Категории режиссуры как категориидидактики

Режиссуракак категория дидактики – часть педагогической деятельности, занимающаяся исследованием психологии личности, межличностных отношений (взаимоотношений в социуме), решающая ряд проблем обучения и образованияпосредством сценического творчества.

Само слово – режиссура– произошло от[фр. regisseur <лат. regere править, управлять].

К задачам режиссуры

(как категории, части дидактики) относятся:

проблемы разработки целей, содержания и методов обучения с использованием навыков сценического творчества;

принципы организации учебно-творческого процесса с использованием навыков сценического творчества вучреждениях;

соответствие содержания учебного процессас использованием навыков сценического творчества обобщённым характеристикам субъектов обучения(при реализации сверхзадачи и сверх-сверхзадачи сценического процесса) и т. д.

Соответственнорежиссура (как часть дидактики)является категорией, частьюнауки об обучении и образовании, занимающейся исследованием целей и задач, о содержании и организации методов этих процессов.Однако (в отличие от дидактики)режиссура охватывает не всё связанное с процессом обучения, не на всех уровнях и не по всем направлениям.

Как и общая дидактика, режиссура (часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обученияс использованиемнавыковсценического творчества.

Существуют,каки частные дидактики, так и частные направления режиссуры,занимающиеся проблемами, например, конкретных сценических жанровс учётом их специфики.

Режиссура (как часть дидактики) выполняет и теоретическую, и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения с использованием навыков сценического творчества.

К основным категориям режиссуры (как части дидактики)относятся следующие параметры

творческого процесса обучения:

цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение- категории, обусловленные режиссёрской и актёрской (т. е. педагогической)деятельностью;

средства, учение - категории, обусловленные режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью в тесной зависимости от способностей зрителей как учеников(учеников как зрителей), предлагаемых обстоятельств и технического оснащениясценической, учебной деятельности;

знания - категория, обусловленная прежде всего деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), получающих знания;

умения- категория, обусловленная режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью, деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического)сотворчества;

результаты обучения, просвещение, образование, навыки - категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчестваи т.д.

Цель – предмет стремления системы обученияс использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.

Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся (актёрам, зрителям),что целенаправленно влияет на формирование личности.

Организация – построение процесса сценического (педагогического) сотворчествав виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.

Форма – способ организациитворческой, учебной деятельности с учётом специфики сценического жанра,направления обучения,его локальных целей и задач, возрастных особенностей зрителей как учащихся, уровня их подготовки;

Метод –способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.

Обучениетворческое взаимодействиережиссёра-педагога с актёрами-учениками, а также режиссёров, актёров как педагогов со зрителями-учениками,направленное на достижение поставленной цели.

Преподавание – организованная и целенаправленная деятельностьрежиссёра-педагога,актёра-педагога,направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения (в адрес артистов и зрителей).

Средство – всё то, что помогает осуществлятьтворческий, учебный процесси то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссёра-постановщика, режиссера-педагога, актёров как учащихся (с одной стороны), как педагогов для зрителя (с другой стороны); пьес как учебных пособий;декораций и сценических костюмов как наглядный материал, оборудование учебного заведения,театра как просветительского, обучающего заведения.

Учение – реализацияактёрами, зрителями как учащимся процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения (при создании, просмотре спектаклей), и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.

Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека (актёра, зрителя) в процессе обучения (при создании, или зрительском восприятии сценического произведения).

Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видовпрофессиональной (сценической, педагогической)деятельности.

Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый актёрами, зрителями как учениками в направлении производимого обучения(посредством сценического творчества), последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.

Просвещение– духовное и культурно-эстетическое развитие личностис применением навыков сценического творчества.

Образование –интеллектуальное развитие личностис помощью, с применением навыков сценического творчества.

Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.

Наши рекомендации