Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
План ответа:
- определение сурдопедагогики;
- связь дошкольной сурдопедагогики с медико-биологическими дисциплинами;
- использование в сурдопедагогике данных отоларингологии, сурдологии, аудиологии;
- связь дошкольной сурдопедагогики с общей, дошкольной, специальной психологией;
- связь дошкольной сурдопедагогики со смежными педагогическими дисциплинами;
- связь дошкольной сурдопедагогики с лингвистическими науками и психолингвистикой.
Сурдопедагогика (от лат. «surdus» - глухой) - педагогическая наука, раздел специальной педагогики об обучении, воспитании, развитии и коррекции нарушений у лиц с патологией слухового анализатора.
Специалистам, работающим с глухими и слабослышащими дошкольниками, необходимо владеть знаниями по различным научным дисциплинам, с которыми тесно взаимосвязана дошкольная сурдопедагогика. Среди них можно выделить несколько блоков научных дисциплин.
Прежде всего это медико-биологические дисциплины. Естественно-научной психофизиологической основой дошкольной сурдопедагогики являются данные физиологии, учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребёнка (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, А.Р. Лурия и др.).
Данные отоларингологии, сурдологии, аудиологии содержат необходимую для последующей организации обучения информацию о состоянии слуха ребёнка: причинах, времени и характере поражения слухового анализатора, степени снижения слуха. Исследования в области детской сурдологии и аудиологии дали возможность определить способы и методы исследования слуха, обосновывать существующие классификации нарушений слуха у детей.
Медицинские данные позволяют объективно оценить степень первичного нарушения и определить влияние снижения слуха на разные стороны психического развития, прежде всего на речь и коммуникативные процессы. Результаты медицинского обследования имеют принципиальное значение для обоснования системы дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха, определения методов коррекционной и общеразвивающей работы. При определении содержания работы по развитию слухового восприятия, формированию речи и совершенствованию её произносительной стороны информация о состоянии слуха ребёнка (наряду с другими данными) имеет очень большое значение.
Достижения в области оториноларингологии и сурдологии, аудиологического исследования слуха сделали возможным раннее выявление и диагностику нарушений слуха, что определило возможности медицинской, сурдотехнической и педагогической помощи детям в оптимально ранние сроки. В последние десятилетия значительно расширились возможности медикаментозного лечения некоторых нарушений слуха, появились возможности оперативного вмешательства для улучшения слухового восприятия (кохлеарная имплантация).
Задание. После просмотра видеозаписи о кохлеарной имплантации кратко запишите основные сведения, которые, на ваш взгляд, являются наиболее важными.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Важнейшее значение для коррекции нарушений слуха имеет использование сурдотехнических средств индивидуального и коллективного назначения.
С развитием сурдотехники связано совершенствование слуховых аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного контроля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ориентировку плохослышащих детей в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи, положительно отражается на личностном развитии дошкольников.
Дошкольная сурдопедагогика также связана с невропатологией и психопатологией. Данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диагностики нарушений слуха, уточнения характера первичных и вторичных отклонений в развитии плохо-слышащего ребёнка. Некоторые глухие и слабослышащие дети помимо снижения слуха имеют и другие нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. Может наблюдаться задержка психического развития, умственная отсталость, поведенческие и эмоциональные нарушения, детский церебральный паралич и др. Диагностика таких комбинированных нарушений возможна только в результате совместных усилий сурдолога и психоневролога.
Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с общей, дошкольной и специальной психологией. Важное значение приобретает знание педагогами закономерностей психического развития человека. Для сурдопедагогики особое значение имеют данные о формировании познавательных процессов, в частности теория слухового восприятия.
Для правильной организации педагогического процесса, понимания общего и специфического, определяемого снижением слуха в развитии ребёнка, необходимо понимание закономерностей психического развития дошкольников. Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина и др. позволяют определить основные направления развития ребёнка с нормальным и нарушенным слухом, разработать методы общеразвивающей работы.
Дошкольная сурдопедагогика широко использует данные сурдопсихологии. В отечественной сурдопсихологии накоплены многочисленные сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, А.А. Катаева, И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф и др.). Знание психологических особенностей развития детей с нарушениями слуха имеет важное значение при решении проблем дифференцированного обучения, повышении качества образовательного воздействия. Понимание своеобразия развития ребёнка со сниженным слухом позволяет педагогам определять адекватные возрасту и уровню речевого развития методы психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста, выявлять потенциальные возможности в развитии, организовывать целенаёправленную общеразвивающую и коррекционную работу.
Дошкольная сурдопедагогика тесно взаимодействует со смежными педагогическими дисциплинами - общей и дошкольной педагогикой, школьной сурдопедагогикой. Наиболее тесные внутрисистемные связи существуют между дошкольной и школьной сурдопедагогикой. Это касается прежде всего определения единых принципов коррекционного обучения глухих и слабослышащих детей, представленных в работах Р.М. Боскис, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, К.Г. Коровина, Л.П. Носковой и др. В дошкольной сурдопедагогике учитываются достижения других отраслей специальной педагогики - логопедии, олигофренопедагогики, тифлопедагогики.
Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание закономерностей усвоения норм речи ребёнком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей. При обучении детей с нарушенным слухом языку используются данные психолингвистики, в частности модели порождения речевого высказывания,
разрабатываемые в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.В. Ахутиной и др. Психолингвистический подход даёт возможность определения механизмов речевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволяет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушениями слуха.
Задание. Составьте схему и отразите на ней связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками.
|
Задание. Раскройте значимость учёта данных психолингвистики в дошкольной сурдопедагогике.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________