Принципы воспитания и их реализация
Известно, что принципы воспитания — это положения, вытекающие из целей воспитания и из природы воспитания. Это общие руководящие положения, требующие «последовательности действий, высокой степени общения», «принцип — мостик из теории в практику»1.
Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития осуществляется по тем же принципам, что и нормально развивающихся учащихся, но наряду с общими принципами имеются коррекционные принципы воспитания.
В условиях специального образования и воспитания принципы могут быть реализованы, если воздействие на испытуемого осуществляется систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно. Необходима программа воспитания, должны быть определены ее общие и конкретные задачи, учитываться психофизические особенности данной категории детей.
Имеющаяся программа, ее содержание и конкретные направления воспитательной работы помогают раскрыть общие и коррекционные задачи воспитания.
Основными направлениями воспитательной работы являются:
- формирование у учащихся гражданских и нравственных качеств, сознательной дисциплины, социальной и правовой защищенности;
- создание условий для нормального физического развития и укрепления здоровья;
- формирование у учащихся чувства прекрасного и на этой основе развитие эстетических вкусов, взглядов, чувства красоты;
- развитие творческих возможностей, умений общаться и быть «признанным» как личность;
- расширение и обогащение личного кругозора, развитие умственных способностей.
Все задачи решаются специальной (коррекционной) школой VIII вида с учетом реальных возможностей конкретной группы учащихся, их психофизических особенностей. «Надо не смягчать трудности, вызванные дефектом, а направлять все усилия на его компенсацию»2.
Общепедагогические принципы, такие, как гражданская направленность воспитания, действенность, непрерывность, единство воспитательных воздействий, воспитание в коллективе, находят полную реализацию и в системе специального воспитания.
В качестве коррекционных, на наш взгляд, можно выдели следующие принципы:
1 Пидкасистый П. И. Педагогика. — М, 1996. - С. 383.
5 Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. — Киев, 1985. — С. 144.
_ оптимистическая перспективность воспитательного процесса;
коррекиионно-развивающий характер воспитания;
_ комплексный подход и продуктивное воздействие на учащегося, воспитанника;
-индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания;
_ требовательность, сочетаемая с уважением к личности.
Практическая реализация всех перечисленных выше принципов предполагает комплексный подход к учащемуся и воспитанию в целом.
Остановимся на отдельных принципах коррекционного воздействия.
Оптимистическая перспективность воспитательного процесса.
Сущность этого принципа заключается в опоре на положительное в ребенке. Воспитатель в процессе своей деятельности и деятельности учащегося должен помнить несколько очень важных требований, которые можно сформулировать следующим образом: «замечай и не спеши», «лучше посоветовать, чем приказывать», «подчеркивай в ребенке хорошее, дай ему возможность подумать и исправиться».
Необходимо найти у ребенка положительные черты, развивать их.
Следует проявить исключительное терпение к нуждам и запросам ученика, суметь организовать его деятельность таким образом, чтобы ослабить отрицательное и возвысить положительное. Поступательное развитие воспитанника — это и есть перспектива на будущее.
Принцип коррекционно-развивающего характера воспитания предполагает исправление, сглаживание, ослабление недостатков психофизического развития и на этой основе создание условий, в которых ученик в состоянии проявить себя полноценной личностью.
В. П. Кащенко выделяет два вида коррекции — индивидуальную и групповую, последняя предполагает создание таких условии, в которых подросток с недостатками в развитии может проявить себя лучше, чем это было раньше, и беспрепятственно включаются в деятельность временно созданного или постоянно действующего коллектива1.
настоящее время выделяется несколько видов коррекции: учеб-
я> трудовая, социально-правовая, сенсорная, психологическая.
ажио, чтобы каждый воспитанник, включенный в систему
коррекционно-развиваюшего воспитания, занимал в ней место,
которое согласно его способностям и возможностям будет активным образом влиять на его личностные проявления.
СМ": Ка,Ченко В. П. Педагогическая коррекция. - М., 1946. - С. 26.
Мощным средством коррекционно-развивающего воздействия является трудовая деятельность. Именно в процессе труда создаются благоприятные условия для коррекции и развития сенсорных, мыслительных, психических, исполнительных функций, условия, в которых всякое действие регулируется чувствами и разумом. Происходит усвоение мыслительных операций, выбор самого действия, практические навыки переходят в интеллектуальные действия.
Однако воспитателю необходимо помнить, что труд оказывает положительное влияние лишь в том случае, если «он специально организован и тесно увязывается с коррекционными мероприятиями»1.
Принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных на учащегося, воспитанника.
Реализация этого принципа в процессе воспитания ученика с нарушениями интеллекта осуществляется в первую очередь:
- на основе глубокого анализа психолого-медико-педагогических данных, результативности всех форм воздействия на воспитанника;
- с помощью коррекционных средств, в результате которых происходит положительная динамика, осуществляется комплексное влияние на личность в целом.
В качестве важных Г.М.Дульнев (1972), И.Г.Еременко (1985) выделяют следующие требования к деятельности педагога:
- систематичность воспитательных воздействий;
- согласованность в деятельности учителя, воспитателя, родителей, школы;
- знание особенностей развития каждого ученика, индивидуальный подход к нему в процессе воспитания;
- соблюдение преемственности и последовательности в процессе воспитательной работы;
- нацеленность на положительный конечный результат.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода в про
цессе воспитания.
Сущность этого принципа заключается в том, что состав учащихся, воспитанников по своим психофизическим данным неоднороден. Один ученик включается в любое воспитательное воздействие, мероприятие, другой, наоборот, остается посторонним наблюдателем. Ввиду этого индивидуальный подход в процессе воспитания имеет немаловажное значение.
Педагог должен учитывать особенности, которые присуши о ■ дельной личности, такие, как уровень воспитанности, уровень понимания заданий, отношение к ним, возможность участия мероприятиях класса, группы. Выполнение режимных моментов
1 Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. — С. 197.
Поручений воспитательного характера, участие в тематических мероприятиях должны носить сугубо индивидуальный характер, а отбор их воспитатель осуществляет после предварительного анализа исходных данных путем включения конкретного индивидуума в разнообразную деятельность.
Если состав учащихся (воспитанников) более однороден, а речь идет о типологических различиях по отдельным показателям, например по уровню поведенческих расстройств, возможности участия в мероприятии, пониманию значимости выполняемого задания, целесообразно осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Воспитательная группа делится на типологические подгруппы, в которых в свою очередь можно выделить сильных, средних и вариативных учащихся, а по проявлению поведенческих расстройств — детей с повышенной двигательной активностью, повышенной утомляемостью (церебрастенический синдром), психопатоподобным поведением.
Каждая конкретная группа нуждается в различных формах воздействия.
Принцип требовательности, сочетаемой с уважением к личности.
Этот принцип мы относим к разряду коррекционных, поскольку он предполагает такие воспитательные воздействия, которые помогают ребенку осознать как свои положительные черты характера, так и недостатки. Предъявляя требования воспитаннику, необходимо довести до его сознания их правильность и целесообразность, указать пути устранения отклонений от нормы.
Если требования законны и понятны воспитанникам, они их легко выполняют. Требовательность должна основываться на уважении к личности воспитуемого. Дефект и условия, в которых прошло детство учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида, отразились на особенностях формирующейся личности. В значительной степени пострадали интересы, эмоции, характер, воля.
По мысли Л.С. Выготского, нет дефективного обучения, как и
воспитания; дефект не препятствие, он требует особого подхода.
необходимо помнить, что одновременно с дефектом возникают
компенсаторные возможности для преодоления его последствий.
зак ЛЬНИК ° наРУшением интеллекта развивается по тем же
онам, что и нормальный. Воспитателю необходимо приложить
Ни ^СИли,я аля развития его личности, проявить заботу и уваже-