Педагогические взгляды и деятельность В. А. Сухомлинского
Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа. Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека культуры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сделав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обладая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлинский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие (по данным 1979 г., опубликовано около 600 статей, 36 книг и брошюр, 1300 рассказов и сказок; общий тираж 5-томника избранных педагогических сочинений составил 4 млн.экземпляров, большими тиражами изданы книги за рубежом на 15 языках; среди рукописей 22 книги записей анализов уроков учителей школы, хрестоматии для внеклассного чтения, ответы на 7 тыс. писем и др.).
Павлышская школа, которой он посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого села, утопающего в садах. Школьный участок в 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен полезащитными дубравами и рощами, выращенными ребятами. Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат. Учебные занятия младших классов проводятся в отдельных помещениях, в каждом доме живет как бы небольшая дружная семья: дети меньше устают и постепенно привыкают к жизни в большом коллективе старших и младших товарищей. В каждом школьном доме есть комнаты для чтения с литературой и периодикой, рассчитанной на определенный возраст, книги свободно выбирают, желающие уносят домой: без внеклассного чтения, ставшего «любимым занятием», «учение на уроках превратилось бы в зубрежку». Двести художественных произведений, которые «вошли в художественную сокровищницу человечества» и которые надо читать по нескольку раз, рассматривались как «золотая библиотека», которая «учит жить и понимать красоту искусства». Последнему способствуют и фонотека музыкальной комнаты, и выставки рисунков юных художников, альбомы репродукций в уголке изобразительного искусства, и детский театр, и кинозал.
В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике и др. с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия, действующими моделями и установками, токарными, сверлильными, фрезерными станками (и станочками для младших школьников), школьная и детская электростанции, «литейный цех», кузнечный горн и мн. др., сделанное в основном руками учеников и учителей[4]. На школьном участке размещены : плодовый сад, виноградник, теплицы, зеленая лаборатория — центр опытнической работы по биологии и биохимии, домик учебно-опытной кролиководческой фермы, пасека, домик кружка юных строителей, географическая площадка, метеорологическая станция, ветроэлектростанция, плодопитомник, фабрика удобрений, гаражи для учебных авто и сельскохозяйственных машин (две микролитражных автомашины сконструированы кружковцами для обучения младших ребят). Везде радуют глаз клумбы цветов, есть целая аллея роз, поляна ландышей, рощи сирени и мальв, не один десяток укромных и «секретных» уединенных уголков, несколько таинственных «пещер», маленькая хижина, где ребята выхаживают больных зверьков, птиц, птенцов, выпавших из гнезда, голубятня, ласточкин питомник, дуплянки для синиц, Уголки, по сложившейся традиции, принадлежат той или иной возрастной группе (одно уединенное место предназначено для молодых педагогов): взрослые и дети оберегают право на уединенный отдых, грустные и радостные переживания, на «свое личное, интимное, неприкосновенное».
Этот далеко не полный перечень того, что Сухомлинский относил к «учебно-материальной базе» школы, уже дает представления о «педагогической среде», богатой стимулами и возможностями удовлетворения самых разнообразных интересов детства, отрочества, юности, среде, созданной и совершенствуемой, украшаемой непрестанно руками, мыслью, чувствами воспитанников и воспитателей, в среде большого и сложного хозяйства, требующем каждодневной заботы и кропотливого труда; о педагогической организации жизнедеятельности учащихся, где каждому из них обеспечено право на самореализацию, самоопределение, на естественное проявление своих чувств, осуществление своих замыслов, обеспечено собственным трудом, но в первую очередь, коллективным трудом настоящих и бывших учеников, нынешних отцов и матерей учеников настоящих; об естественности проявления важнейшего закона воспитания — активности и самодеятельности воспитанника, ибо стимулируют их воспитательная среда и полнота собственной жизнедеятельности; о духовно-нравственной атмосфере школы, где взрослые и дети обогащают друг друга духовно, любят и любимы. Многолетними усилиями педагогов, облагораживающим влиянием детей жизнь семьи все в большей мере становилась для ребенка «продолжением» школьной жизни. В целом же воспитательный процесс развертывался в развитии ученика как его образ жизни, «бытие» в благоприятнейших условиях для становления интеллекта, нравственных чувств, мотивационно-волевой сферы. Целостный, длительный, высоко результативный педагогический опыт явился главным, фундаментальным основанием оригинальной системы философско-педагогических, психолого-педагогических воззрений Сухомлинского, его теоретических открытий и технологических изобретений.
Сухомлинский считал своими Учителями в педагогике Крупскую, Шацкого и Макаренко, рассматривал опыт Павлышской школы как творческое применение их идей. Он глубоко верил в коммунистические идеалы, стремился воспитывать школьников в «коммунистическом духе», «заложить в ребенке... прочное идейное ядро гражданина, труженика, строителя коммунизма». Принимая официальную идеологию, партийно-государственные требования к воспитанию подрастающего поколения, педагог-философ наполнял их таким гуманистическим содержанием, которое в рамки официальных трактовок партийных лозунгов директив не укладывалось. И Заслуженный учитель школы УССР, Герой Социалистического Труда в глазах правоверных идеологов советской педагогики оказывался человеком «чуждых» воззрений, обвинялся в проповеди «абстрактного (несоциалистического) гуманизма». Сухомлинский относился к оценкам такого плана, глубокого его ранившим, как несправедливым и неправомерным, оскорбительным для него как убежденного коммуниста. Между тем в воззрениях и практической деятельности выдающегося педагога действительно содержалось то, что поднимало его над советской эпохой, открывало духовному опыту человечества универсальные ценности в сфере воспитания.
Идея всестороннего развития личности как цель коммунистического воспитания, как уже выше отмечалось, была в советской педагогике ориентирована на человека как социальное существо, на интересы общества (при игнорировании природной сущности человека, его индивидуальных интересов). Сухомлинский, по сути, «восстанавливал» целостность личности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального. Существенно и то, что в советской педагогике им были поставлены вопросы о таких личностных ценностях, как жизнь человека и смысл жизни, семья и брак, верность в любви и дружбе, доброта и милосердие, совесть, способность к пониманию другого человека, к неустанному «труду души», о подготовке ребенка к жизни как борении добра и зла, неизбежности горя, страданий, смерти. В эталоне человека как цели коммунистического воспитания, наряду с традиционными представлениями (нередко вопреки им) о приобщенности его к ценностям социалистического общества, сочетались ценности, мало привычные для официальных трактовок, но, по Сухомлинскому, обеспечивавшие «полноту духовной жизни». Введя в советскую педагогическую литературу это понятие, теоретик не раскрывал его, однако в анализе педагогической системы выявляются общечеловеческие начала духовности: стремления человека к добру, красоте, истине, гармонии («душевному равновесию»).
Этико-педагогические воззрения гуманиста опираются на идеал служения людям, удовлетворения и радости самоотдачи как высших проявлений стремления к добру. Истоки человечности он усматривает в естественных и святых чувствах любовного отношения ребенка к матери; в возвышении в глазах ребенка человека, увлечении человеком, силой его духа, его мужеством и благородством; в естественности, привычности для ребенка добрых чувств и добрых дел. Необычным для советского педагогического мышления, не согласующимся
С официально утверждавшимся пафосом «всенародного участия в строительстве светлого будущего», было виденье жизни человека не только и не столько в радостных маршах «трудовых побед», сколько в будничной, повседневной жизни с неизбежностью и горечью утрат, с несчастьями, тревогами и заботами, далеко не всегда посильным, тем более удовлетворяющим духовные стремления трудом. И ребенок развивается нравственно в «переживании... горя, забот, страданий другого человека, личном участии в судьбе того, кто нуждается в помощи, сочувствии». Воспринимаемое в таком ключе детское сообщество-коллектив — это «поле» проявления человечности, «школа» развития таланта доброты.
48. Взгляды на развитие детей дошкольного возраста (Вальдорфская педагогика, педагогика М.Монтессори, система работы с детьми Глена Домана, обучение дошкольников по методу Н.А.Зайцева)
Вальдорфская педагогика
Вальдорфская школа педагогики нашла своих приверженцев и сегодня. Во многих городах есть школы и детские сады, методика воспитания в которых построена именно на вальдорфских принципах.
Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер. Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало. То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.
Суть вальдорфской педагогики заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при проблемах личностного развития у ребенка. Деятельность педагогов направлена на поддержание всех проявляющихся качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат. Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.
Принципы вальдорфской педагогики
На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.
В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и разного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.
Особенностью педагогики Штейнера есть изучение национальной культуры. В этом русле делается очень многое – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет ощущать себя частью чего-то намного большего, чем собственная семья. От него уйдут маленькие страхи, обитающие в малой социальной ячейке.
Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. К примеру, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, приближающие к природе. Да и само учебное заведение находится поближе к природе.
Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.
Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.
Как происходит обучение?
Уроков, к каким привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.
Вся программа рассчитана на 11 лет. До 8 класса ученики «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфцы изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности. Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», что длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий. Обязательным пунктом каждого учебного года есть заключительный концерт в конце семестра.
Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не принуждают равняться на какой-то образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.
Недостатки системы
К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными в школу. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей. Немалый акцент делается на некие мистические силы и постулаты. Т.е. в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как первоначально хотел Штейнер. Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.
Педагогика М.Монтессори - №18
Методика воспитания детей Глена Домана
Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка – методику Глена Домана
Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)
Пространство неограниченных возможностей
Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.
Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.
Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.
Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.
По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.
Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.
Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.
Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.
Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.
Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.
Правое полушарие и минусы обучения
Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.
Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.
В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.
Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.
Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.
Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.
Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.
Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.
Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.
Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.
Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.
В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.
Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.
Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.
Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.
Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.
К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.
Заповеди Глена Домана
♦ Начинайте как можно раньше.
♦ Учите с удовольствием.
♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.
♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
♦ Почаще вводите новый материал.
♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.
Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева
Достоинства использования игровой методики
• ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв;
• на кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке: в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, следовательно, ребенок будет писать грамотно и никогда не напишет «шышка» или «жыр»;
• кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста, но и пятилетним детям начинать не поздно, так как методика не привязана к определенному возрасту;
• занятия по методике Зайцева укрепляют здоровье и развивают органы чувств, так как кубики воздействуют на многие органы чувств:
• во время игры с кубиками и таблицей у ребенка идет тренировка глазных мышц;
• согласно методике родители много раз озвучивают кубики, и это развивает у ребенка музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
• кубики разного размера воздействуют на мелкую моторику рук малыша, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта;
• грамотно размещенные (вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз) таблицы помогут навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.
Но главный плюс методики Николая Зайцева заключается в том, что если кубики и таблицы станут частью жизни вашего ребенка, а сами занятия будут для него проходить незаметно, то результат не заставит себя ждать.
Методика Зайцева оценивается специалистами как природосообразная, здоровьесберегающая и универсально-адаптивная, учитывающая индивидуальные особенности детей.
Практика показывает, что после 15—20 часов занятий по методике Зайцева дети 4—5 лет начинают читать, писать, считать, складывать и вычитать в пределах ста. Дальнейшие занятия закрепляют выученный материал.
Занятия по Зайцеву также помогают сэкономить множество времени при изучении математики, грамматики русского и английского языка. Эффект от обучения будет сказываться даже при минимальных затратах времени в день. При этом методики максимально доступны и понятны как ученику, так и учителю. Они также сопровождаются видео- и аудио-материалами.
Замечено также, что обучение детей по методике Зайцева не сопровождается перегрузками, ослаблением зрения и ухудшением санки, характерными для большинства современных методик. Все занятия проводятся в форме игры и соревнования в движении. А это исключает монотонность обучения, Длительное пребывание в положении сидя. Также методика предусматривает проведение занятий на открытом воздухе.
Главное преимущество методики Николая Зайцева перед другими методиками — ее простота. В отличие от трудоемкой методики Домана, в которой главный принцип — показывать младенцу каждые полчаса карточки со словами — осуществить в жизни часто невозможно, в отличие от материала Монтессори, с которым ребенок эффективно работает лишь в специальных детских садах, где все организовано согласно этой системе, в отличие от вальдорфской педагогики, которая также применяется успешно, пожалуй, только в детских садах, методика Зайцева легко применима и в домашних условиях.
Многочисленные пособия Зайцева по обучению чтению, письму, английскому языку и счету просты в применении и учитывают особенности детского восприятия и психологии. С их помощью любая мама сможет научить своего ребенка очень многому.
Все материалы методики Зайцева могут использоваться несколько лет. А это существенная экономия на дорогих индивидуальных пособиях и учебниках, которые представляют необходимый материал фрагментарно.
Еще одним из признаков высокой эффективности методики Николая Зайцева является тот факт, что большое количество игр переведены на другие языки и успешно используются в других странах мира.