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. Особенно это важно для детей, не владеющих словесной речью.
Человека в быту окружает множество звуков. Глухие и слабослышащие, не имея большого социального опыта, затрудняются в вычленении этих звуков, их узнавании, особенно без специальной подготовки. Этих детей нужно этому специально учить. Кроме того, эти дети не соотносят звуки с соответствующим объектом, то есть не знают, какие звуки может издавать данный объект. Слабослышащие дети имеют по сравнению с глухими некоторый опыт в различении окружающих звуков. Но опыт этот невелик. Часто встречаются ошибки в соотнесении звуков с объектом, издающим звук.
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, так как способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.
РЕЧЬ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ. Для РСВ наиболее важным элементом является речь в виде слов, фраз, текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки. Значение речи, используемой для РСВ, велико:
- речь является адекватным раздражителем слухового анализатора;
- речь способствует общему развитию детей, развитию мыслительной деятельности;
- речь способствует успешной адаптации детей с нарушением слуха в среде слышащих.
В этой связи в упражнения по развитию слуха неречевыми звуками включается речь.
Исследованиями учёных доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, так как они несут определённую информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трёхсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением. Нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст – более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, так как каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст – из нескольких предложений. После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков. Это самые трудные речевые единицы для восприятия на слух.
Гласные звуки воспринимаются на слух лучше, чем согласные. Существуют отличия в порядке различения гласных по степени снижения слуха. Однако для всех детей отмечается единая тенденция: гласный А различается лучше других, а гласный Ы различается хуже других гласных фонем. Различение согласных звуков зависит не только от степени сохранности слуха, но от уровня развития речи. В различении согласных фонем отмечается тенденция, что лучше различаются на слух сонорные звуки, хуже других – взрывные и фрикативные. Исключение составляют слабослышащие дети с I степенью тугоухости, которые лучше всего различают шипящие, а хуже – взрывные.
Итак, содержанием работы по РСВ являются неречевые звуки, речь и элементы речи.
Задание. Составьте схему «Содержание работы по РСВ». Укажите на ней только направления работы, но и последовательность отработки различных элементов речи.
|
Задание. Составьте план ответа по данному вопросу.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
РСВ как целостная педагогическая система имеет свои задачи, содержание, приёмы работы, в ней находят отражение общепедагогические принципы и методы, формы организации педагогического процесса. Педагогическая система по РСВ является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики.
Теоретическое обоснование педагогической системы РСВ заложено трудами таких учёных, как Т.А. Власова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, Е.П. Кузьмичёва, Л.В. Нейман, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
- использование и учёт ограниченных физиологических возможностей глухих и слабослышащих детей;
- активизация психических, индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих детей;
- усиление слухового компонента в общем слухо-зрительном восприятии речи;
- формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с нарушением слуха;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- сочетание работы по РСВ с общим развитием детей;
- вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
- гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;
- организация речевой среды как условия овладения средствами общения.
Педагогическая система по РСВ использует наиболее эффективные методы обучения, такие как частично-поисковый, продуктивный и др., а также осуществляет внедрение новых подходов в пределах известных методов, в частности творческий подход, когда детям предлагается создать новый конец, середину, начало сказки.
Слуховое восприятие глухих и слабослышащих развивается эффективно в условиях специально организованного обучения. Специально организованным процессом обучения создаётся полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. У всех слабослышащих и глухих детей имеется слуховой резерв, т.е. возможность восприятия речи на слух. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием СЗУА. Этому способствует создание единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.
Успех восприятия речи детьми с нарушенным слухом зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умения моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.
Формирование речевого слуха происходит в результате целенаправленной длительной слуховой тренировки. Е.П. Кузьмичёва выделяет в этом процессе 2 этапа и 3 периода обучения глухих детей.
На I этапе глухие дети с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать речевой смысл, выделяя в нём длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе обучения глухой ещё не может выделять самостоятельно. Требуется длительная специальная тренировка, в процессе которой он с помощью педагога учится сравнивать фразы, слова. В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется с привлечением наглядности при ограниченном его выборе.
На II этапе глухие дети с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при в<