Методика обучения произношению и развития
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ И РАЗВИТИЯ
СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Значение устной речи. Развитие слуховой функции у нормально слышащих детей
Устная речь играет в жизни людей исключительную роль, являясь способом общения, основой овладения языком и инструментом мысли. Рассматривая устную речь в качестве разновидности словесной речи, следует иметь в виду её лексические, грамматические особенности и главным образом те материальные средства, которые используются в речи для выражения и различения смысла. Эти звуковые по своей природе средства в конечном итоге сводятся к варьированию таких свойств звука, как принадлежность его к тонам или шумам, его высота, сила, тембр, длительность, прерывистость или непрерывистость.
Задание. Зафиксируйте определения указанных ниже понятий.
Тон (как свойство звука) ___________________________________________________
___________________________________________________________________________
Шум (как свойство звука) __________________________________________________
___________________________________________________________________________
Высота звука _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Сила звука _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Тембр (как свойство звука) _________________________________________________
___________________________________________________________________________
Длительность (как свойство звука) ___________________________________________
___________________________________________________________________________
Прерывистость или непрерывистость (как свойство звука) ______________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Устная речь широко используется в общественно-трудовой жизни, в быту. Сфера её применения непрерывно расширяется благодаря развитию таких современных средств связи, как телевидение, компьютерная техника и др.
Звуковые и кинестетические образы слов, словосочетаний, запечатлённые в мозгу в результате их многократного восприятия и воспроизведения в процессе речевого общения, служат основой владения языком. Оживление этих образов, скрытые, а иногда и явные движения речевых органов составляют важную опору внутренней речи, которая играет первостепенную роль в механизме мышления человека.
Задание. Дополните представленный материал, раскрыв закономерности развития слуховой функции у нормально слышащих детей.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Обследование слуха речью
Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.
Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при произнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, предметов) малыш их не выполняет, то поручения произносят голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом с расстояния 6 м.
Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:
· зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
· мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.
|
Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помещаются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произнесенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало затруднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.
Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.
Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показателем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.
Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).
Цель и задачи работы по РСВ
Остаточный и сниженный слух имеет большое значение для детей с патологией слухового анализатора, пониженный и остаточный слух нужно не только использовать, но и развивать, то есть развивать слуховое восприятие неречевых звуков и речи.
Цель работы по РСВ – формирование речевого слуха, создание межанализаторных условно-рефелокторных связей восприятия устной речи. Задачи работы:
- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у детей;
- усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;
- обогащение представлений о звуках окружающей действительности;
- ориентация глухих и слабослышащих детей с использованием полисенсорной основы восприятия окружающей среды;
- применение ЗУА, адекватной слуховым возможностям детей;
- использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;
- совершенствование навыка общения на слухо-зрительной основе, восприятия и продуцирования речи.
РСВ как самостоятельная педагогическая система имеет свой предмет обучения – процесс формирования речевого слуха у детей с нарушением слухового анализатора. Данная система решает следующие задачи:
- определение оптимальных путей формирования речевого слуха;
- конструирование и моделирование учебного процесса, направленного на формирование речевого слуха;
- овладение методами, приёмами и средствами РСВ у глухих и слабослышащих детей;
- дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния слуха, психических и индивидуальных особенностей детей;
- внедрение новых технологий в систему коррекционной работы по формированию у детей речевого слуха.
Эти задачи очерчивают основной их круг и не исчерпывают многообразия. Развитие технологии обучения, самой методической системы, совершенствование модели обучения способствуют углублению задач, их изменению в соответствии с педагогической действительностью и с прогнозированием процесса образования.
Задание. Завершите составление схемы.
Содержание работы по РСВ
РСВ как пед. система имеет определённое содержание работы. Содержанием занятий по РСВ являются неречевые звуки речь в виде слов, фраз, текстов и элементов речи.
НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ. К ним относятся звуки окружающей среды: звонок, стук в дверь, шум дождя, вой ветра, крики животных и т.д., то есть все звуки, которые не имеют отношения к звукам речи.
Основные задачи работы РСВ неречевыми звуками:
- выработка у глухих и слабослышащих детей слухового внимания к звукам окружающей среды;
- дифференциация звуков окружающей среды для ориентировки в окружающей шумовой обстановке;
- уточнение и обогащение представлений о неречевых звуках, встречающихся в учебной, художественной литературе, связанных с познанием предметов и явлений окружающего мира;
- подготовка слуха детей к более тонким и сложным дифференцировкам восприятия речи на слух.
Неречевые звуки имеют ряд преимуществ по сравнению с речью. Они обладают большей интенсивностью и мощностью, разнообразны по своей частотной характеристике. Неречевые звуки не требуют большого запаса слов для их обозначения и знакомства с содержанием понятия. Особенно это важно для детей, не владеющих словесной речью.
Человека в быту окружает множество звуков. Глухие и слабослышащие, не имея большого социального опыта, затрудняются в вычленении этих звуков, их узнавании, особенно без специальной подготовки. Этих детей нужно этому специально учить. Кроме того, эти дети не соотносят звуки с соответствующим объектом, то есть не знают, какие звуки может издавать данный объект. Слабослышащие дети имеют по сравнению с глухими некоторый опыт в различении окружающих звуков. Но опыт этот невелик. Часто встречаются ошибки в соотнесении звуков с объектом, издающим звук.
Знакомство с миром неречевых звуков обогащает глухих и слабослышащих детей, так как способствует расширению представлений о тех звучаниях, которые встретятся в быту, в литературе, помогут ориентироваться в шумных помещениях, на улице и т.д.
РЕЧЬ И ЕЁ ЭЛЕМЕНТЫ. Для РСВ наиболее важным элементом является речь в виде слов, фраз, текста и таких элементов, как гласные, согласные звуки. Значение речи, используемой для РСВ, велико:
- речь является адекватным раздражителем слухового анализатора;
- речь способствует общему развитию детей, развитию мыслительной деятельности;
- речь способствует успешной адаптации детей с нарушением слуха в среде слышащих.
В этой связи в упражнения по развитию слуха неречевыми звуками включается речь.
Исследованиями учёных доказано, что целесообразнее начинать с различения на слух слов, так как они несут определённую информацию, которая запоминается и соотносится с объектом, обозначаемым словом; это достаточно короткая речевая единица (одно-, двух-, трёхсложное слово), легко воспринимаемая на слух по сравнению с предложением. Нет той абстракции, которая соответствует изолированному звуку. После различения слов переходят к предложению, а затем к тексту. Предложения и текст – более сложные речевые единицы как по информации, заложенной в них, так и для восприятия на слух, так как каждое предложение состоит из нескольких слов, а текст – из нескольких предложений. После такой предварительной работы можно приступать к различению элементов речи в виде изолированных звуков. Это самые трудные речевые единицы для восприятия на слух.
Гласные звуки воспринимаются на слух лучше, чем согласные. Существуют отличия в порядке различения гласных по степени снижения слуха. Однако для всех детей отмечается единая тенденция: гласный А различается лучше других, а гласный Ы различается хуже других гласных фонем. Различение согласных звуков зависит не только от степени сохранности слуха, но от уровня развития речи. В различении согласных фонем отмечается тенденция, что лучше различаются на слух сонорные звуки, хуже других – взрывные и фрикативные. Исключение составляют слабослышащие дети с I степенью тугоухости, которые лучше всего различают шипящие, а хуже – взрывные.
Итак, содержанием работы по РСВ являются неречевые звуки, речь и элементы речи.
Задание. Составьте схему «Содержание работы по РСВ». Укажите на ней только направления работы, но и последовательность отработки различных элементов речи.
|
Задание. Составьте план ответа по данному вопросу.
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
РСВ как целостная педагогическая система имеет свои задачи, содержание, приёмы работы, в ней находят отражение общепедагогические принципы и методы, формы организации педагогического процесса. Педагогическая система по РСВ является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики.
Теоретическое обоснование педагогической системы РСВ заложено трудами таких учёных, как Т.А. Власова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис, Е.П. Кузьмичёва, Л.В. Нейман, Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау и др.
В основу педагогической системы легли следующие положения:
- использование и учёт ограниченных физиологических возможностей глухих и слабослышащих детей;
- активизация психических, индивидуальных особенностей глухих и слабослышащих детей;
- усиление слухового компонента в общем слухо-зрительном восприятии речи;
- формирование коммуникативной функции речи как средства общения детей с нарушением слуха;
- совершенствование произносительной стороны речи;
- сочетание работы по РСВ с общим развитием детей;
- вариативность учебных программ для детей с различным психическим развитием;
- гибкость в подборе материала в связи с индивидуальными возможностями детей;
- организация речевой среды как условия овладения средствами общения.
Педагогическая система по РСВ использует наиболее эффективные методы обучения, такие как частично-поисковый, продуктивный и др., а также осуществляет внедрение новых подходов в пределах известных методов, в частности творческий подход, когда детям предлагается создать новый конец, середину, начало сказки.
Слуховое восприятие глухих и слабослышащих развивается эффективно в условиях специально организованного обучения. Специально организованным процессом обучения создаётся полисенсорная основа для восприятия и продуцирования речи. У всех слабослышащих и глухих детей имеется слуховой резерв, т.е. возможность восприятия речи на слух. Этот слуховой резерв, иначе потенциальные возможности, является основой для становления речевого слуха, формирования произношения, развития речи в совокупности с использованием СЗУА. Этому способствует создание единой системы слухо-кинестетических связей, влияющих на общее развитие детей.
Успех восприятия речи детьми с нарушенным слухом зависит от ряда факторов: уровня развития речи, состояния произносительной стороны речи, встречной речевой активности, умения моделировать высказывание по отдельным опорным признакам, сложности структуры речевого высказывания, контекста, догадки, ситуации.
Формирование речевого слуха происходит в результате целенаправленной длительной слуховой тренировки. Е.П. Кузьмичёва выделяет в этом процессе 2 этапа и 3 периода обучения глухих детей.
На I этапе глухие дети с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать речевой смысл, выделяя в нём длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе обучения глухой ещё не может выделять самостоятельно. Требуется длительная специальная тренировка, в процессе которой он с помощью педагога учится сравнивать фразы, слова. В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется с привлечением наглядности при ограниченном его выборе.
На II этапе глухие дети с помощью ЗУА учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховым, зрительным и кинетическим анализаторами.
Три период обучения:
- первоначальный период – создание базы для развития речевого слуха у глухих детей, определение слухового резерва, на основе которого строится вся работа по РСВ;
- основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании устной речи. В этот период оказывается возможным в определённой степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие благодаря длительной слуховой тренировке с использованием ЗУА. В результате у глухого ребёнка накапливается определённый слуховой словарь, которым он может активно пользоваться в речевой практике. При этом важным является формирование чётких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию у глухих слухоречевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов.
Успех в развитии речевого слуха в этот период зависит от организации всей работы по формированию устной речи, уровня речевого развития, умственного развития, от связи работы по РСВ в коррекцией произношения, с усвоением и обогащением словаря, грамматического строя языка, с развитием познавательной деятельности глухого;
- период активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом. Продолжается работа по РСВ, слухо-зрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов позволяет глухим детям активнее включаться в речевое общение, что важно для социальной реабилитации глухих.
В процессе работы по РСВ используется
аналитико-синтетический метод обучения.
Он предусматривает восприятие на слух
целых речевых единиц в виде слова,
предложения и текста. А затем осуществляется
деление слова на слоги и звуки; предложения –
на словосочетания и слова, а далее – на слоги
и звуки; текста – на предложения,
словосочетания, слова, слоги, звуки. Так
осуществляется анализ предъявляемых речевых
единиц, в после этого происходит синтез, которые позволяет эти элементы собрать в слова, фразы и текст.
Развитие речевого слуха у детей предполагает восприятие речевого материала на слух, исключая зрение. Для этого дефектологу нужно правильно определить возможности детей, владеть методическими приёмами формирования речевого слуха, уметь организовать процесс обучения.
Глухой ребёнок в начале слуховой тренировки воспринимает речевой материал нерасчленённо. Основными дифференциальными признаками глобального восприятия являются длительность и интенсивность речевого сигнала. Но даже эти признаки он не может выделять самостоятельно. Поэтому предлагается первоначально обучение восприятию речи на слух на ограниченном речевом материале (2 – 3 слова), в процессе восприятия ребёнок сравнивает услышанное с образцом.
В это время важную роль играет контекст, ситуация, догадка. Способность глухого производить звуковой анализ слова, наличие определённого смыслового контекста, который в значительной мере компенсирует недостаточность звуковой информации с помощью смысловой, служит основой для восприятия на слух незнакомого речевого материала. Опора на догадку, слуховой словарь, умение прогнозировать и моделировать речевое высказывание – так у глухого вырабатывается единая комплексная система восприятия речи.
В работе по РСВ оказывает влияние ситуация. Пользуясь догадкой, ребёнок учится соотносить услышанное с ситуацией и опознавать речевой материал. В дальнейшем роль ситуации нужно ограничивать. Поэтому учитель может предъявлять речевой материал вне ситуации и даже вопреки ей, т.е. предложить для восприятия на слух не тот речевой материал, который ожидают услышать дети по ходу занятия, а другой. В практике работы дефектологов есть термины «различение «пёстрого» материала», т.е. материала, не объединённого темой урока, материала, который уменьшает роль ситуации и догадки. Контекст предложения в большей мере, чем слово, может подсказать и спрогнозировать содержание речевого выражения, которое предъявляется для восприятия на слух. Поэтому предложение, состоящее из 3 – 4 слов, легче воспринимается на слух, чем изолированное слово.
Педагогическая система успешно функционирует, когда соблюдаются дидактические требования, предъявляемые к учебному процессу. Раскроем основные.
Педагогически процесс по РСВ должен быть оснащён наглядными средствами. Это значит, что весь речевой материал и неречевые звуки, предлагаемые для различения на слух, должны наглядно связываться с тем содержанием, которое заложено в этой знаковой системе. Например, для восприятия лая собаки, удара грома, шума проезжающей машины можно показать картинки или игрушки, изображающие названные объекты, продемонстрировать для восприятия на слух шумы, издаваемые этими объектами. В педагогическом процессе целесообразно сочетать различные виды средств наглядности: демонстрация объекта, его изображение, на картинке, звуковой сигнал, графическое (письменное) обозначение в виде записи слова на доске, в виде обозначения схемы слова.
Например, при различении звуков грозы и звонка будильника можно показать картинки с изображением грозы в лесу, часы, соотнести их с графическим обозначением на табличке, прослушать соответствующие неречевые звуки. Можно воспользоваться только письменным обозначением: написать предложение, текст на табличке, разрезать его по предложениям.
|
Применение средств наглядности позволяет представлять объект, соотнести объект со звучанием, которое он издаёт, удержать в памяти круг представлений и понятий.
В пед.процессе по РСВ используются разнообразные виды работ. Их разнообразие имеет существенное значение для поднятия активности ребёнка, сосредоточения внимания, повышения интереса, снятия утомления и т.д. С этой целью используются такие виды работы, как различение неречевых звуков, слов, фраз, текстов, заданий на развитие внимания, памяти, сравнения, анализа, сопоставления и т.д.
Разнообразные виды работы используются как при различении неречевых звуков, так и при различении речи. Причем приёмы и виды работ постепенно усложняются. Например, сначала различаются на слух источники звука, а затем направления, откуда издаются звуки; позднее – их длительность и громкость и т.д.
Работа по РСВ требует от детей большого напряжения, поэтому нельзя забывать о занимательности, об игровых видах работы. Включение игровых моментов способствует развитию познавательных интересов детей. Но при проведении игр нельзя забывать основную цель, ради чего применяется эта игра.
Эффективность учебного процесса зависит от правильного сочетания индивидуальной и фронтальной работы, особенно на общеобразовательном уроке и фронтальном занятии в слуховом кабинете. В этих формах организации учебной деятельности фронтальная работа занимает значительную часть времени. При фронтальной работе дефектолог упускает из поля зрения часть детей, их уровень различения. Фронтальная работа осуществляется в виде восприятия заданий с голоса дефектолога, привлечения внимания к ответам детей, прослушивания аудиозаписей и т.д. Дети коллективно прочнее усваивают материал, т.к. возникает желание подражать лучшим сверстникам, добиться такой же похвалы от дефектолога, достичь успешности в обучении. В этом случае продуктивнее идёт усвоение материала по восприятию его на слух.
При подготовке к фронтальному занятию учитель продумывает организацию индивидуальной работы, которая может выражаться в подборе речевого материала, соответствующего уровню развития детей, в определении видов помощи, в подборе видов и приёмов работы.
Индивидуальная работа реализуется в таких формах, как регулировка интенсивности звучания, учёт состояния слуха детей, в ответах-отчётах детей за проделанную работу («Я слышу звук барабана справа») и т.п. Следует помнить, что наряду с положительными сторонами индивидуальной работы – отслеживание успехов и недоработок у ребёнка, есть ряд недостатков: снижение активности группы, ухудшение дисциплины, сокращение объема воспринятого материала, предназначенного для усвоения. Поэтому в задачу дефектолога входит определение разумного сочетания индивидуальной и фронтальной работы в педагогическом процессе по РСВ.
Таким образом, педагогическая система по РСВ является целостной системой обучения, включающей общедидактические и специфические методы, принципы и требования, но в то же время это самостоятельная педагогическая система, т.к. она имеет собственную цель, задачи, содержание, принципы, технологию обучения, ориентирующуюся на гарантированные достижения, определение диагностично поставленных целей и других процедур, соответствующих педагогической системе.
Задание. Ответьте на вопросы.
Какие методы используются в педагогической системе РСВ? ____________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль остаточного слуха в его развитии у детей? _________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие факторы обусловливают успех восприятия речи детьми с нарушениями слуха?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Сколько этапов и периодов в системе работы по РСВ глухих детей выделяет Е.П. Кузьмичёва? ___________________________________________________________
В чём заключается суть аналитико-синтетического метода обучения, использующегося в процессе работы по РСВ? ___________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чём заключается значение средств наглядности для развития у детей остаточного слуха? _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Каковы положительные и отрицательные стороны фронтальной работы по РСВ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы положительные и отрицательные стороны индивидуальной работы по РСВ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Познакомьтесь с основными фактами жизни и научной деятельности отечественных учёных Т.А. Власовой, В.И. Бельтюкова. Раскройте эти данные.
Т.А. Власова
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В.И. Бельтюков
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Составьте схемы «Этапы работы по РСВ», «Периоды обучения детей с нарушением слуха устной речи» (по Е.П. Кузьмичёвой).
Возможные осложнения и риск
Имплантация связана с риском, как и любое хирургическое вмешательство, осуществляемое под общей анестезией. Возможные осложнения:
· инфицирование раны;
· травма лицевого нерва;
· повышенный мышечный тонус и потеря чувствительности в заушной области;
· нарушение вкуса или равновесия;
· заметное усиление субъективного ушного шума.
Случаи отторжения импланта крайне редки. Однако не исключена возможность, что имплант не обеспечит значительного улучшения разборчивости речи.
О кохлеарных имплантах и кохлеарных электродах
Сенсоневральная тугоухость обычно обусловлена повреждением внутреннего уха, конкретнее, повреждением сенсорных элементов внутреннего уха, т.е. волосковых клеток. Однако, несмотря на значительные повреждения сенсорных клеток, у большинства таких людей сохранены волокна слухового нерва (следует отметить, что в российской литературе сенсоневральную тугоухость иногда ошибочно называют «кохлеарным невритом», хотя первичным в патогенезе этого заболевания является повреждение сенсорных клеток, а не нервных волокон.). Эти волокна способны при непосредственной их стимуляции электрическим током посылать в мозг сигналы, которые обеспечивают возникновение слуховых ощущений. Именно на этом и основан принцип действия кохлеарного импланта.
Под термином «кохлеарная имплантация» обычно подразумевают вживление электродных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путем непосредственной электрической стимуляции чувствительных волокон слухового нерва.
Имплантация электродов в улитку является в микрохирургии уха совершенно новым видом хирургического вмешательства. Электроды, имплантируемые в улитку (кохлеарные электроды) – это проводники специальной формы, которые непосредственно контактируют с биологической системой и осуществляют ее электрическую связь с кохлеарным протезом (имплантированным устройством). Для простой стимуляции достаточно двух электродов. Более сложную стимуляцию улитки осуществляют многоэлектродными устройствами, которые называют кохлеарными электродными системами.
Различают одноканальные и многоканальные кохлеарные системы. В одноканальных формируется электрический сигнал, который подается на электроды или электродную систему по одному каналу. В многоканальных – звуковой сигнал преобразуется в группы электрических сигналов, и они по отдельным каналам передаются на электродную систему.
Кохлеарные импланты по существу являются микроэлектродами, предназначенными для длительного пользования (идеальным сроком службы является длительность человеческой жизни), работают в условиях электрохимической и химической коррозии. Поэтому поверхности электродов, а также подводящие провода должны быть надежно электрически изолированы. К существующим современным разнообразным электроизоляционным материалам, кроме того, предъявляются такие существенные требования, как механическая прочность, возможность стерилизации, биостабильность и биосовместимость.
Что вы понимаете под кохлеарной имплантацией? В чём заключается суть данного метода? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Как Вы считаете, в чём будет заключаться работа сурдопедагога с ребёнком в период после проведения кохлеарной имплантации?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ И РАЗВИТИЯ