Влияние среды на развитие ребенка

В педагогике социум, социальная среда рассмат­ривается прежде всего с точки зрения процесса включения ре­бенка в нее и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе.

Человек может занимать в обществе одновременно несколь­ко позиций, характеризующихся определенны­ми правами и обязанностями, т.е. иметь разный соци­альный статус.

Статусы бывают врожденными (пол, национальность, место рождения, фамилия и др.) и приобретенными (достигнутыми благодаря собственным усилиям

Статус определяет поведение личности в обществе, т.е. человек ведет себя в соответствии со своим статусом, по аналогии с тем, как ведут себя в подобных ситуациях другие люди. Поведение, обусловленное статусом человека, называется социальной ролью.

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. В процессе становле­ния и развития ребенок может осваивать как позитивные соци­альные роли, так и негативные. К позитивным относят: роль чле­на семьи, роль члена коллектива, роли потребителя, роль гражданина и др. К негативным ролям относятся бродяга, ребенок-попрошайка, воришка и т.д.

Освоение ребенком механизма ролевого поведения обеспечи­вает ему успешную включенность в социальные отношения, поскольку дает ему возможность приспосабливаться, адаптиро­ваться к каждой новой для него ситуации или позиции на про­тяжении всей последующей жизни. Этот процесс приспособле­ния индивида к условиям социальной среды называется соци­альной адаптацией.

По мнению М.А.Галагузовой, Г.Н.Штинова, Е.Я.Тищенко, Б.П.Дьяконова социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как из­вестно, происходит в трех основных сферах: деятельности, обще­ния и сознания.

В сфере деятельности у ребенка происходит рас­ширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее ос­мысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

В сфере общения происходит расши­рение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овла­дение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка и в обществе в целом.

В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации у ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все», параллельно с которой формируе­тся другая потребность — проявить себя, свою ин­дивидуальность. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация.

Таким образом, социальное развитие ребенка, происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализации (овладе­ния социокультурным опытом, его присвоения) и индивидуали­зации (приобретения самостоятельности, относительной авто­номности).

Если при вхождении ребенка в социум устанавливается рав­новесие между процессами социализации и индивидуализации, когда, с одной стороны, он усваивает нормы и правила поведе­ния, принятые в данном социуме, а с другой — вносит свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция ребенка в социум.

Социальные факторы

Превра­щение биологического индивида в социального субъекта проис­ходит в процессе социализации человека, его интеграции в об­щество, в различные типы социальных групп и структур по­средством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социаль­но значимые качества личности.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, ус­ваиваются основные социальные нормы и отношения, форми­руется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и разви­тия, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс реша­ющее влияние посредством самых разных социальных факто­ров.

Различают макро- (от греч. makros «большой»), мезо- (mesos «средний») и микро- (mikros «малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографичес­кие, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.

К мезофакторам относятся формирование этнических устано­вок; влияние региональных условий, в которых живет и разви­вается ребенок; тип поселения; средства массовой коммуника­ции и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учрежде­ния, группы сверстников и многое, многое другое, что состав­ляет ближайшее пространство и социальное окружение, в ко­тором находится ребенок и в непосредственный контакт с кото­рым он вступает. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом.

Микросоциум

Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет микросо­циум.

Микросоциум— это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его жизни зависит от объективных характеристик микросоциума и субъек­тивных характеристик самого человека.

К объективным характеристики микросоциума можно отнести:

– простран­ственные характеристики;

– архитектур­но-планировочные особенности (откры­тость-замкнутость, исторически сложившаяся или ин­дустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.);

– благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств;

– культурно-рекреационные возможности (наличие и качество работы учебно-вос­питательных учреждений, кинотеатров, клубов, спорт­залов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек);

– демографическую ситуацию (состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей;

– социально-пси­хологический климат, который определяется со­отношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, на­личием криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населе­ния в жизни микросоциума

Микросоциум включает такие факторы социализации как семья, институты воспитания, группы сверстников.

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический — определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни и является ведущим фактором социализации в дошкольном возрасте.

Институты воспитания — это специально созда­ваемые обществом и государством организации, основ­ной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного соци­ально-профессионального слоя.

С течением времени увеличивается многообразие институтов воспитания в связи с усложнением соци­ально-экономических и культурных потребностей об­щества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности для воспитания всех своих чле­нов, а с другой, создать условия для реализации каж­дым своих возможностей, удовлетворения потребнос­тей и развития способностей и интересов.

В процессе социализации человека институты вос­питания играют двоякую роль. С одной стороны, имен­но в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С дру­гой"— они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему харак­теру может не совпадать с целями и нормами, культи­вируемыми в институтах их организаторами.

Группа сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстника­ми существует в любом возрасте. Уже в раннем возрасте ребенок особым образом относится к сверстникам. О том, что у ребенка сложилась потребность к общению со сверстниками можно судить посредством следующих критериев (М.И.Лисина):

– внимание и интерес к другому человеку;

– эмоциональное отношение к партнеру;

– стремление ребенка вступить во взаимодействие с другим ребенком;

– желание и умение ребенка отвечать на адресованные ему действия.

Отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности, отсутствии жестких норм и правил общения, преобладании инициативных высказываний над ответными, функциональным разнообразием.

Ребенок, лишенный общения со сверстниками, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «социум», «социализация», «микросоциум», «индивидуализация», социальный статус», «социальная роль».

2. Докажите интегрированное влияние социальных факторов на формирование личности ребенка.

3. Выделите основные сферы социализации ребенка.

4. Назовите основные характеристики микросоциума.

5. Дайте характеристику факторам социализации ребенка в микросоциуме.

Литература

1. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А.Галагузовой. – М., 2000. – 416 с.

2. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М., 1988.

3. Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А Мустафаева. – М.,2002. – 416 с.

4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. – Пенза, 1994. – 171 с.

5. Семенов, В.Д. Социальная педагогика: история и современность / В.Д. Семенов. – Екатеренбург, 1993. – 128 с.

6. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М.,1989.

Наши рекомендации