Отличительные особенности поведения мальчиков и девочек (по Т.П.Хризман)
Девочки | Мальчики | |
1.Чаще проявляют эмпатию, ярче выражают сочувствие другому человеку 2. Большая гибкость при адаптации к новым условиям 3. Выше сопротивляемость стрессовым ситуациям | 1. Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы 2. Быстро снимают эмоциональную напряженность 3. Вместо переживаний легко переключаются на продуктивную | |
4. Быстрее реагируют на мимику, | деятельность | |
жесты, позу и т.д. | Быстрее реагируют на речевые замечания взрослого. | |
II. Различия, интересы и предпочтения в играх, рисунках, музыке | ||
Бытовая тематика игр («семья», | 1. | Игры военно-героической |
«больница», «магазин», «д /сад» | тематики. Игры на | |
Игры подвижные с малой и | приключенческую тематику. | |
средней степенью подвижности. | Игры подвижные с высокой | |
Изображает людей, природу. | степенью двигательной | |
Рисунки с элементами | активности | |
декоративности | 3. | Рисуют технику, машины. |
Тщательно прорисовывают детали | 4. | Рисунки наполнены действиями. |
костюма, прически. | движениями. | |
Любят лирические, спокойные | 5. | Рисунки схематичны |
мелодии | 6. | Любят маршевую, бодрую музыку |
III. Познавательно –поисковая деятельность | ||
1.. Лучше выполняют задачи | 1. | Любят решать нестандартные |
типовые, шаблонно | задания, выдвигают новые идеи | |
2. Тщательно, качественно, | 2. | Неинтересно делать одно и то же. |
аккуратно выполняют задания | исполнительская часть оформления задания невелика |
Данные таблицы убеждают, что при изучении ребенка нельзя игнорировать половые различия, связанные с особенностями организации их мозга и психики. Все эти различия реализуются педагогом в поло-дифференцированном подходе. Суть данного подхода в подготовке детей к будущим половым социальным ролям, развитие потенциальных возможностей развития психических различий мальчиков и девочек.
В гуманистической психологии и педагогике ребенок рассматривается
с позицийсубъекта педагогическом словаре «субъект» рассматривается как «носитель предметно - практической активности и познания. Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании», (см. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и ср. уч. заведений.-М: Изд.ц «Академия», 2000, с. 144).
Учитывая, что ребенок на протяжении дошкольного периода нуждается во внимании, педагогическом воздействии, поддержке, имеет небольшой жизненный опыт, социализируется путем подражания и заимствования идентификации себя с другими, многие исследователи рассматривают ребенка с позиции развития субъектиости, как социально-целостного качества личности, которое необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия (Т.И.Бабаева, Е.О.Смирнова, Т.А.Куликова, Л.А.Парамонова и др.).
На этапе младшего дошкольного возраста ребенок выступает перед взрослым как объект. Задача педагога создавать условия, благоприятно влияющие на своевременное становление базисных характеристик личности: компетентность, эмоциональность, креативность (творчество), самостоятельность, активность, инициативность, свобода поведения, произвольность (волевое регулирование). Педагогическая позиция взрослого предполагает активное обучение, сотрудничество и педагогическую поддержку. Общими педагогическимиусловиями развития субъектиости ребенка младшего возраста будут:
- формирование уверенности ребенка в своих возможностях, способностях;
- развитие положительного само изучения (фиксация успеха, создание ситуации успеха, преодоления трудностей);
- создание положительно – заинтересованного отношения к играм, занятиям сверстников;
- корректировка неблагоприятных форм развития ребенка (застенчивости, агрессивности, замкнутости, тревожности и т.п.);
- организация предметно-развивающей среды для самодеятельных игр, разных видов продуктивной деятельности;
- создание доверия к взрослым, проявление стремлений совершать независимые поступки: выбирать интересную и привлекательную деятельность, ее средства, партнеры, защищать свою позицию.
В старшем дошкольном возрасте развитие субъектности понимается как способность ребенка занимать и проявлять активную позицию в различных видах деятельности: ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их. Ребенок, как субъект, начинает предъявлять правила поведения не только к другим, но и себе, возрастает уровень самосознания. Роль взрослого меняется - из партнера, участника, координатора он превращается в наблюдателя, консультанта, к которому дети обращаются как авторитетному советнику, помощнику, арбитру. Такое изменение позиции связано со становлением и дальнейшим совершенствованием базисных черт личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход предполагает психолого-педагогическую последовательность (как стилевое, демократичное поведение) содержания и методов воспитания ребенка как личности.
Общие, педагогические условия развития дошкольника старшего возраста включает
- стимулирование субъектности ребенка;
- построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
- понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;
- признание ребенка «саморазвивающейся» личностью;
- построение «субъектно-объектных» отношений в различных видах деятельности (природа, социальный, «рукотворный» мир);
- задействование технологии проектирования, как активно - поисковой деятельности в условиях выбора;
- использование идей педагогики ненасилия, конструктивный подход к вопросам взаимоотношений мира взрослых и мира детей;
- создание центров интересов, лабораторий познания и творчества для развития самоопределения, самореализации, самодвижения.
Таким образом, объект дошкольной педагогики - ребенок, отличающийся своим миром, субкультурой, сложностью и своеобразием возрастного развития. «Экологическое», бережное отношение к ребенку - главный принцип изучения ребенка как объекта.
Субъектность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной педагогической деятельности взрослого.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы возрастные этапы дошкольного периода?
2. Что лежит в основе этапности?
3. Каковы особенности психолого-педагогического «портрета» дошкольника?
4. Чем объясняется взаимосвязь психологического пола и педагогического «портрета» ребенка - дошкольника?
5. Совпадает ли психологический и педагогический возраст ребенка?
6. В чем заключается развитие ребенка как субъекта?
7. Каковы общие педагогические условия развития субъектности ребенка младшего и старшего дошкольного возраста? Что у них общее?