Е.И.Конради о воспитании детей дошкольного возраста .
Евгения Ивановна Конради (1838—1898). известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях большое внимание вопросам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Общественно-педагогические взгляды Е. И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патриотическим стремлением перестроить систему воспитания и образования молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Первая статья Конради по дошкольному воспитанию называлась “Что такое детские сады и при каких условиях может быть прок от них”. В ней. писательница вскрыла философско-идеалистические и националистические основы учения Фребеля о воспитании детей, его системы дошкольного воспитания Конради писала: “Фребель считал германцев первым в мире образцовым народом, прототипом народов; он старался устроить и первоначальное воспитание детей исключительно в духе и в характере германского племени, согласно с его понятиями и привычками, которыми проникнут и обозначен весь его частный и общественный быт, начиная от мелочей хозяйства до государственного устройства, от азбуки до философии. Соответственно этому своему национальному сознанию и сочувствию Фребель устроил свою “методу с такой ученой, медленной, осторожной постепенностью, с такой неумолимой систематичностью и подозрительной предупредительностью, каких не в состоянии вынести никакая ни детская, ни зрелая натура, ни во Франции, ни в Англии, ни в России”.
Конради показала, что фребелевская система дошкольного воспитания отличается чрезмерным дидактизмом, строгой формальной систематизацией игр и занятий, убивающей самодеятельность ребенка. “Ежели бы кто-нибудь вздумал так воспитывать детей, то решительно сделал бы из них автоматов,— писала она,— очень подвижных при каждом прикосновении к ним, но лишенных всякой внутренней самостоятельности. В теории о самодеятельности дитяти Фребель говорит постоянно, но на деле многими приемами... он убивает ее”.
Разобрав систему дошкольного воспитания Фребеля, Е. И. Конради сделала такие выводы: 1) “система дошкольного воспитания Фребеля безусловно и в том виде, как он ее излагает, .. полно принята быть не может”; 2) идея детского сада заслуживает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преимущество элементарным знаниям из естествознания, многостороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изучение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометрических фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспитательно-образовательной работы с детьми.
Эта статья Е. И. Конради имела важное значение для разработки содержания и методики воспитательно-образовательной работы детских садов в России.
В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала “Детский сад”, в которых она находила яркие проявления “педагогической дрессуры детей, “новых усовершенствований воспитательной машины (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т, д.).
Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека,выдвинутый Н. И. Пироговым, лишен социального содержания, что требование гармонического развития личности ребенка весьма неопределенно.
Исходя из учения русских, революционных демократов об общественных задачах воспитания, Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общественные требования и интересы. “Дело воспитания,— писала она,— вовсе не есть личный только счет между нами и нашими детьми... Есть еще третья заинтересованная сторона, которою он должен быть скреплен и интерес которой имеет решающий голос; сторона эта — общество, среди которого мы живем и будут жить наши дети...
... Сделать наших детей возможно производительными членами общества, приспособить их к служению делу света, добра и справедливости — таково первенствующее соображение, которому должны подчиняться как произвол нашего родительского деспотизма, так и самоотверженная щепетильность нашего чадолюбия”.
“Общественные. требования определяют направленность процесса воспитания: укрепляя тело, развивая ум, воспитывая чувство, мы имеем путеводную нить, которая не дает нам уклоняться в односторонность и метаться из стороны в сторону”.
Е. И. Конради чрезвычайно-наглядно показала, как в разные периоды развития общества менялось понятие нравственного человека, как в условиях современной ей буржуазно-монархической России угнеталась личность человека, как эти условия принуждают людей жить в антагонизме с обществом. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности — дело будущего, когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут способствовать развитию его социальных качеств.
Е. И. Конради правильно указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как против принудительной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а также против “свободного воспитания”: “Воспитание, которое всегда и везде гладит ребенка по шерстке только потому, что боится погладить против шерсти, оказывает развитию личности самую медвежью услугу и в большинстве случаев может дать только жалких и вредных субъектов — жалких развинченностью своей воли и вредных необузданностью своего себялюбия”.
Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, любовное отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также самостоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков. Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заключается в том, чтобы, изучив особенности детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины.
Главное место в воспитании будущего полезного члена общества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию — воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собственное счастье. Она правильно считала,, что нравственное воспитание тесно связано с умственным и должно начинаться с самого раннего возраста. Деятельность развивающегося ума, умственная инициатива несут в себе лекарство от детской необузданности, способствуют накоплению ценного познавательного материала, который на известной ступени развития переходит в нравственное сознание, помогает регулировать поведение.
Дети, говорила Конради, не являются “подобием маленьких человечков”. Они подвижны, полны стремления к проявлению своего “я”, сознание их находится в постоянном развитии.
Преградой для проявления их деятельности часто оказывается среда, окружающие люди, авторитет воспитателей и родителей, которые, не считаясь с особенностями возраста, беспрекословно подчиняют их своей воле. На этой почве возникают различные конфликты между взрослыми и детьми.
Конради подчеркивала большое значение общей нравственной атмосферы в семье, правильных взаимоотношений родителей друг с другом как важного воспитательного фактора. Она утверждала, что главное умение в воспитании детей должно заключаться в том, чтобы пользоваться теми стимулами, которые как бы самопроизвольно вытекают из хода детского развития, так сказать, надо “дисциплинировать детский организм изнутри наружу, а не снаружи внутрь”.
Конради указывала также на громадное воспитательное значение окружающей нравственной среды, пропитанной общественной активностью и трудовым энтузиазмом взрослых. Большую роль при этом играет установленный порядок и режим жизни в семье и воспитательном учреждении, благодаря которым у детей повседневно вырабатываются устойчивые навыки и привычки, необходимые для личной и общественной жизни. “... Дети с самых ранних лет должны приучаться уважать труд и трудящегося человека,— писала Конради.— То воспитание не может назваться нравственным, которое не ввело это уважение в плоть и кровь ребенка, как дезинфицирующее средство от заразы дармоедства и кулачества. В детской природе мы имеем много задатков, при умелом пользовании которыми можно заложить прочные основы для неплатонического уважения труда”.
Дети любят посильно участвовать в труде взрослых, слушать рассказы о различных производствах, в натуре знакомиться с трудом людей. “... От интереса к делу один шаг до интереса к людям, исполняющим это дело”. Дети любят разговоры с людьми труда, между ними завязывается тесное здоровое общение; из такого разговора ребенок не преминет вынести живое конкретное представление о труде, живую симпатию к людям труда.
В воспитании детей очень важным является метод убеждения, принимающий разные формы (разъяснения, беседы, советы и т. д.), говорила Конради, а также чтение детских книжек, раскрывающих в яркой художественной, образной форме нравственные идеалы людей, рассказывающие о жизни детей.
Воспитание нравственного поведения ребенка не исключает мер продуманного, справедливого наказаний детей, не унижающих их человеческого достоинства, считала Конради. Она выступила против так называемых естественных наказаний, применение которых широко пропагандировалось в русской педагогической журналистике того времени.
Большое внимание Е. И. Конради уделяла разработке вопросов умственного воспитания детей дошкольного возраста. Главной задачей умственного воспитания дошкольников, по ее мненшо, является не просто накопление ими знании, но и развитие их мыслительных способностей, привитие детям навыков и привычек к умственному труду, подготовка к школьному обучению.
Возражая против преждевременного и формально систематизированного учения, которое еще не по силам детям дошкольного возраста, Конради подчеркивала в то же время важное значение самообучения детей. Дошкольники очень любознательны, любят задавать вопросы. Надо использовать это в целях их умственного развития и формирования интересов. Необходимо только уметь различать, чем вызваны детские вопросы, и отвечать лишь на те из них, которые действительно продиктованы любознательностью, а не стремлением детей поболтать со взрослыми, указывала Конради. Беседы, связанные с детскими вопросами, если они проводятся продуманно, могут стать одним из важных средств расширения кругозора детей, уточнения их знаний. Отвечать на детские вопросы — дело нелегкое, оно требует от воспитателя постоянной работы по самообразованию. Конради придавала большое значение умственным занятиям, развивающим творческую инициативу детей.
Игру Конради считала свободным видом детской деятельности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка. Она обстоятельно критиковала строго систематизированные дидактические игры, проводившиеся по методическим разработкам А. С. Симонович и Е. Н. Водовозовой. Вместо, ознакомления с действительными явлениями ii предметами природы, разными видами человеческого труда в непосредственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям., движениям людей.
Е. И. Конради, как и К. Д. Ушинский, отделяла игру от учения, от занятия-урока, показывала их своеобразие. Всякая попытка стереть ту естественную границу, которая залегает. между игрой и уроком, ничего, кроме вреда, не может принести, считала она. Но оба фактора имеют свои характерные признаки, свой особый способ действия и не могут безнаказанно поменяться этими признаками, изменить этот способ действия на другой. В учении на первом плане стоит руководство, инициатива воспитателя-учителя; сам ребенок не может учиться, воспитатель берет себе в союзники самодеятельность и активность ребенка. Игры детей тоже содействуют умственному воспитанию, но особым образом. Играя, ребенок научается ничуть не меньшему, чем сидя за занятием, но научается иначе. Тут свободная, ничем не стесняемая деятельность самого ребенка стоит на первом плане.
Е. И. Конради отстаивала взгляды революционных демократов на назначение женщины в обществе, на право женщины получать высшее образование, чтобы стать “человеческой личностью и членом человеческого общества”, активно принимать участие в общественной жизни. Она считала, что воспитательная деятельность матери является важной стороной общественной деятельности женщины.
Конради, пламенная патриотка, призывала женщин-матерей “в детях любить отечество, в отечестве любить часть великой человеческой семьи”. Она советовала матерям проникнуться передовыми общественными идеалами, не глушить насильственно в себе потребностей, присущих всем людям.
Однако Е. И. Конради не поднялась до признания необходимости революционного преобразования общественного строя России как основной предпосылки для освобождения женщины.
Педагогические высказывания Е. И. Конради — одна из ярких страниц в истории развития русской буржуазно-демократической дошкольной педагогики последней четверти XIX в., свидетельствующих о напряженных творческих исканиях русских педагогов, направленных на создание оригинальной теории дошкольного воспитания.