Педагогическая деятельность в области дошкольного воспитания Е.И.Тихеевой
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Е. И. ТИХЕЕВОЙ
Елизавета Ивановна Тихеева (1866—1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К. Д. Ушинского) и обобщая опыт работы. своего и других детских садов России.
Педагогическую деятельность Е. И. Тихеева начала в 80-х годах XIX в. на Кавказе. Вместе со своей сестрой Л. И. Тихе-евой-Чулицкой она обучала детей в бесплатной школе, открытой их отцом вблизи Тифлиса. В 90-х годах сестры переехали в Петербург и работали сначала в воскресной школе, а затем в организованной ими самими начальной школе.
Уже в первые годы своей педагогической деятельности Е. И. Тихеева обращала особое внимание на обучение детей родному языку в начальной школе. Руководствуясь указаниями К. Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и анализируя свой опыт работы в начальной школе, Е. И. Тихеева составила в 1905 г. букварь “Русская грамота”, а затем несколько учебных пособий по родному языку для развития речи и мышления детей. Эти книги получили большое распространение.
В 1908 г. Е. И. Тихеева стала членом Петербургского общества содействия дошкольному воспитанию. В 1913 г. она выступила на Всероссийском съезде по семейному воспитанию с докладом “Роль государства, семьи и общества в деле дошкольного воспитания”. Начиная с 1913 г. Е. И. Тихеева состояла председателем школьной комиссии общества, которая разрабатывала вопросы дидактики, методики начального обучения. С этого же времени она руководила детским садом, открытым этим обществом, организуя опытно-экспериментальную работу по созданию методики воспитания детей дошкольного возраста.
В 1914 г. Е. И. Тихеева была в Италии, где ознакомилась с работой “домов ребенка Монтессори. Отметив некоторые положительные моменты в сфере сенсорного воспитания детей в этих домах, она пришла к общему заключению о принципиально неправильном направлении их работы. Е. И. Тихеева решительно выступала против мелкобуржуазной теории “свободного воспитания и “новой свободной школы”. В этой школе, писала она, отсутствует целенаправленное воспитание детей и необходимый порядок, господствует стихийность мер педагогического воздействия, “потворство слабостям, прихотям и проделкам учащихся”.
В годы первой мировой воины Е. И. Тихеева проводила большую консультационную и методическую работу по детским очагам, яслям, детским садам Петрограда, публиковала статьи, в которых выступала против превращения детских очагов в питомники по призрению детей, настаивала на организации в них воспитательно-образовательной работы, основанной на прогрессивных педагогических принципах. Она активно участвовала во Всероссийском съезде по призрению детей (1914), доказывала, что не может быть призрения детей без общественного воспитания.
В мае 1917 г. Е. И. Тихеева как вице-президент Петроградского общества содействия дошкольному воспитанию обратилась с докладной запиской в министерство народного просвещения Временного правительства, в которой ставила вопрос о включении детских садов в систему школьного образования, но не добилась положительного ответа. -
Социально-педагогические взгляды Е. И. Тихеевой
Е. И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе. Е. И. Тихеева совершенно справедливо считала, что это способствует формированию личности в соответствии “с высшими законами, социальными и этическими”. По ее мнению, необходима такая система, которая помогла бы воспитать “человека в лучшем значении этого слова и обеспечила бы всестороннее развитие личности человека начиная с раннего возраста. Препятствием для создания такой системы являлся, считала она, общественно-политический строй царской России, где государство и общество находились в состоянии антагонизма, существующие же законы и предписания, не совпадающие ни с интересами личности, ни с интересами общества, ни с законами “истинного воспитания и просвещения”, не способствуют тому, чтобы правительство выполняло свои обязанности по созданию научно обоснованной системы воспитания детей. Тихеева была убежденным врагом самодержавия. Единственный выход из создавшегося положения она видела в проявлении инициативы со стороны прогрессивных общественных сил России. Она считала, что общество способно справиться с задаче воспитания человека, “если оно будет на высоте понимания вопроса”. Но для нее прогрессивная интеллигенция и общество были единым целым, Тихеева не видела действия противоречивых классовых сил; в этом проявилась ее ограниченность. Е. И. Тихеева отстаивала либерально-буржуазную теорию автономии общества от государства. Само общество она представляла себе надклассовой организацией.
Классовая ограниченность Тихеевой мешала ей наметить правильное решение педагогических вопросов, увидеть связь их с политическим строем: она была сторонницей весьма умеренной педагогической реформы — пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т. п.; критиковала старую. школу и “новую свободную школу”, построенную на основе “свободного воспитания”, только в педагогическом плане, не затрагивая их социальных и политических основ.