Суммируем перечисленные особенности детей с общим недоразвитием речи, которые определят задачи коррекционной работы.
Дневник
воспитателя логопедической группы
(профиль группы) (номер группы или название)
Данные о воспитателях группы
фамилия фамилия
имя имя
отчество отчество
педагогический стаж стаж работы педагогический стаж стаж работы
в логопедической в логопедической
группе группе
домашний телефон домашний телефон
на 20 / 20 учебный год
Предисловие
Влюбой логопедической группе, как во всех группах компенсирующего вида, существует два направления работы воспитателя - коррекционно-развивающее и общеобразовательное,причём первое является ведущим.
Общеобразовательные задачи касаются самочувствия, обучения и воспитания дошкольников. К ним относятся: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение их интеллектуального и личностного развития; забота об эмоциональном благополучии каждого воспитанника; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития детей. Кроме того, воспитатель обязан следить за исправностью мебели, оборудования, игрушек в группе. Он же отвечает за состояние находящихся впомещении группы растений и животных. Никто, кроме воспитателя, не будет украшать группу к празднику, убирать на участке опавшие листья, сажать цветы, мастерить поделки к конкурсу ёлочных игрушек, готовить доклады на педсоветах и пр.
Все перечисленные обязанности воспитателя, характерные для общеобразовательных групп, влогопедических группах сохраняются полностью. Однако к ним добавляются те, которые связаны с коррек-ционно-воспитательным направлением. Обусловлено это тем, что исправление речевого и сопутствующих ему нарушений является основной целью работы педагогов в логопедической группе. Тем более, когда дело касается такого сложного и трудно устранимого дефекта, как общее недоразвитие речи. А группы с таким диагнозом в последнее время составляют подавляющее большинство среди всех логопедических групп. Каждому специалисту, работающему с детьми данной категории, важно помнить, что неполная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечёт за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой!
Тридцать лет работы с детьми данной категории, значительный опыт преподавания на курсах повышения квалификации работников образования, а также желание помочь коллегам в деле подготовки воспитанников к школьному обучению подвигли автора к написанию настоящего пособия. Оно рассматривает задачи, методы, формы и содержание коррекционной работы воспитателя в логопедической группе - вопросы, которые в специальной литературе освещены недостаточно.
Несомненно, работа с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения, кроме высокого профессионализма, требует от педагогов огромной ответственности, эмоциональных, душевных и физических затрат, терпения, творчества, любви ксвоему делу. Однако, помимо всего перечисленного, для эффективной работы необходимо немало специальных знаний! Мы постарались учесть многочисленные вопросы и пожелания воспитателей, высказываемые ежегодно на курсах повышения квалификации. По предложению воспитателей в книгу включены методические принципы планирования и проведения занятий, анкета для родителей, конспекты занятий по развитию речи, таблицы контроля за звукопроизношени-ем и пр. Заполняя минимальное количество таблиц, воспитатели имеют возможность наглядно фиксировать динамику различных психолого-педагогических особенностей дошкольников с нарушениями речи, работу с родителями и взаимодействие с логопедом группы.
Дневник объединяет в себе и, следовательно, заменяет большинство документов, которые необходимы воспитателю логопедической группы: тетрадь для вечерних заданий, сведения о родителях, планы собраний и открытых занятий, таблицу контроля за произношением и пр. Он позволит воспитателям сделать коррекционно-воспитательную работу с детьми более чёткой, системной, комплексной, результативной.
В Дневнике четыре части: памятка для перспективного планирования, материалы для ежемесячной коррекционно-воспитательной работы, памятка для работы с родителями, материалы для календарного планирования. Учитывая хроническую нехватку времени у воспитателя, мы представили максимальное количество информации в виде таблиц, советов, принципов, то есть материала, который удобен в пользовании.
Пособие предназначено для воспитателей логопедических групп различной направленности: для детей с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием на фоне общего недоразвития речи, дислалией и пр. Дневник, несомненно, заинтересует логопедов, заведующих и методистов детских образовательных учреждений, в которых имеются группы компенсирующего вида.
Надеюсь, что использование данного пособия поможет воспитателям и коллегам в их трудной, ответственной, но такой благодарной деятельности!
Успехов Вам!
Отличник просвещения, логопед высшей квалификации
Т. А. Ткаченко
Десять советов воспитателю логопедической группы
Для ребёнка, начавшего посещать логопедическую группу, многое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, порядки,т* нятия, необходимость «делать уроки» дома и пр. Незнакомая среда требует привыкания, адаптации малыша. В этом отношении первый месяц учебного года является и для детей, и для педагогов наи более сложным. У отдельных ребят нервное напряжение перерастает в конфликты, реакции неудовольствия, протеста. Иногда, как следствие психологической перегрузки, связанной с адаптацией, у ребятишек наблюдается даже невротическая рвота, потеря аппетита, агрессивность по отношению к сверстникам и т.п.
Важно помнить, что привыкание длится в среднем месяц,и при спокойной, комфортной обстановке в груцПе, доброжелательном, мягком отношении педагогов проходит без дополнительных мер воздействия.
Педагог, незнакомый с коррекционной работой, в случаяхнепослушания или конфликтности ребёнка выдвигает единственную причину: он плохо воспитан. Специалист, знающий проблемы коррекционной педагогики, представляет, что причин конфликтности может быть немало. Ими могут оказаться слишком строгий отец, недостаток внимания со стороны родителей, ссоры между ними, завышенные требования родственников, рождение в семье младших брата или Пестры и пр. То есть конфликтное поведение малыша является, как правило, его защитной реакцией, либо самым верным способом самоутверждения. Помимо названных причин, важно учитывать сведения о рождении и развитии ребёнка, а также его личностное и характерологические особенности.
Только суммируя указанные данные, а также результаты собственного изучения ребёнка, педагог може^ делать выводы о причинах детской конфликтности.
В логопедической группе важны не только профессионализм педагога,который будет участвовать в коррекционном процессе, но и его личностные черты.Эта значимость объясняется тем, что в дошкольном возрасте ребёнок наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Поэтому воспитателю важно быть для ребёнка примером и образцом подражания в словах, оценках, манерах, чувствах и поступках.
Дети с проблемами; в развитии, которые зачастую ранимы, обидчивы, повышенно эмоциональны, не должны опасаться плохого настроения воспитателя, его отрицательной оценки или наказания.
В связи со сказанным, существенную роль для воспитателя коррекционной группы играют следующие способности: правильно оценивать состояние ребёнка, его поступки, их причины; сопереживать ему, добиваясь расположения и взаимопонимания, а не подчинения.
Воспитание, кроме личного и прочих примеров, осуществляется педагогом посредством мер поощрения и порицания.От их выбора во многом зависит механизм становления личности ребёнка. Самостоятельно малыш не может оценить полезность или вредность не которых своих поступков. Всё, что поощряется взрослым, войдет в стереотип его поведения. Хвалить детей за любой даже самый незначительный положительный поступок следует искренне, радостно, громко, не жалея красок и эмоций. Тогда необходимость порицаний сведётся к минимуму. Задача профессионального педагога: поощряя или порицая воспитанников, приучить их к сознательной дисциплине, к следованию понятным, обоснованным и знакомым правилам.
День в детском саду начинается с утреннего приёма детей. От того,
как воспитатель встретит ребёнка,как продемонстрирует ему свою
радость, во многом зависит настроение малыша, его самочувствие и
даже работоспособность на занятиях. Прекрасно, если встреча с вос
питателем - это праздник для каждого ребёнка!
Ребёнок действует импульсивно, он не способен удерживать в памяти все перемены своего быстро меняющегося настроения. Самостоятельно анализировать свои прошлые поступки он ещё не в состоянии. Поэтому важно оценивать, поощрять или проявлять не довольство именно в момент совершения поступка,не откладывая оценку «на потом». Даже через короткое время у малыша может резко измениться настроение, раздражение или агрессия пройдут, забудутся, тогда порицание педагога окажется бессмысленным.
Важно помнить, что родители в коррекционной группе болезненно реагируют на замечания воспитателя по поводу поведения или успехов ребёнка.Поэтому, особенно в начале учебного года, следует отмечать всё положительное, даже мелочи, и по возможности не жаловаться на поведение ребёнка.
Говоря родственникам о плохих поступках ребёнка, воспитатель (взрослый опытный человек) расписывается в собственной беспомощности. Исключение могут составлять только болезненные, патологические проявления, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих. Что же касается трудностей в обучении, то их лучше фиксировать в специальной, индивидуальной, логопедической тетради, оформляя как задание для домашней работы.
В коррекционной группе, где уровень развития детей может резко отличаться, а нестандартность поведения - дело обычное, важна максимальная индивидуализация обучения ивоспитания. Учёт особенностей, способностей, возможностей ребёнка важно обеспечивать не только впроцессе индивидуальной работы, но и на каждом группо вом занятии. В педагогике вообще, а коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, религиозными воззрениями, моральными нормами, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к каждому проблемному ребёнку.
В логопедической группе особенно важен эмоциональный комфортдля каждого ребёнка. Ощущение и понимание собственной значимости, защищённости; того, что рядом взрослые, которые любят, ценят, помогут, научат, да ещё сделают всё это с радостью, обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у ребёнка возможностей.
Положительный эмоциональный климат в отношении воспитате ля к детям, в свою очередь, влияет на становление доброжелательных отношений между сверстниками. В обстановке дружеского расположения со стороны всех окружающих каждый ребёнок чувствует себя гораздо свободнее, увереннее и комфортнее.
В возрастной психологии нормально развитый ребенокв среднем дошкольном возрасте характеризуется следующими качествами: жизнерадостность, активность, живое воображение, заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, инициативность, полоролевое поведение (игры, занятия в соответствии с по лом). Важно помнить, что большая часть осложнений психического развития являются лишь отклонением от нормы, ане симптомом психических заболеваний. Как правило, выявленные осложнения можно скорректировать педагогическими мерами воздействия.
1.2. Задачи и содержание деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР
Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребёнка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты (составляющие) языковой системы.
К компонентам любой языковой системы относятся: фонетика(особенности звуков речи); лексика(словарный запас); грамматика(закономерности словоизменения, а также объединения слов в сочетания и предложения).
Недоразвитие речи у ребёнка может быть выражено в разной степени: от лепетной речи и полного отсутствия в ней предложений, до речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В настоящее время условно выделяют 4 уровняречевого развития (Т.Б. Филичева).
Первые два характеризуются глубокой степенью нарушения во всех указанных компонентах. На третьем и четвертом уровнях речевого развития (более высоких) остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Но в любом случае недостатки касаются всей системы языка, отсюда и название -общеенедоразвитие речи.
Помимо речи, у детей с общим её недоразвитием, как правило, оказываются нарушенными ряд процессов, теснейшим образом связанных с речевой функцией.
К ним относятся: внимание, восприятие, память, воображение, словесно-логическое мышление, артикуляционная моторика, пальцевая моторика.
Любой воспитатель, хотя бы одну смену отработавший в группе для детей с общим недоразвитием речи, отмечает свойственные им психолого-педагогические особенности.Нестандартность поведения таких малышей проявляется на занятиях, в игровой, бытовой ипрочей деятельности. Одни дети на занятиях быстро утомляются, начинают вертеться, разговаривать, могут встать и уйти в игровой уголок, то есть перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, а иногда не могут повторить задания педагога. В процессе общения между собой некоторые ребятишки обнаруживают: повышенную возбудимость, конфликтность, аг-
рессивность, негативизм (противодействие просьбам окружающих), драчливость, впечатлительность, ранимость и пр.Х)
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ
Логопед вписывает в обе таблицы определённую букву только тогда, когда поставлен (вызван) соответствующий ей звук. Например логопед вызвал у ребёнка звук С, закрепил его в словах, предложениях и рассказах. Однако в самостоятельной речи малыш по прежнему продолжает употреблять звук С неверно - высовывает язык при его произнесении. То есть пользуется дефектным, «межзубным» звуком С.
Очевидно, что контроль над правильным произнесением такого звука со стороны воспитателя и родителей необходим. Для фиксации внимания на вызванном звуке, логопед вписывает букву С в обе таблицы (в раздел свистящие). Это означает, что ребёнок может произносить указанный звук чисто и чётко. Таким же образом в таблицы заносятся другие вызванные логопедом звуки, к примеру: 3, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л и пр.
Мягкие звуки обозначаются с помощью мягкого знака: ЛЬ, РЬ, СЬ, ЗЬ и пр.
Ещё раз подчеркнём: для воспитателей и родителей написанная в таблицах буква означает то, что соответствующий ей звук ребёнок уже может произносить правильно. Если ребёнок в самостоятельной речи продолжает употреблять этот звук искажённо,нечисто, то произносительные ошибки необходимо исправлять. Воспитателю или родителю следует предложить ребёнку не только правильно проговорить слово, в котором звук был произнесён неверно, но и обязательно выделить в слове, произнести утрированнонедавно поставленный звук.
Мы разбили все звуки, которые могут искажаться в произношении детей, на 5 групп. Специалистам известно, что чаще всего неправильно произносятся детьми: свистящие (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц), шипящие(Ш, Ж, Ч, Щ), а также сонорные звуки (Р, РЬ, Л). Звуки: ЛЬ, Й, Т,Д, ТЬ,ДЬ, К, Г,Х,Би пр., которые искажаются реже, из-за лёгкости их произнесения, мы назвали «простыми».
Таблица 10(для воспитателей) помещается на видное место в группе.
Таблица 11(для родителей) помещается на видное место в раздевалке.
Так как контроль над произношением со стороны воспитателей и родителей целесообразно начинать в старшей группе не раньше второй половины учебного года, мы расположили таблицы в Журнале на уровне января.
Контроль воспитателей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи
Таблица 10
Фамилия, имя ребенка | Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом | |||||
№ | Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) | Свистящие | Шипящие | Р,РЬ | Л | |
б | ||||||
Контроль родителей за звукопроизношением детей в самостоятельной речи
Таблица 11
№ | Фамилия, имя ребенка | Звуки, вызванные или автоматизированные логопедом | |||||
Простые (ЛЬ, Й, ТЬ, ДЬ и пр.) | Свистящие | Шипящие | Р,РЬ | Л | |||
/ |
2.13.1. Оценка динамики психолого-педагогических особенностей дошкольников
Нам представляется, что к концу первого года обучения очень важно проанализировать динамику всех выявленных в начале обучения психолого-педагогических особенностей детей.
Данные сравнительного анализа мы рекомендуем занести в таблицу 16 и познакомить с ней родителей. Такое знакомство, на наш взгляд, позволит родителям почувствовать и понять как неформально, серьёзно, вдумчиво и заинтересованно относятся воспитатели к своим обязанностям! Для каждой матери приятным открытием может оказаться то, что воспитатели группы не просто занимаются или играют с её малышом, а рассматривают его как неповторимую индивидуальность, с любовью и старанием отмечают в нём каждую чёрточку, каждую особенность.
В то же время, знакомство с данными таблицы 16, может иметь для родителей и чисто практическое значение. К примеру, воспитатели в ходе оценки особенностей ребёнка (по перечню параметров, данных на стр. 11-12), убеждаются, что у него на май сохранились: замкнутость, утомляемость, робость, раздражительность, капризность и пр. Оставить без внимания указанные особенности, значит, проигнорировать те стороны физического и психического развития ребёнка, которые могут существенно повлиять на успешность дальнейшего обучения. Отсюда вывод - нужно принимать срочные меры: консультироваться со специалистами, дополнительно заниматься летом, серьёзнее относиться к здоровью малыша и пр. То есть таблица может оказаться тем последним аргументом, тем побудительным мотивом к действиям родителей, добиться которых другими мерами не удавалось.
По нашему мнению, и для самих воспитателей заполнение такой таблицы также окажется полезным. Представьте, что у некоторых детей группы на начало учебного года отмечалось по 5-6 серьёзных особенностей, требующих коррекции. А к концу года осталось по 1-2, да и то незначительных! Думаю, что в подобном случае, каждому педагогу приятно будет лишний раз почувствовать профессиональную гордость, самоуважение, радость от прекрасно выполненной работы!
Заполнить таблицу необходимо в течение мая, то есть последнего месяца учебного года. При
заполнении, для экономии времени и удобства записи, предлагаем пользоваться условными
обозначениями (см. стр. 11-12).
Таблица 16
№ | Фамилия, | имя ребенка | Дата поступления в группу | Результаты обследования детей в сентябре1* | Особенности, требующие коррекции в мае2) |
1] Перенести обозначения из таблицы 3 (стр. 11-12).
2) Записать условные обозначения в соответствии с пояснениями к таблице 3 (стр. 11-12).
I Часть3
(____ Памятка для работы с родителями______ |
3.1. Роль семьи в коррекционно-воспитательной работе с дошкольниками
Обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьёй.Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье.
Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах.Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в них возможна только в результате комплексного подхода,то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника.
Необходимо отметить, что работа воспитателя с родителями осуществляется в гораздо большем объёме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически, а воспитатель ежедневно, утром и вечером.
Анкетирование родителей
Немалую роль в совместной, комплексной работе педагогов и семьи может сыграть анкетирование родителей в начале учебного года.С помощью анкет воспитатели группы узнают сведения о детях, которые помогают скорейшей их адаптации, а также более успешному взаимодействию с ними (бланки для анкет мы предлагаем ниже).
Определяющая роль родителей
По мнению автора, в системе коррекции такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи, именно родителям следует отвести определяющую роль.
Представим такую картину. Педагоги группы ежедневно с большим старанием и терпением занимаются с ребёнком, пытаясь исправить все имеющиеся у него нарушения. В то же время родители не интересуются успехами и трудностями малыша, не спрашивают ни у него, ни у педагогов о результатах обучения, взаимоотношениях со сверстниками, домашних заданиях и пр. Они отказываются закреплять дома полученные в детском саду знания и навыки. При таком положении все старания педагогов оказываются равноценны «ношению воды решетом». Главное - ребёнок сразу почувствует, что маму с папой его успехи не интересуют, значит, и ему нет смысла напрягаться! В подобных случаях родители не только становятся пассивными наблюдателями за титаническими усилиями работников группы по обучению и воспитанию ребёнка, но и значительно тормозят познавательную активность собственного сына или дочери. Такое положение недопустимо!
Если родители сами не в состоянии правильно оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то воспитателям следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.Логопеду и воспитателям группы чрезвычайно важно разъяснить родителям, особенно матери, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Естественно, при указанном подходе, ни с логопеда, ни с воспитателей не снимаются их профессиональные ответственность и обязанности. Просто в отношениях педагоги группы - родители несколько меняются акценты.
Ф.И.О. матери, отца (лиц, их заменяющих) | ||||||||||||||
Возраст | ||||||||||||||
Образование | ||||||||||||||
Место работы, должность, раб., моб. тел. | ||||||||||||||
Домашний адрес телефон | ||||||||||||||
V* |
Полезные пособия
Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет применение авторских пособий«Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника», «Коррекция нарушенной слоговой структуры речи. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет», «Формирование лексико-грамматических представлений. Альбом дошкольника» , «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника». Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Применяя Альбомы, рассчитанные на коррекцию всех возможных параметров работы с детьми, воспитателям нет необходимости объяснять задания, переписывать их для родителей, пояснять многочисленные термины и понятия.
Каждый Альбом имеет теоретическую и практическую части, снабжён картинками, содержит новаторские подходы и приёмы, которые позволяют эффективно воздействовать на совершенствование соответствующего компонента языковой системы дошкольника. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью.
Достаточно, чтобы родители приобрели названные Альбомы дошкольника(адрес магазина указан на обратной стороне обложки) и держали их дома. Логопеду группы остаётся только регулярно сообщать родителям название соответствующего Альбома и номера упражнений, которые необходимо отработать с детьми.
Соответствующие записи лучше всего делать в Логопедической тетради,которую логопед заводит на каждого ребенка в начале учебного года.
Собрания и открытые занятия
Важным элементом стратегии общения с семьёй являются собрания и открытые занятия.На них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.
Современный родитель естественно не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Воспитателю важно так построить свои сообщения (консультации), чтобы они были не формальными, а по возможности привлекали родителей к обсуждению проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества.
Полезно объединить открытое занятие и консультацию. Проводить её, в зависимости от темы, следует воспитателю или логопеду.
Наиболее актуальные темы для консультаций воспитателя: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание в семье», «О воспитании детской самостоятельности», «Что такое нравственность и как её воспитывать?», «Что читать ребёнку?» , «Игрушки полезные и вредные», «Путешествие в удивительное царство природы», «О доверии к окружающему миру», «Надо ли учить ребёнка «давать сдачи» и пр.
На открытых занятиях, регулярно проводимых в группе, каждый родитель имеет возможность не на словах, а на деле убедиться в успехах своего ребёнка, сравнить их с достижениями других детей, а также оценить имеющиеся трудности.
Виды занятий, показываемых в течение двух-трех лет обучения ребёнка в группе, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их полностью.
3.3. Сведения о членах родительского актива
№ | Ф.И.О. Члена родительского комитета | Место работы, должность | Номера телефонов (раб., дом., моб.) |
3.4. Проведение собраний и открытых занятий
в груППе Таблицам
Месяц учебного дня | Тематика собраний и открытых занятий в группе | Дата |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
Декабрь | ||
Январь | ||
Февраль | ||
Март | ||
Апрель | ||
Май |
3.5. Анкетирование родителей
В самом начале учебного года, при поступлении детей в группу, воспитатель раздаёт родителям каждого воспитанника по экземпляру Анкеты для родителей (см. в конце книги на стр. 55). После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые \ анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе.
I Часть 4 I
Материалы для календарного планирования
4.1 .Особенности планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи.
Опытным педагогам известно, что в группах для детей с общим недоразвитием речи, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.
Выработкой, апробацией и уточнением системы логопедических занятий по развитию связной речиавтор занималась в течение 30 лет. Эта система подробно освещена в пособии «Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника».
Многолетний опыт работы с детьми данной категории убедил автора в том, что занятия воспитателя по развитию речитакже необходимо проводить по особой системе.Перечислим основные её положения.
Отличительные особенности занятий воспитателя по развитию речи (группы для детей с ОНР):
1) проведение занятий в рамках определённых лексических тем,
2) изменение задач и содержания занятий,
3) максимальное обеспечение всех занятий наглядным материалом ( в том числе схемами, опорными сигналами, картинками-символами и пр.)
4) уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах,
5) использование определённой последовательности в видах рассказывания.
Остановимся на них подробнее.
~~ I Занятия по развитию речи в течение одного месяца рекомен-
р^ д ниедуется проводить в рамках 2-4 лексических тем.
занятии в рамках-^ примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть
определенныхтемы, наиболее близкие и доступные ребёнку с ограниченными ре-лексических темчевымивозможностями: «Частитела», «Умывальныепринадлежности» , «Игрушки». В декабре, естественны темы: «Начало зимы» и «Новогодний праздник», а в мае «Поле, лес, луг» и т.п.
Такая концентрация внимания и восприятия детей на двух-<