I.2.1. Идентифицируем критерии, показатели
Уровни сформированности компетенции
Отдельные теоретические положения, предложенные вниманию Читателя выше, проиллюстрируем примерами и рекомендациями. Начнем с первой важной позиции: что из уже разработанного можно идентифицировать как критерии, показатели, уровни сформированности компетенции. Обратимся к примеру.
Список профессиональных компетенций, обозначенных в ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (моно-профиль), начинается с ОПК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. В пользу того факта, что измерять необходимо не только освоение компетенции в целом, но и промежуточные состояния (результаты обучения), свидетельствует оценка содержания компетенции. Кроме того, известно, что мотивация, профессиональная идентичность, осознанное отношение к профессии, высокая оценка значимости избранной профессиональной деятельности в течение всего периода обучения могут меняться, в том числе на отдельных этапах обучения снижаться (например, снижение мотивации к третьему году обучения). Значение имеет сам процесс, его динамика, которую можно и нужно замерять не единожды.
В этом контексте понятны утверждения специалистов, обосновывающих целесообразность перехода системы образования на компетентностно-формирующую модель подготовки. Они, в частности, обращают внимание на то, что в этой модели контроль и оценка должны носить не собственно контролирующий характер (поиск ошибок и недочетов с последующим порицанием/наказанием), а развивающий (формирование представления об уровне освоения чего-либо с целью определения направления, способов дальнейшего продвижения). Развивающий характер контроля и оценивания сложно обеспечить, ориентируясь только на конечный результат (компетенцию). Необходимо видеть промежуточные шаги (результаты обучения), а также индикаторы (критерии и показатели), которые позволят оценить достижения.
Обратимся к внутренним локальным актам и методическим материалам ВГПУ. Целостное представление о компетенции и программы ее формирования дают матрица компетенций конкретной основной образовательной программы, программа формирования компетенции, паспорт компетенции, программы учебной дисциплины.
Опираясь на паспорт компетенции, можно составить представление о критериях и показателях формирования компетенции, уровнях сформированности компетенции (рис. 1).
Критерии Уровни сформированности
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
Показатели
Рис. 1. Структура паспорта компетенции
Согласно принятой в ВГПУ логике, каждая компетенция оценивается по критериям когнитивному («знает»), деятельностному («умеет»), критерию опыта деятельности («владеет»).
Каждый критерий представлен несколькими показателями. Для компетенции ОПК-1 базовая таблица паспорта компетенции выглядит следующим образом (таблица 2).
Показатели, с одной стороны, конкретизируют критерии (по горизонтали); с другой стороны, описывают уровень сформированности компетенции с учетом как отдельных, так всей совокупности критериев (по вертикали).
Таблица 2
Паспорт компетенции ОПК-1
Структура компетенции | Основные признаки по уровням сформированности компетенции | |
Базовый | Повышенный | |
Знает о социальной природе и значимости своей будущей профессии, о необходимости мотивированной профессиональной деятельности | - характеризует социальную природу и значимость своей будущей профессии | - аргументирует социальную значимость своей будущей профессии в дискуссионных ситуациях и повседневной жизнедеятельности |
- информирован о необходимости и сущности мотивации профессиональной деятельности | - наполняет личностными смыслами информацию о необходимости и сущности мотивации профессиональной деятельности | |
Умеет находить и использовать доказательства социальной значимости своей будущей профессии, необходимости мотивации к осуществлению профессиональной деятельности | - находит и использует в учебных ситуациях доказательства социальной значимости своей будущей профессии, необходимости мотивации к осуществлению профессиональной деятельности | - находит и использует в повседневной жизнедеятельности доказательства социальной значимости своей будущей профессии, необходимости мотивации к осуществлению профессиональной деятельности |
Владеет методами и приемами популяризации и укрепления социальной значимости своей будущей профессии; поддержки собственной мотивации к осуществлению профессиональной деятельности | - демонстрирует владение методами и приемами популяризации и укрепления социальной значимости своей будущей профессии | - совершенствует и развивает владение методами и приемами популяризации и укрепления социальной значимости своей будущей профессии |
- определяет и поддерживает мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности в учебных ситуациях и при решении профессиональных задач | - рефлексирует и корректирует собственную мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности |
Так, для критерия «знает…» соответствие базовому уровню констатируется, если студент характеризует социальную природу и значимость своей будущей профессии, информирован о необходимости и сущности мотивации профессиональной деятельности.
Для достижения уровня «знает… на повышенном уровне» студенту необходимо аргументировать социальную значимость своей будущей профессии в дискуссионных ситуациях и повседневной жизнедеятельности, наполнять личностными смыслами информацию о необходимости и сущности мотивации профессиональной деятельности. Показатели по каждому критерию необходимо диагностировать, используя различные средства контроля и оценивания, в ходе текущего и промежуточного контроля.
Кроме того, каждый уровень сформированности (в нашем случае это неизменно «освоил компетенцию на базовом уровне», «освоил компетенцию на повышенном уровне») можно описать комплексно, что важно для итогового контроля (итоговой государственной аттестации).
Приведем пример комплексного описания: вывод о том, что студент освоил компетенцию ОПК 1 «осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» на базовом уровне можно сделать, если он:
- характеризует социальную природу и значимость своей будущей профессии;
- информирован о необходимости и сущности мотивации профессиональной деятельности;
- находит и использует в учебных ситуациях доказательства социальной значимости своей будущей профессии, необходимости мотивации к осуществлению профессиональной деятельности;
- демонстрирует владение методами и приемами популяризации и укрепления социальной значимости своей будущей профессии;
- определяет и поддерживает мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности в учебных ситуациях и при решении профессиональных задач.
В отличие от текущего и промежуточного контроля, где достаточно использовать арсенал существующих методов, средств и приемов контроля и оценки, целесообразно разрабатывать комплексные. С их помощью можно проверить наличие данных показателей (всех сразу либо нескольких) в профессиональной подготовке студента.