Режиссура современного урока
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Дисциплина
РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Преподаватель Н.И. Курсевич
Москва
2017 г.
«Режиссура современного урока» как понятие, сопоставление параметров дидактики и режиссуры
РЕЖИССЁР
(Мужской род.)Художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки.
Определенияот «ПРАВИТЬ»:
Режиссёрдраматического театра, на основе собственной интерпретации литературного первоисточника руководящий работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведение ставится на сцене, объединяющий усилия актёров, художника-декоратора, композитора и других участников спектакля, является режиссёром-постановщиком (иногда именуется просто постановщиком).
Режиссёром-педагогом называется ближайший творческий помощник режиссёра-постановщика, который в пределах разработанного им плана постановки ведёт повседневную репетиционную работу.
Менее ответственные задания режиссёра-постановщика в процессе подготовки спектакля выполняет режиссёр-ассистент, или ассистент режиссёра.
Режиссёр драматического театра, руководящий творческой работой коллектива, определяющий ту общую задачу, ради которой произведения ставятся на сцене, объединяющий усилия режиссёров-постановщиков театра, актёров труппы, художников-декораторов, композиторов спектаклей и других участников творческого процесса деятельности коллектива театра, является главнымрежиссёром театра.
Режиссура,
Её основные категории
Режиссура– творческо-организационная деятельность руководителя процесса создания сценического действа, направленная на достижение высокого результатаэстетического, морально-нравственного, педагогического, психотерапевтического, духовного воздействия посредством сценического произведения, созданного творческим коллективом.
Категории режиссуры как категориидидактики
Режиссуракак категория дидактики – часть педагогической деятельности, занимающаяся исследованием психологии личности, межличностных отношений (взаимоотношений в социуме), решающая ряд проблем обучения и образованияпосредством сценического творчества.
Само слово – режиссура– произошло от[фр. regisseur <лат. regere править, управлять].
К задачам режиссуры
(как категории, части дидактики) относятся:
проблемы разработки целей, содержания и методов обучения с использованием навыков сценического творчества;
принципы организации учебно-творческого процесса с использованием навыков сценического творчества вучреждениях;
соответствие содержания учебного процессас использованием навыков сценического творчества обобщённым характеристикам субъектов обучения(при реализации сверхзадачи и сверх-сверхзадачи сценического процесса) и т. д.
Соответственнорежиссура (как часть дидактики)является категорией, частьюнауки об обучении и образовании, занимающейся исследованием целей и задач, о содержании и организации методов этих процессов.Однако (в отличие от дидактики)режиссура охватывает не всё связанное с процессом обучения, не на всех уровнях и не по всем направлениям.
Как и общая дидактика, режиссура (часть дидактики) в целом занимается исследованием общих целей, задач, закономерностей и результатов обученияс использованиемнавыковсценического творчества.
Существуют,каки частные дидактики, так и частные направления режиссуры,занимающиеся проблемами, например, конкретных сценических жанровс учётом их специфики.
Режиссура (как часть дидактики) выполняет и теоретическую, и практическую функции, что объясняется распространением её деятельности на теоретическую и практическую стороны обучения с использованием навыков сценического творчества.
К основным категориям режиссуры (как части дидактики)относятся следующие параметры
творческого процесса обучения:
цель, содержание, организация, формы, методы, преподавание, обучение- категории, обусловленные режиссёрской и актёрской (т. е. педагогической)деятельностью;
средства, учение - категории, обусловленные режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью в тесной зависимости от способностей зрителей как учеников(учеников как зрителей), предлагаемых обстоятельств и технического оснащениясценической, учебной деятельности;
знания - категория, обусловленная прежде всего деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), получающих знания;
умения- категория, обусловленная режиссерской и актёрской (педагогической) деятельностью, деятельностью зрителей как учеников (учеников как зрителей), направленная на результаты обучения в процессе сценического (педагогического)сотворчества;
результаты обучения, просвещение, образование, навыки - категории, обусловленные сценическим процессом, направленные на педагогические результаты сотворчестваи т.д.
Цель – предмет стремления системы обученияс использованием навыков сценического творчества, определяющий все стороны её построения, видоизменения и модернизации, являющийся критерием целостности этой системы.
Содержание – внутренняя система всего того, чем необходимо овладеть и научиться пользоваться учащимся (актёрам, зрителям),что целенаправленно влияет на формирование личности.
Организация – построение процесса сценического (педагогического) сотворчествав виде упорядоченной, согласованной системы, направленной на эффективное решение поставленных задач.
Форма – способ организациитворческой, учебной деятельности с учётом специфики сценического жанра,направления обучения,его локальных целей и задач, возрастных особенностей зрителей как учащихся, уровня их подготовки;
Метод –способ решения задач и достижения цели обучения в творческом процессе педагогического взаимодействия.
Обучение – творческое взаимодействиережиссёра-педагога с актёрами-учениками, а также режиссёров, актёров как педагогов со зрителями-учениками,направленное на достижение поставленной цели.
Преподавание – организованная и целенаправленная деятельностьрежиссёра-педагога,актёра-педагога,направленная на достижение обозначенных целей, создание им условий, обеспечивающих восприятие и усвоение информации и, как следствие, формирование знаний, умений и навыков, а также способности их практического применения (в адрес артистов и зрителей).
Средство – всё то, что помогает осуществлятьтворческий, учебный процесси то, без чего его осуществление было бы невозможно: личные и профессиональные качества режиссёра-постановщика, режиссера-педагога, актёров как учащихся (с одной стороны), как педагогов для зрителя (с другой стороны); пьес как учебных пособий;декораций и сценических костюмов как наглядный материал, оборудование учебного заведения,театра как просветительского, обучающего заведения.
Учение – реализацияактёрами, зрителями как учащимся процесса самообучения и самообразования на основе информации, полученной в процессе обучения (при создании, просмотре спектаклей), и, как результат, формирование новых систематизированных знаний, навыков и умений.
Знания – теоретическая часть изученного материала, мысли, идеи, умозаключения, возникшие у человека (актёра, зрителя) в процессе обучения (при создании, или зрительском восприятии сценического произведения).
Умения –практическое применение усвоенного материала, владение методами и способами видовпрофессиональной (сценической, педагогической)деятельности.
Результаты – степень реализации намеченной цели, уровень, достигнутый актёрами, зрителями как учениками в направлении производимого обучения(посредством сценического творчества), последствия процесса обучения в профессиональном и личностном смысле.
Просвещение– духовное и культурно-эстетическое развитие личностис применением навыков сценического творчества.
Образование –интеллектуальное развитие личностис помощью, с применением навыков сценического творчества.
Навыки – прочно устоявшиеся умения, многократно отработанные на практике, характеризующиеся высоким уровнем качества и результативности сценической деятельности.
Режиссёр в XX веке
Если в Западной Европе и в XX веке могли спорить о том, кто важнее в драматическом театре, то в России Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, изначально опираясь на опыт Л. Кронека и А. Антуана, сделали режиссёра-профессионала безоговорочно главной фигурой. В России режиссёрский театр утверждали их многочисленные ученики: Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Лаврентьев, Алексей Дикий, Алексей Попов, Андрей Лобанов и многие другие; в дальнейшем — ученики учеников: Константин Тверской, Николай Охлопков, Георгий Товстоногов…
В западноевропейском театре были свои выдающиеся режиссёры, прежде всего Макс Рейнхардт и Эрвин Пискатор; режиссёр и драматург ещё раз объединились в лице Бертольта Брехта. Вместе с тем многие выдающиеся режиссёры, в том числе Б. Брехт и М. Валлентин в Германии, Луи Жуве и Жорж Питоевво Франции, испытали на себе влияние русского театра.
В театре XX века при постановке спектакля всё уже подчинялось режиссёрскому замыслу, который предполагает интерпретацию пьесы в целом и каждого отдельного персонажа, определение необходимых для данной пьесы особенностей актёрского исполнения, решение спектакля в пространстве (разработку мизансцен) и во времени — определение его ритма и темпа; нередко режиссёр брал на себя и художественное оформление спектакля, особенно если по другой своей профессии он был художником, как, например, Николай Акимов; в других случаях определял принципы художественного оформления вместе с художником, музыкального — с композитором.
Участие в создании спектакля спонсора (продюсера) могло существенно ограничить свободу режиссёра, в частности в выборе актёров; в остальных случаях назначение исполнителей также входило в компетенцию режиссёра-постановщика. Театральная революция, совершившаяся в конце XIX века, выдвинула, по словам Анатолия Смелянского, «личность режиссёра как художника-творца, маркировавшего все компоненты зрелища».
При этом и в рамках режиссёрского театра взаимоотношения режиссёра с актёрами могли быть различными. Говоря о крупнейших режиссёрах советского театра периода расцвета (50—70-х годов), С. Бушуева отмечала, что, например, Г. Товстоногов, как художник эпического плана, при отсутствии выраженного режиссёрского голоса, властно направлял спектакль, подчиняя игру каждого ансамблю, позволяя актёру «тот максимум самопроявления, который возможен в рамках эпической структуры».
Олег Ефремов в «Современнике», всегда оставаясь лидером, растворился в коллективе своих актёров: «Это было актёрское братство, монастырь, коммуна, где даже личностное начало каждого выступало в виде ощущения общей причастности к поколению», — в известном смысле ефремовский «Современник» можно было назвать «саморегулирующимся художественным организмом».
Анатолий Эфрос был лидером иного склада: «Он не только тщательно отбирал созвучных себе актеров… Он целенаправленно культивировал определенные черты каждой художественной личности, концентрируя их в маске, вбирающей в себя сущностное начало актёрской индивидуальности».
Юрий Любимов, напротив, в полной мере оставаясь «автором спектакля», предоставлял своим актёрам полную свободу самовыражения,в пределах точного режиссёрского замысла оставлял им широкие возможности для импровизации.
Режиссёр в XXI веке
Коммерциализация театрального дела, с конца XX века охватившая и бывшее пространство СССР, в значительной мере возвращает театр к до-режиссёрским временам. Как отмечает французский театровед Патрис Пави в «Словаре театра», потребность сцены в режиссёре периодически оспаривается другими участниками театрального процесса: актёр, если он «звезда» и публика ходит на него, требует свободы от тиранических указаний режиссёра-постановщика; художник сцены желает без посредника вовлечь в своё игровое пространство и актёров, и публику; театральный «коллектив» отказывается признавать ранжирование в труппе, берёт на себя заботу о спектакле и предлагает коллективное творчество; наконец, антрепренёр, продюсер или спонсор стремится подчинить и выбор репертуара, и трактовку произведений, и распределение ролей коммерческим интересам, что неизбежно превращает режиссёра в фигуру зависимую и в конечном счёте второстепенную.
ГЛОССАРИЙ
Атмосфера педагогического общения [от греч. аtmos — пар + сфера] — настрой участников педагогического процесса и тон взаимоотношений между ними, опосредуемые всей предметно-пространственной средой общения.
Ведущий — общее название для центральных профессиональных фигур в сфере образования: педагога, преподавателя, учителя, воспитателя, тренера и др.
Вдохновение — состояние творческого подъёма, прилива творческих сил, ведущее в педагогической деятельности к возникновению или реализации творческого замысла занятия, новых идей, увлечённости и полной отдаче при педагогическом взаимодействии с учениками.
Взаимодействие педагогическое — личностный контакт воспитателя и воспитанника(-ов), в результате которого происходят взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. Воздействие педагогическое — начальный этап педагогического взаимодействия, определяющий его последующий характер и призванный способствовать переводу ребёнка на позицию субъекта, который может самостоятельно и осознанно производить выбор. Понимание взаимодействия педагогического как тонкого и искусного прикосновения к личности воспитанника существовало с древности, однако отождествление взаимодействия педагогического с манипулированием личностью долгое время не способствовало утверждению и использованию этого термина в педагогической науке.
Выразительность педагогического поведения — средство педагогического общения, суть которого — в умении убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, переживания, настроения педагога при решении педагогических задач.Выразительность педагогического поведенияпозволяет отчётливо обозначить для учащихся многообразные оттенки чувств, отношений, оценок.
Драматизация в обучении и воспитании [<греч. Drama - действие] — разновидность активного обучения и воспитания, которая заключается в инсценировании, разыгрывании по ролям содержания учебно-воспитательного материала. Объектом обыгрывания могут являться любые живые и неживые предметы, явления, феномены, выступающие фрагментами содержания образования. Драматизация не обязательно предполагает наличие сценического пространства, постановочной атрибутики, костюмов, чётко прописанного сценария и репетиций. Драматизация направлена на создание условий для образного выделения, понятийного акцентирования отдельных элементов содержания образования, которые позволяют включить знания в эмоциональный опыт, пережить их внутренне.
Импровизация педагогическая [фр. improvisation <лат. Improvisus непредвиденный, неожиданный, внезапный] — компонент педагогической деятельности, который заключается в оперативном оценивании педагогом ситуации педагогического взаимодействия, принятии решения без развёрнутого логического рассуждения и органичном воплощении решения в общении с учащимися.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности [фр.style <греч. stylos палочка с острым концом для писания на вощенных досках] — средства и способы педагогической деятельности и общения (система приёмов, склад мышления, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов), характерные для определённого педагога, определяющие самобытность его способов самовыражения и неразрывно связанные с системой его взглядов и убеждений. Черезиндивидуальный стиль возможности педагога реализуются наиболее полно.Индивидуальный стиль невозможно заимствовать или тиражировать, он определяется свойствами личности и организма, типом нервной системы и темпераментом.
Интрига педагогическая [фр. intrigue <лат. Intricare запутывать] — педагогическое средство возбуждения интереса учащихся к учебно-воспитательному процессу, которое заключается в увлечении учеников темой, проблемой, способом подачи материала, его организацией, стилем общения и определяет отношение учеников к уроку, предлагаемому для осмысления материалу, учителю, соученикам.
Искусство педагогическое — совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенное с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией, нравственно-эстетическим отношением к жизни, глубокой убежденностью и твёрдой волей. В выражение «педагогическое искусство» вкладывается двойной смысл: то, что данный род деятельности осуществляется на высоком профессиональном уровне, и то, что сам процесс деятельности вызывает у воспринимающего чувство эстетического удовлетворения. Деятельность того педагога может быть названа педагогическим искусством, для которого труд — удовольствие, который обладает высоким мастерством в своей работе, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры, ценит бесценную возможность общаться и учить общению.
Композиция педагогического события [от лат. Compositi — составление, связывание] — взаиморасположение и взаимозависимость всех его элементов, обусловленные содержанием и характером, педагогическими целями и задачами и ведущие к логической и образно-эмоциональной завершенности формы и содержания.
Композиционное решение определяет согласованность работы всех субъектов педагогического взаимодействия, эффективность решения педагогической сверхзадачи. Наличие в композиции того или иного педагогического события завязки, кульминации, интриги увеличивает потенциал «поля напряжения», а с ним и интерес к происходящему.
Мизансцена педагогическая [<фр. miseenscene букв. установленное на сцене] — такое расположение участников педагогического процесса во время их совместной деятельности, при котором рисунок расположения указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы; композиционная единица педагогической партитуры.
К основным компонентаммизансцена педагогическая относятся: пространствомизансцена педагогическая — те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия педагога и учеников. Увидев это пространство, можно сделать вывод о том, каковы их взаимоотношения; центрмизансцена педагогическая — объект (субъект), несущий в себе ценностное содержание либо проявляющий его при всеобщем внимании; количество участниковмизансцена педагогическая; связи между участникамимизансцена педагогическая, которые проявляются в интонациях, жестах, взглядах, позах и т. п.; предметное сопровождениемизансцена педагогическая — элементы, наполненные информацией об отношениях.
Образ педагога — отражение педагога в сознании учащихся и других субъектов педагогического процесса, результат предварительного восприятия его личности; важный фактор воспитания учащихся. Образ педагога для детей довольно долго является эталоном «правильного» человека, образцом отношения к жизни и людям, увлекает, служит опорой для выбора поведения.
Партитура педагогическая [ит. partitura <лат. Partite - раздельно] — своеобразный сценарий педагогического действия, в котором отражена логика взаимодействия субъектов педагогического процесса.
Режиссура педагогическая [фр. regisseur <лат. Regere править, управлять] — наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным научно-художественным единством педагогического процесса; деятельность педагога по выстраиванию педагогического взаимодействия; инструмент педагога, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.
Сверхзадача педагогическая — стратегическая цель учебно-воспитательного процесса, которую ставит педагог, проектируя развитие учеников, проектируя учительский стратегический план.
Сверхзадача педагогическая позволяет понимать факты с точки зрения их перспектив, ставить творческие задания в адрес учеников в определённый научный, мировоззренческий, нравственный контекст. При различных вариантах реализации сверхзадачи педагогической её суть — в утверждении человеческого в человеке, в том, чтобы помочь ученику подняться над самим собой.
Театрализация в обучении [фр. theatre <греч. theatron место для зрелищ; зрелище] — разновидность активного обучения, суть которой — в инсценировке театральных представлений по учебному материалу во вне-учебное время с большим количеством участников, продолжительных по времени, с декорациями, костюмами и т. п. постановочными атрибутами.
Темпо-ритм педагогического процесса [от лат. tempus время и греч. rhythmos ритм, от rhео — теку] — степень напряжения и интенсивности его протекания, уровень интеллектуальной и эмоциональной насыщенности; временная и ритмическая динамика видов учебно-воспитательной деятельности, а также применения педагогических методов и приёмов, опосредуемая содержанием и характером педагогического взаимодействия, возможностями и особенностями его участников.
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Дисциплина
РЕЖИССУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Преподаватель Н.И. Курсевич
Москва
2017 г.
«Режиссура современного урока» как понятие, сопоставление параметров дидактики и режиссуры