Раздел П. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Глава 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Дошкольная олигофренопедагогика использует разнообразные методы — способы воспитания и обучения умственно отсталых детей и организации в этих целях их самостоятельной деятель­ности. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Одна­ко и сами методы, и их сочетание видоизменяются и дополняют­ся в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной ра­боты в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.

Методы по форме воздействия на ребенка бывают словесными и наглядными. И те и другие применяются в специальной до­школьной педагогике. Словесные и наглядные методы сочета­ются с практическими методами.

Словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, бе­седу, сообщение, описание события и т.п.

Наглядные методы — наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), т.е. организация чувственного опыта ребенка.

Практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (постановка практичес­ких и познавательных задач, организация дидактических игр и др.).

Как в общей, так и в дошкольной олигофренопедагогике ни один из этих методов не выступает изолированно. Они используются в сочетании. Соотношение методов на каждом данном этапе воспитания и обучения определяется уровнем развития детей и задачами, стоящими перед педагогом или воспитателем.

Принципы построения занятий

Специфика обучения в специальных дошкольных учреждени­ях заключается не только в том, как используются словесные, наглядные и практические методы, но и в самой организации учебного процесса.

Рассмотрим принципы построения занятий. Известно, что к началу обучения внимание умственно отсталых детей очень не­устойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом предмета. Следовательно, одним из принципов построе­ния занятий является частая смена видов деятельности, так как при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие. По мере обучения количество времени на каждый вид деятельности увеличивается, а количество видов деятельности уменьшается.

Другим принципом построения занятий является повторяемость программного материала.Умственно отсталым детям требуется зна­чительно большее количество повторений, чем детям с нормаль­ным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повто­рение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо, с одной стороны, для то­го, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а с другой — для формирования переноса полученных знаний на новые объ­екты и ситуации. На этой основе у детей возникают более обоб­щенные представления о предметах и явлениях окружающего ми­ра. Таким образом, следующим принципом построения занятий является обеспечение переноса полученных знанийна другой мате­риал. Чрезвычайно важным условием правильной организации занятий оказывается на первых годах обучения игровая формазанятий. С течением времени у детей должен сформироваться интерес к самой деятельности, а затем и познавательный интерес, что позволит уменьшить удельный вес игровой формы занятий.

Остановимся подробно на каждом из этих принципов.

Смена видов деятельности

На I году обучения умственно отсталые дети (дети пятого года жизни) могут продуктивно сосредоточивать свое внимание на одном предмете или на одном виде деятельности не более 5 ми­нут. Поэтому смена предметов, которые дети рассматривают или с которыми действуют, или смена самих действий должна про­исходить каждые 5 минут. На подготовительном этапе такую смену желательно производить каждые 3 минуты. Следовательно, если все занятие длится 15 минут, вначале оно должно включать в себя 5, а затем 3 вида деятельности. На III—IV годах обучения длительность занятий увеличивается — одно занятие может длить­ся 30—35 минут. К этому времени внимание детей, при правиль­ной организации коррекционно-воспитательной работы, стано­вится более устойчивым, произвольным. Дети могут уже доста­точно длительно заниматься одним видом деятельности (7—10 минут) в тех случаях, когда задачи, которые стоят перед ними, носят познавательный, мыслительный, речевой характер. В дру­гих случаях, когда задачи связаны с игровой, практической и продуктивной деятельностью — 10—15 минут. Здесь смена видов деятельности может производиться реже. Занятие должно состо­ять из 2—3 различных заданий.

Рассмотрим два примера.

I год обучения. Занятие по формированию элементарных мате­матических представлений.

Программное содержание: 1. Учить выделять «один» и «много» из группы однородных предметов по подража­нию. 2. Учить детей различать предметы по величине — боль­шой, маленький.

1. Выделение одного предмета из группы однородных пред­метов по подражанию. Игра «Посадим елки». Перед каждым ре­бенком на подносиках лежат 5 елок. У педагога также 5 елок и коробка с прорезями. Педагог говорит детям, что они будут «са­жать» елки. Он берет одну елку и вставляет в отверстие коробки. Затем говорит: «Все делайте, как я». Берет другую елку и подни­мает ее. Дети по подражанию делают то же самое. Педагог про­веряет, все ли взяли по одной елке, а затем дети по очереди «сажают» по одной елке в прорези коробки (5 мин).

Игра «Собери шишки». На полу группы раскладывается 10— 12 шишек. Педагог берет корзинку и набирает в нее 4—5 шишек. Показывает детям, что шишек в корзинке много. Вызывает 2 детей, дает им корзинки и предлагает собрать оставшиеся шиш­ки. В каждой корзинке набирается несколько шишек — «много» (3 мин).

2. Складывание двусоставной матрешки по подражанию дей­ствиям педагога.

На столах у детей стоят в собранном виде двусоставные мат­решки. У педагога также двусоставная матрешка, но большей величины. Педагог раскрывает свою матрешку и достает оттуда маленькую матрешку-вкладыш. Дети по подражанию делают то же самое. Педагог рассматривает вместе с детьми маленькую матрешечку, говорит: «Маленькая матрешка». Потом дети по подра­жанию педагогу вкладывают маленькую матрешку в большую и закрывают ее. Педагог обращает внимание детей на то, что те­перь у них в руках большая матрешка (4 мин).

3. Игра «Катание матрешек на машине». Педагог берет маши­ну с открытым кузовом и говорит детям, что матрешки хотят кататься. Ставит в кузов свою матрешку, дети по подражанию ставят своих матрешек и катают их в машине. Педагог обращает внимание детей на то, что матрешек в машине несколько — «мно­го» (3 мин).

IV год обучения. Формирование элементарных математических представлений.(Занятие проводится со всей группой.)

Программное содержание: 1. Продолжать учить детей осуществлять пересчет в пределах семи. 2. Учить соотносить количество разнородных предметов между собой с помощью пе­ресчета. Учить проверять правильность пересчета в практиче­ском действии. 3. Учить детей сравнивать предметы по длине — длинный, короткий.

1. Пересчет предметов. Педагог ставит в наборное полотно 5 красных кругов («Посчитай, сколько»). Под ними ставит 6 синих кругов («Посчитай, сколько»), затем выставляет ряд из 7 зеленых и пересчитывает их вместе с детьми, помогая им назвать новое итоговое число — 7. После этого педагог вызывает по одному ребенку и спрашивает: «Сколько тут красных кругов? Посчитай», «Сколько тут зеленых кругов? Посчитай» и т.п. (7 мин).

2. Игра «Домики». Дети под звук бубна бегают по комнате. На полу комнаты разложены обручи — «домики». По сигналу педа­гога («Дождь идет, бегите домой») дети должны встать в про­странство внутри обручей. Одному из детей педагог предлагает раздать всем детям в одном из «домиков» красные флажки. Ребе­нок должен пересчитать количество детей в «домике» и взять сразу столько же флажков. Педагог следит за тем, чтобы ребенок использовал счет для соотнесения предметов по количеству. Дру­гой ребенок должен раздать синие флажки детям из другого «до­мика». Игру повторить 2 раза (10 мин).

3. Игра «Кто скорее свернет ленту». У педагога две ленты, закрепленные одним концом на палочках. Одна из них — длин­ная, другая — короткая. Педагог предлагает двум детям соревно­вание, кто скорее свернет ленту. Естественно, что ребенок, у которого лента длиннее, оказывается в проигрыше. Теперь ему дают короткую ленту, а второму ребенку — длинную. Соответст­венно изменяются и результаты. После соревнования двух—трех пар дети уже понимают, что результат зависит от того, какая лента сворачивается быстрее — длинная или короткая. Они не хотят брать длинную ленту. Педагог обобщает полученные деть­ми знания: «Эта лента короткая, ее можно свернуть быстро, эта лента длинная, ее сворачивают долго». После этого он наклады­вает короткую ленту на длинную и еще раз проводит сравнение по длине (13 мин).

Наши рекомендации