Педагогический коллектив и его состав


Во главе педагогического коллектива стоит заведующий дошкольным учреждением. Под его руководством осуществляется коммунистическое воспитание детей. Воспитатели, сестры-воспитательницы являются центральными фигурами организации и проведения педагогического процесса с детьми в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
В дошкольных учреждениях с большим количеством групп в помощь заведующему назначается воспитатель-методист, имеющий, как правило, высшее дошкольное образование и стаж работы не менее двух лет. Воспитатель-методист направляет педагогическую работу воспитателей и способствует ее совершенствованию.
Музыкально-эстетическое воспитание детей осуществляется музыкальным руководителем, а также воспитателями.
Медицинское обслуживание обеспечивают врач и старшая медицинская сестра.
Главная задача руководителя дошкольного учреждения — возглавить педагогический коллектив, мобилизовать его на творческое претворение в жизнь решений Коммунистической партии и Советского правительства в области общественного дошкольного воспитания. Заведующий должен всю свою деятельность подчинить задаче создания слаженного, целеустремленного, творческого коллектива, способного успешно решать стоящие перед ним задачи. Такому коллективу присуще сознание своей причастности к общему делу строительства коммунизма, стремление совершенствовать учебно-воспитательный процесс, повышать эффективность методов воспитания и обучения детей.
В яслях-саду при 6—7 группах выделяется 0,5 ставки воспитателя-методиста; при 8 группах — одна ставка; в детском саду при 8—9 группах 0,5 ставки воспитателя-методиста, при 10 — 12 группах — одна ставка.

Воспитатель дошкольного учреждения


Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного воспитателя являются глубокое знание теории марксизма-ленинизма, педагогическое мастерство, активное участие в общественно-политической жизни страны.
Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в духе ленинских требований к педагогическим кадрам. «Теперь мы должны,— указывал В. И. Ленин,— воспитать новую армию педагогического учительского персонала, который должен быть тесно связан с партией, с ее идеями, должен быть пропитан ее духом...».
Н. К. Крупская всегда подчеркивала общественное значение труда воспитателя, призывала дошкольных работников жить интересами социалистического государства, вносить свой трудовой вклад в дело построения социализма в нашей стране.
Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед Родиной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту товарищей по работе.
Знание марксистско-ленинской теории, понимание закономерностей развития природы и общества, общественно-политическая активность, владение общей и дошкольной педагогикой, детской психологией и физиологией позволяют воспитателю с подлинно научных позиций подходить к анализу педагогических явлений и успешно осуществлять всестороннее развитие ребенка.
Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических кенференциях, Педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим творческим трудом они способствуют развитию теории и практики дошкольного воспитания.
Поддерживая постоянную связь с семьей, дошкольный педагог помогает родителям в воспитании детей.
Воспитатель — это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование морального облика и педагогического мастерства каждого сотрудника. Для советского педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего высокого назначения и ответственности, коммунистическое отношение к труду, творчество, целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность. Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами: гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью и правдивостью.
Широк круг общественных дел воспитателя — от поручений в дошкольном учреждении до активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.
Педагогическое мастерство воспитателя многогранно. Оно складывается из профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта работы, любви к детям. Н. К. Крупская рассматривала мастерство педагога в тесной связи с его мировоззрением, идейной направленностью, общей и специальной подготовкой.
Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры, хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми дошкольного возраста важно также уметь петь и танцещать, красиво двигаться, правильно говорить, владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.
А. С. Макаренко писал: «Мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо учить врача его мастерству, как надо учить музыканта».
Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике. Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое удовлетворение. Это стимулирует его к совершенствованию профессионального мастерства.
В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся общественно-политические и методические мероприятия (политические занятия, семинары, заседания педагогического совета и т. п.), которые являются важным условием роста профессионального мастерства.
Глубокое изучение трудов классиков марксизма-ленинизма вооружает воспитателей диалектическим подходом к педагогическому процессу, помогает проникнуть в его сущность.
Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области психологии, дошкольной педагогики и специальных методик.
Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях района, города.
Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой коммунистического воспитания, творчески подходить к реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера является умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.
Советский педагог, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином нашего общества. Коммунистическая убежденность, профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах, поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Н. К. Крупская, подчеркивая большое влияние, оказываемое на детей личностью педагога, писала: «Плохой воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство... Для ребят идея не отделена от личности». «Воспитательница должна быть детям близким другом».
Особенно велико влияние взрослого на ребенка в дошкольном возрасте,- когда закладываются первые основы человеческой личности. «...Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности,— указывал К. Д. Ушинский,— и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние человеческой личности. Это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно».
В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь высоки требования к личности педагога.
Влияние воспитателя на ребенка осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его индивидуальные особенности, относиться ко всем детям объективно, проявлять педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности, уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.
Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность, ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.





Государственная система подготовки кадров дошкольных работников


В нашей стране подготовка кадров дошкольных работников осуществляется в педагогических училищах и на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов.
К подготовке специалистов дошкольного профиля предъявляются высокие требования. «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью».
В «Уставе детского сада» сказано, что воспитатель дошкольного учреждения должен иметь специальное образование. Подготовка воспитателей со средним специальным образованием осуществляется в педагогических училищах на дневных, вечерних и заочных отделениях на базе неполной и полной средней школы.
Учебный план педагогических училищ утверждается Министерством высшего и среднего специального образования СССР дифференцированно для каждого отделения (дневное, вечернее, заочное) с учетом общеобразовательной подготовки учащихся. Он предусматривает достаточную идейно-теоретическую и общеобразовательную подготовку учащихся путем изучения обществоведения, истории, основ научного атеизма, экономической географии, литературы, русского языка, математики, физики, химии, общей биологии, иностранного языка. Профессиональная подготовка будущих воспитателей осуществляется в процессе изучения анатомо-физиологических, психологических, педагогических дисциплин, необходимых для лучшего уяснения возрастных особенностей детей, содержания и методики воспитательно-образовательной работы с ними.
Существенное место в формировании высококвалифицированных специалистов дошкольного профиля принадлежит педагогической практике.
В результате теоретического и практического обучения воспитатель дошкольного учреждения должен глубоко овладеть основами марксистско-ленинского учения, методикой воспитания и обучения детей, приобрести профессиональную эрудицию и успешно применять полученные знания, умения, навыки в практической работе с детьми. По окончании педагогических училищ выпускники направляются на работу в дошкольные учреждения, где они призваны стать мастерами педагогического труда.
Лучшие учащиеся педагогических училищ и воспитатели дошкольных учреждений имеют возможность продолжать свое образование на факультетах дошкольного воспитания педагогических институтов. По окончании института выпускникам присваивается квалификация преподавателя дошкольной педагогики и психологии, методиста по дошкольному воспитанию.
Наиболее талантливые воспитатели, руководители дошкольных учреждений, получившие высшее педагогическое образование и имеющие опыт практической работы, могут продолжать обучение в аспирантуре, затем заниматься научной работой.

Заведующий - организатор и руководитель дошкольного учреждения


Заведующий является организатором и руководителем дошкольного учреждения, квалифицированным педагогом. Права и обязанности его определены «Уставом детского сада».
Заведующий дошкольным учреждением назначается из лиц, имеющих среднее или высшее педагогическое образование и стаж практической работы в нем не менее двух-трех лет. Вся его деятельность направлена на успешное решение задач коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Он обеспечивает необходимые условия для успешного осуществления воспитательно-образовательного процесса в детском саду в полном соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями; создает в его коллективе обстановку деловитости, целенаправленности и слаженности, осуществляет общее руководство им. Заведующий в своей работе должен руководствоваться решениями Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам народного образования и дошкольного воспитания и уметь творчески претворять их в жизнь.
Высокая сознателвность и политическая зрелость, принципиальность, требовательность к себе и подчиненным сочетаются с уважением к ним — вот обязательные требования к заведующему дошкольным учреждением. Правильные взаимоотношения в коллективе способствуют соблюдению каждым работником трудовой и производственной дисциплины.
Положение руководителя обязывает заведующего постоянно повышать свой идейно-теоретический уровень и профессиональное мастерство, прочно владеть педагогическими знаниями, теорией и практикой воспитания и обучения детей, знать задачи, стоящие перед дошкольным воспитанием на современном этапе, и использовать свои знания в практической деятельности.
Руководство дошкольным учреждением необходимо осуществлять так, чтобы в центре внимания сотрудников всегда находились дети, постоянная забота об их всестороннем воспитании и развитии.
Заведующий должен хорошо знать программно-методические, инструктивные, нормативные документы и руководствоваться ими в своей работе. Он должен глубоко вникать в сущность педагогического процесса, ясно видеть достижения и промахи и принимать немедленные меры к устранению недостатков.
Руководитель дошкольного учреждения обязан осуществлять систематический контроль за работой сотрудников и оказывать им практическую помощь, объективно оценивать труд каждого из них, воспитывать нетерпимое отношение к недостаткам, создавать все условия для развертывания деловой критики и самокритики и использовать этот испытанный метод руководства в целях повышения качества общей работы. Современный руководитель должен поддерживать все новое, передовое, видеть перспективы деятельности учреждения.
Стиль руководства заведующего определяется государственным подходом к делу, созданием в учреждении обстановки деловитости, творчества, взаимопомощи, взаимоуважения.
Содержание работы заведующего вытекает из задач, стоящих перед детским учреждением, и включает следующие разделы: руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической деятельностью; руководство методической и воспитательной работой, а также работой с родителями. Все разделы работы учреждения взаимосвязаны и важны для его нормального функционирования.
Руководство административно-хозяйственной и организационно-педагогической работой направлено на создание и совершенствование материальных условий, необходимых для жизни и деятельности детей, их воспитания и обучения (достаточное и разнообразное питание, правильный режим дня и т. д.). Заведующий обеспечивает оборудование и благоустройство всех помещений, участка, проведение ремонтных работ, приобретение педагогических пособий и игрушек. Он руководит всей планово-финансовой деятельностью дошкольного учреждения, осуществляет подбор и расстановку кадров, организует летне-оздоровительные мероприятия, подготовку к новому учебному году, проведение детских праздников, контроль за санитарно-гигиеническим состоянием помещения и др.
Важное место в руководстве занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с «Уставом детского сада» и «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов».
При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образования, опыт практической работы с детьми, личные качества. Воспитатель, как правило, должен вести группу детей до передачи их в школу.
К обслуживающему персоналу дошкольного учреждения относятся: заведующий хозяйством, бухгалтер, повар, помощник повара, няни-уборщицы, кладовщик, прачка, столяр и др. На заведующего хозяйством возлагается руководство работой обслуживающего персонала и материальная ответственность за сохранность имущества дошкольного учреждения.
Обслуживающий персонал создает условия, без которых нельзя осуществить процесс воспитания детей: его заботливыми руками поддерживается в детском саду чистота и порядок, обеспечивается полноценное питание, уход за детьми.
Воспитатели и обслуживающий персонал должны составлять единый, слаженный коллектив, способный решать задачи коммунистического воспитания дошкольников.
Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы.
Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.
Педагогический совет дошкольного учреждения — это коллегиальный, постоянно действующий организационно-методический орган, который является одной из важнейших форм повышения профессионального мастерства воспитателей. В его задачи входит: обсуждение актуальных вопросов воспитания и обучения детей в свете решений партии и правительства, определение конкретных мероприятий по их выполнению; внедрение в практику работы «Программы воспитания в детском саду»; изучение, обобщение и распространение передового опыта и др.
Содержание работы педагогического совета определяется годовым планом. На совете обсуждаются вопросы, имеющие важное значение для улучшения качества воспитания детей и определяющие перспективы деятельности дошкольного учреждения.
Эффективность работы педагогического совета зависит от тщательности подготовки каждого его заседания, от активности воспитателей, принимающих участие в обсуждении выдвигаемых вопросов, от конкретности решений и проверки их исполнения. В состав педагогического совета входят: заведующий, воспитатель-методист, воспитатели, сестры-воспитательницы, музыкальный руководитель, врач (или старшая медицинская сестра), председатель родительского комитета. Все члены совета имеют права решающего голоса. Председателем совета является заведующий; избирается постоянный секретарь на учебный год. Заседания педагогического совета проводятся не реже одного раза в 2 месяца.
Просмотры занятий, прогулок, игр, режимных процессов осуществляются с целью обмена опытом работы. Просмотр проводится под руководством заведующего или воспитателя-методиста и обязательно завершается обсуждением, в ходе которого отмечаются положительные стороны в работе воспитателя, даются рекомендации для устранения замеченных недостатков. Лучший опыт рекомендуется для заимствования с учетом условий работы в конкретной возрастной группе и возможностей детей.
Педагогический кабинет дошкольного учреждения организуется для оказания методической помощи воспитателям в реализации «Программы воспитания в детском саду», а также с целью обобщения и распространения лучшего опыта их работы. В кабинете должна быть необходимая политическая, методическая и детская литература, наглядные пособия, образцы педагогической документации (годовой, календарный план работы, отчеты), материалы из опыта работы воспитателя, музыкального руководителя (доклады, конспекты занятий, образцы планов и отчетов о воспитательной работе, записи детских игр, протоколы родительских собраний, обсуждения открытых занятий, лучшие детские работы, фотостенды и др.).
Целевое посещение возрастных групп заведующим осущест] ляется систематически в соответствии с годовым планом работы учреждения для изучения постановки в них учебно-воспитательной работы, выявления лучшего опыта, предупреждения и устранения недостатков.
Наблюдая и анализируя работу с детьми, заведующий имеет возможность проверить выполнение «Программы воспитания в детском саду», эффективность используемых воспитателем приемов и методов, уровень знаний, умений и навыков детей. Он оценивает результаты повышения квалификации воспитателя, его умения применять полученные знания в практической работе. Наряду с этим заведующий, посещая различные возрастные группы, выявляет действенность своего руководства работой отдельных воспитателей и всего педагогического коллектива.
Большое внимание уделяет заведующий детским садом планированию учебно-воспитательной работы по возрастным группам, осуществляет просмотр и анализ планов. План обеспечивает систематическое и последовательное выполнение «Программы воспитания в детском саду», единство требований работающих в каждой группе воспитателей, преемственность в их деятельности. При проверке и анализе планов обращается внимание на соответствие намечаемой образовательно-воспитательной работы программным требованиям, идейность, доступность и системность подачи материала, целесообразность отобранных методических приемов, осуществление индивидуальной работы с детьми, связь запланированного с предыдущими результатами. Планы проверяются не реже двух раз в месяц и утверждаются заведующим.
Коллективные и индивидуальные консультации организуются заведующим по результатам изучения состояния учебно-воспитательной работы в возрастных группах, проверки педагогической документации и детских работ, а также по просьбе одного или нескольких воспитателей.
Большую помощь должен оказывать заведующий молодым воспитателям. Он помогает им овладеть педагогическим мастерством, установить контакт с родителями, вселяет уверенность в своих силах. С этой целью используются разнообразные методы: наглядный показ организации детского коллектива, проведения занятий, игр, помощь в составлении педагогической документации, рекомендация методической литературы и др. Очень эффективным является наставничество, которое может принимать разные формы. Направляя и контролируя работу воспитателей, заведующий поощряет творческую инициативу, ценные начинания, отмечает наиболее удачные методы и приемы, способствующие осуществлению разностороннего воспитания детей, организует обмен опытом работы, с тем чтобы успехи лучших воспитателей стали достоянием всего коллектива.
Воспитатели в семинарах и кружках при роно изучают основы марксистско-ленинского учения, документы и материалы, раскрывающие деятельность Коммунистической партии и Советского правительства, жизнь нашей страны, слушают лекции о международном положении и т. д. Повышение их профессиональной квалификации осуществляется на педагогических советах, открытых занятиях, в процессе обсуждения педагогических новинок, журналов, пособий. Кроме того, с этой целью каждый воспитатель обязан принимать активное участие в общественно-политических и методических мероприятиях, которые организуются методическим кабинетом района. Заведующий контролирует эту работу воспитателей, знакомится с ее содержанием, принимает меры к тому, чтобы все ценное в воспитании и обучении детей стало достоянием педагогического коллектива.
По существующему положению каждый воспитатель должен повышать свою квалификацию на курсах, организуемых отделом народного образования, один раз в 5 лет.
Дошкольные учреждения осуществляют коммунистическое воспитание детей в тесном содружестве с семьей.
Работу с родителями направляет заведующий. Он знает их социальный состав, профессии, место работы, образование и культурный уровень, состав семьи и условия быта, интерес к вопросам воспитания. Укрепление связи и контактов с семьей зависит от умения заведующего и педагогов организовать эту работу содержательно, убедительно, доходчиво, используя все известные формы и находя новые.
Заведующий проводит общие родительские собрания, руководит подготовкой групповых собраний, организацией выставок, консультаций, лекций и других мероприятий для родителей.
Под непосредственным руководством заведующего работает родительский комитет.
Работа дошкольного учреждения требует четкой организации и умелого руководства: умения правильно расставить кадры и добиваться высокой ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Это обеспечивается четким планированием и осуществлением контроля за выполнением намеченного. Годовой план работы детского сада составляется в соответствии с решениями партии и правительства в области народного образования и дошкольного воспитания и программно-методическими документами Министерства просвещения СССР и союзных республик. Он включает следующие разделы: 1. Вводная часть. 2. Основные задачи. 3. Организационно-педагогическая работа. 4. Мероприятия по повышению идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. 5. Работа с родителями. 6. Административно-хозяйственная работа. 7. Повышение квалификации обслуживающего персонала. 8. Медицинские мероприятия. 9. Производственно-массовые мероприятия.
Приступая к планированию работы на учебный год, заведующий совместно с общественными организациями дошкольного учреждения анализирует и оценивает состояние работы за истекший год, учитывает наличные условия, состав педагогических кадров и их деловые качества. Исходя из этого намечаются основные задачи, над решением которых будет работать коллектив. Будучи четко сформулированы, они создают ясную перспективу его деятельности и сосредоточивают внимание на еще нерешенном. Каждая задача плана должна быть раскрыта в конкретных мероприятиях. Обязательно указываются сроки выполнения каждого из них и ответственные исполнители. План составляется на учебный год (с первого сентября текущего года). Он обсуждается и утверждается на производственном совещании или расширенном педагогическом совете и является обязательным для каждого члена коллектива.
На основании годового плана составляются планы работы на месяц. Содержание годового и месячных планов должно охватывать все стороны жизни и деятельности учреждения.
Для осуществления последовательного и четкого руководства всеми разделами работы заведующий устанавливает постоянные дни для проверки планов, посещения групп, приема родителей, решения хозяйственных вопросов. Такая система организации его работы дисциплинирует коллектив и обеспечивает целенаправленное руководство.
В конце учебного года подводятся итоги проделанного. Для этого используются отчеты воспитателей, записи личных наблюдений заведующего и протоколы проведения методических и производственных мероприятий. Выводы отчета должны стать исходными при определении задач на следующий год. Заведующий дошкольным учреждением должен умело сочетать ленинский принцип единоначалия с коллективностью руководства. Деловой контакт с партийной, комсомольской, профсоюзной организациями, принятие совместных решений по производственным и кадровым вопросам являются залогом успешной работы детского сада. В Программе КПСС записано: «В период развернутого строительства коммунизма повышается роль общественных организаций. Особенно возрастает значение профессиональных союзов как школы управления, школы хозяйствования, школы коммунизма».
Общественные организации дошкольного учреждения должны выполнять свою авангардную роль в воспитании коллектива и активно влиять на повышение идейно-теоретического уровня и деловой квалификации работников, воспитывать у них коммунистическое отношение к труду. Так, задача профсоюзной организации как наиболее массовой — поддерживать все новое, передовое, содействовать пропаганде лучшего опыта, помогать заведующему регулировать взаимоотношения в коллективе. Профсоюзная организация содействует лучшей организации труда, требует от каждого сотрудника ответственного отношения к порученному делу, выражая это в форме товарищеской взыскательности. Большую работу она должна проводить по повышению общественной активности членов профсоюза, по мобилизации коллектива на решение задач, стоящих перед учреждением.
Комсомольцы и члены КПСС показывают пример творческого решения стоящих перед детским садом задач, повседневно помогают заведующей в повышении идейно-теоретического уровня всей воспитательно-образовательной работы.

Организация дошкольных учреждений в сельской местности


Ведущим типом дошкольного учреждения в колхозах являются постоянно действующие детские сады. Они организуются в соответствии с «Положением о колхозном детском саде» (1954) и призваны решать задачи коммунистического воспитания детей и успешной подготовки их к обучению в школе.
Детские сезонные площадки создаются на период сельскохозяйственных работ. В «Положении о колхозных сезонных детских учреждениях» сказано: «Сезонные детские учреждения (детские площадки и ясли) организуются... в целях создания условий для активного участия женщин-колхозниц в сельскохозяйственном производстве и обеспечения правильного ухода за детьми и их воспитания».
Детские сады и сезонные площадки создаются по решению общего собрания колхозников и содержатся за счет фондов колхоза и долевого участия родителей. Длительность пребывания детей в них определяется продолжительностью рабочего дня матери. В случае, если родители работают на полевом стане, далеко от центральной усадьбы, детские площадки, ясли и детские сады обеспечивают круглосуточное обслуживание детей.
Заведующий дошкольным учреждением назначается правлением колхоза по согласованию с отделом народного образования и отчитывается перед ними за свою работу.
Комплектование групп производится в зависимости от наличия детей. На детской площадке в одну группу целесообразно определять дошкольников смежных возрастов; детей раннего возраста желательно выделять в отдельную группу.
Воспитательная работа с детьми осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».
Большое значение для развития дошкольного воспитания в сельской местности имеет постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах» (1973). В соответствии с ним осуществляются мероприятия по обеспечению сельских детских садов, площадок и яслей необходимым оборудованием, игрушками, учебными пособиями. Их работникам, не являющимся членами колхозов, предоставляются бесплатно, за счет колхозов, квартиры и коммунальные услуги и др.
Большую помощь в подборе педагогических кадров, налаживании воспитательной работы в сельском детском саду оказывают отделы народного образования, педагогические училища, факультеты дошкольного воспитания педагогических институтов.

Наши рекомендации