Идейно-нравственное воспитание
Идейно-нравственное воспитание молодежи является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. В. И. Ленин, придавая огромное значение нравственному воспитанию, неоднократно подчеркивал, что все дело воспитания, образования и обучения советской молодежи должно быть подчинено воспитанию ее в духе коммунистической нравственности.
Мораль является одной из форм общественного сознания и выполняет функцию регулирования поведения людей в обществе. Механизм этого регулирования основан на системе признанных обществом требований к человеку, которые подкрепляются силой общественного мнения. Сами эти требования соответствуют сложившимся представлениям о том, как подобает человеку жить и действовать в определенных ситуациях. К их выполнению его побуждает собственное сознание, основанное на понимании разумности требуемого, сочетающееся с необходимостью считаться и с общественной оценкой действий, отношений к людям и к обществу.
В требованиях морали отражены господствующие в том или ином обществе представления о нормах и правилах поведения людей. Мораль всегда носит классовый и исторический характер. Так, коренным образом отличаются представления эксплуатируемых и эксплуататоров о том, что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, гуманность, человеческое достоинство, долг, ответственность. Буржуазная мораль, переплетаясь с моралью религиозной, целиком направлена на закрепление классового неравенства и эксплуатации человека человеком, на воспитание трудящихся в духе смирения и покорности, культивирование психологии индивидуалиста.
Характеризуя эту мораль, В. И. Ленин говорил: «Старое общество было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие - либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент, словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет».
Коммунистическая мораль - это классовая мораль пролетариата, возникшая и сформировавшаяся в его борьбе против эксплуатации; в условиях победы пролетарской революции и построения социализма новая мораль становится общенародной.
Подчеркивая особенности коммунистической морали, В. И. Ленин указывал: «...Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». И если на первом этапе революционной борьбы главное заключалось в том, чтобы разрушить старое общество, то затем основным становится объединение всех трудящихся для создания нового общества. «В основе коммунистической нравственности,- указывал В. И. Ленин,- лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Эта задача остается главной и определяющей и на данном этапе общественного развития, когда наша страна вступила в стадию развитого социализма, подготовив условия для перехода к новым, более высоким ступеням коммунистического строительства, для чего требуется и возросшая идейно-нравственная зрелость каждого человека.
Идейно-нравственное воспитание приобретает такое большое значение и в силу того, что развитие науки и техники дает в руки человека все более сильные средства воздействия на природу и влияния на судьбы людей. Основные задачи нравственного воспитания отражены в моральном кодексе строителя коммунизма, включенном в Программу КПСС.
Основой нравственного воспитания является идеологическое воспитание - овладение марксистско-ленинской идеологией, вооружающей человека пониманием основных закономерностей общественного развития и высших целей, стоящих перед нашим обществом. Эта задача особенно важна в настоящее время, когда марксистско-ленинская идеология превратилась в идеологию всего советского народа, а марксизм-ленинизм получает свое дальнейшее развитие и обогащается новыми понятиями, отражающими современный этап коммунистического строительства.
Как указывалось в резолюции XXIV съезда КПСС, в центре всей идеологической работы должно быть «...формирование у трудящихся марксистско-ленинского мировоззрения, высоких идейно-политических качеств, норм коммунистической морали».
Именно мировоззрение человека - система взглядов на действительность, представлений о его роли и месте в жизни - служит важнейшим внутренним руководством в решении жизненных проблем, выборе линии поведения в той или иной ситуации.
В основе коммунистического мировоззрения человека лежит убежденность в правоте дела коммунизма, вера в коммунистические идеалы, готовность претворить их в жизнь и, если потребуется, бороться за их утверждение. Ввиду большой остроты, которую принимает в настоящее время идеологическая борьба двух систем, особое значение приобретает задача формирования У молодежи непримиримости к буржуазной и ревизионистской идеологии. Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС говорил: «В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям».
Ясные идейно-политические позиции, отчетливое понимание законов общественного развития служат той основой, которая помогает человеку избрать правильную линию поведения, согласуемую с его общественным долгом, повышает его ответственность за свои поступки.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание у человека преданности своей социалистической Родине, своему народу, готовности отдать все силы для защиты завоеваний социализма. Советский молодой человек - это прежде всего патриот своей Родины. Патриотизм включает чувство гордости за свою Отчизну, ее общественный строй, огромные достижения народа во всех областях коммунистического строительства, а также чувство уважения к достойным страницам ее прошлого.
Особое значение в условиях нашей многонациональной страны имеют задачи воспитания братских чувств и уважения ко всем населяющим ее народам, формирование сознания братского единства всех социалистических наций и народностей Советского Союза, объединенных общей идеологией, социально-политической и экономической базой, спаянных доверием, дружбой, сотрудничеством, благотворным взаимодействием всех культур.
Задачи воспитания братских чувств к представителям всех наций и народностей, образующих новую историческую общность людей- советский народ, включают и воспитание непримиримости ко всему тому, что может нанести ущерб его социальному и морально-политическому единству, ко всем проявлениям, национализма, шовинизма и национальной ограниченности.
Как отмечалось на XXV съезде КПСС, «утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».
Воспитание советского патриотизма и социалистического интернационализма включает в себя и воспитание дружественных чувств к трудящимся всех социалистических стран, гордость за их достижения в строительстве социализма.
Немаловажное значение имеет и задача воспитания у учащихся чувства солидарности со всеми народами, борющимися против сил империализма за свою свободу и независимость, за право на самостоятельное политическое и экономическое развитие.
На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил: «Особо хотелось бы подчеркнуть важность в наше время пролетарского интернационализма. Это один из главных принципов марксизма-ленинизма».
Коммунистическая нравственность предполагает и общественную активность человека, деятельное участие в общественно-политической жизни страны и своего коллектива, понимание своего гражданского долга и личной ответственности за порученное дело, за все происходящее в обществе, добросовестное выполнение своих обязанностей перед людьми и страной, требовательность к себе и к другим, сознательную дисциплину в труде и повседневном поведении.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии подчеркивалось: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - задача нравственного воспитания».
Особое значение приобретает в настоящее время воспитание коммунистического отношения к труду.и общественной собственности как проявления высокой сознательности, гражданственности. В статье 14 Конституции СССР указывается, что общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе и что государство, поощряя новаторство, творческое отношение к работе, способствует превращению труда в первую жизненную потребность каждого человека.
Чем выше коммунистическая сознательность каждого молодого человека, вступающего в мир труда, чем лучше он будет понимать роль и значение своего личного вклада в общее дело коммунистического строительства, тем с большей готовностью станет отдавать свои силы и знания обществу и тем успешнее будет осуществляться великое дело строительства коммунизма.
В задачи воспитания коммунистического отношения к труду входит и формирование стремления проявить творческое отношение к своему делу, умение работать с инициативой на любом участке, в любой области труда. Формирование такого отношения начинается с выполнения учебных заданий, элементарных обязанностей в школе и дома, общественных поручений, строгого соблюдения дисциплины.
Первостепенную важность имеют и задачи формирования у молодежи нравственных качеств коллективиста, умеющего жить и трудиться в коллективе, считаться с интересами всех и каждого его члена. Воспитание в духе коллективизма - один из ведущих принципов всей системы коммунистического воспитания молодежи в нашей стране. Черты и качества человека-коллективиста приобретают особое значение в настоящее время, так как в период строительства коммунизма роль коллективных начал будет возрастать во всех сферах народного хозяйства, общественной и государственной жизни, что и получило отражение в Конституции СССР, где в статье 8 раскрываются основные задачи трудовых коллективов, подчеркивается их роль как важнейшей ячейки хозяйственной, политической и духовной жизни нашего общества.
Нравственное развитие молодого поколения связано с воспитанием у него социалистического гуманизма, умения заботиться о нуждах других людей, оказывать им необходимую помощь, не проходить мимо случаев проявления жестокости.
Одновременно с решением задач формирования положительных моральных качеств и привычек правильного поведения должны решаться и задачи преодоления отрицательных качеств. На XXV съезде КПСС назывались некоторые отклонения от социалистических норм нравственности, которые становятся тем более нетерпимыми, чем выше поднимается наше общество в своем развитии. В их числе были названы стяжательство, частнособственнические тенденции, хулиганство, бюрократизм и равнодушие к человеку. «В борьбе с подобными явлениями,- говорил Л. И. Брежнев,- необходимо в полной мере использовать и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона - все средства, находящиеся в нашем распоряжении».
Основы нравственности должны закладываться с самых ранних лет. Современные исследования развития дошкольников показали возможность формирования у них многих нравственных чувств, развития представлений о некоторых нормах поведения и отношения к людям, выработки определенных нравственных привычек. Так, в детском саду у дошкольников воспитывают чувство любви к Родине, формируют начатки коллективистических отношений, воспитывают стремление к дружбе и товарищеской взаимопомощи, уважение к труду и ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, элементарные навыки культурного поведения, общения друг с другом и взрослыми. Все эти задачи, а также пути и средства их осуществления отражены в «Программе воспитания в детском саду».
Нравственное воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и в разнообразной внеклассной работе, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации школы. Преподавание отдельных учебных дисциплин вооружает учащихся знанием норм и правил поведения, способствует пробуждению и укреплению в них нравственных чувств, а также формированию твердых взглядов и убеждений, которые служат нравственным регулятором поступков и действий учащихся, их отношения к родителям, товарищам, окружающим людям. Опыт коллективной жизни, участие в совместных занятиях, труде, жизни пионерского отряда и комсомольской организации помогают формированию привычек правильного поведения, переходящих затем в черты характера и личности молодого человека.
Особое значение в формировании нравственных чувств и убеждений имеет воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина.
Расширению нравственных представлений и понятий школьников и формированию их убеждений способствует как преподавание учебных дисциплин, так и беседы и лекции на этико-моральные темы, в которых раскрываются перед ними важнейшие положения и принципы коммунистической морали. Полезны и пионерские сборы, и комсомольские собрания по этой тематике, а также специальные диспуты и дискуссии, проводимые часто в старших классах, когда учащиеся высказывают свою точку зрения, проявляют отношение к поступкам своих товарищей.
Знания о закономерностях общественного развития и преимуществ социалистического строя, основах нашей идеологии учащиеся получают из курсов истории, географии, литературы. Эти знания углубляются и расширяются через систему политического просвещения, в особенности при проведении политинформаций.
Усилению патриотических и нравственных чувств способствует принявшая за последнее время большой размах работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся, включающая празднование Дня Советской Армии, Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, Дней авиации, артиллерии и ракетных войск, Военно-Морского Флота и др. Большое воспитательное значение имеют установление школой связей с воинскими частями, военными училищами, создание военно-спортивных кружков и секций ДОСААФ, а также такие формы комсомольской и пионерской работы, как экспедиции по местам революционных битв, гражданской войны и сражений Великой Отечественной войны.
Важную роль в укреплении дружбы между учащимися разных национальностей, населяющих нашу страну, имеет организация их переписки, поездок для труда и отдыха в другие республики сбор материалов, знакомящих с развитием национальных культур и экономики союзных и автономных республик. Эти материалы можно также использовать при проведении политических информаций.
В формирование более глубоких социальных чувств, расширение общественно-политических знаний и воспитание чувства ответственности особый вклад вносит специальная работа, проводимая школьными комитетами комсомола со всеми готовящимися к вступлению в его ряды по изучению Устава и истории ВЛКСМ.
Большое значение имеет обеспечение строгого общественного контроля за успеваемостью и поведением каждого ученика, выполнением всеми учащимися учебных, трудовых и общественных обязанностей.
Укреплению и углублению интернациональных чувств содействует также работа школьных клубов интернациональной дружбы, проведение митингов солидарности с народами, борющимися против реакционных режимов, ига империализма. Все это способствует формированию у учащихся умения разбираться в буржуазных пропагандистских мифах, противостоять враждебной идеологии.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.) предусматривает: «В новых программах и учебниках шире поставить вопросы по более глубокому воспитанию у учащихся чувства советского патриотизма, социалистического интернационализма, гражданского и воинского долга, воспитания учащихся на революционных, боевых, трудовых традициях Коммунистической партии, советского народа и его Вооруженных Сил».
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание - одна из важнейших составных частей коммунистического воспитания. Под эстетическим воспитанием следует понимать воспитание учащихся средствами прекрасного в природе, искусстве, окружающей действительности, приобщение их к духовным ценностям, развитие эстетических чувств и культурных потребностей.
В Программе Коммунистической партии специально подчеркивается, что партия неустанно заботится «...о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков». Художественное начало должно одухотворять труд, украшать быт и облагораживать человека. В условиях социалистического государства создаются все условия для обеспечения эстетического развития людей и приобщения их к духовной культуре.
Эстетическое воспитание теснейшим образом связано с нравственным. Общение с прекрасным, умение его воспринимать, понимать и чувствовать во многом содействует формированию социально-нравственных основ мировосприятия и отношения к действительности. Использование средств искусства часто является кратчайшим путем донесения до сознания ребенка представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном.
Это и серьезнейший участок идеологической работы. Необходимо сформировать у нашей молодежи активное противодействие чуждым буржуазным эстетическим идеалам. Знание основ марксистско-ленинской эстетики, составляющей идеологическую основу нашего понимания сущности прекрасного и его воздействия на человека, помогает противопоставлять и отстаивать наши нравственные и эстетические взгляды, убеждения, идеалы. Эстетическое воспитание вносит значительный вклад в формирование мировоззрения человека, воздействуя на его чувства и сознание, способствуя выработке взглядов и убеждений.
Задачи эстетического воспитания сложны и многообразны. Они отражают многообразие источников эстетического воздействия и сложность путей художественного развития человека, которое начинается с формирования умения воспринимать и чувствовать прекрасное и завершается умением творить красоту, вносить ее в окружающую жизнь.
Эстетическое воспитание начинается с развития способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждения у детей простых эстетических чувств и достигается постоянным приобщением к красоте, созданием условий, благоприятствующих полноценному ее восприятию. Даже самых маленьких детей можно научить видеть и оценивать красивое в быту, в природе, в людях и их труде, в произведениях искусства.
Важнейшей задачей является формирование эстетического вкуса - способности оценивать прекрасное, отделять истинно красивое от неэстетичного, яркое, талантливое - от пустоцвета. Эстетический вкус человека отражает его общее мировоззрение, идейную направленность личности, нравственные позиции. В оценке прекрасного проявляются и классовые позиции человека, его взгляды на жизнь, убеждения.
Очень важна задача выработки у молодежи эстетического отношения к действительности, что включает в себя как активные действия по охране и защите всего прекрасного, так и стремление создавать новые духовные и материальные ценности.
Уже с раннего детства надо воспитывать у детей стремление проявить себя в какой-либо творческой деятельности, а для этого обучать их пению, танцам, развивать у них музыкальный слух, учить изобразительной деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что основной направленностью эстетического воспитания является не специальная или профессиональная подготовка в области какого-либо вида искусства, а общее эстетическое развитие, воспитание художественного вкуса, развитие интереса к творческой деятельности.
Основными средствами эстетического воспитания учащихся являются обучение и разнообразная внеклассная работа, дополняемая воздействием учреждений культуры, театрами, кинотеатрами, клубами, а также средствами массовой коммуникации (печать, кино, радио,телевидение).
Среди школьных дисциплин наибольшее значение для эстетического воспитания имеют литература, история, география, биология и предметы собственно эстетического цикла - музыка и изобразительное искусство. Немаловажные возможности открывают для этого и уроки физического воспитания.
В задачи школьного курса музыки входит развитие музыкального вкуса и воспитание любви к музыке, формирование активно-творческого отношения к ней. Этот курс закладывает основы общего музыкального образования школьников, которые за период обучения в школе учатся грамотно, эмоционально и выразительно петь, слушать и понимать музыку, знакомятся с творчеством крупнейших советских и зарубежных композиторов.
Курс изобразительного искусства включает обучение учащихся элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них умений рисовать с натуры, по памяти и по представлению, развитие интереса и любви к искусству, потребности проявления себя в изобразительном творчестве.
Большое значение в эстетическом развитии старшеклассников имеют факультативные занятия по искусству, литературе.
Следует отметить, что свой вклад в эстетическое воспитание и развитие учащихся несомненно вносят и дисциплины естественнонаучного цикла. Эстетическое воздействие оказывает логика и стройность математического доказательства, вдохновляет красота научного подвига, поэзия научного поиска и т. д. Большое значение могут иметь эстетически выразительные методы обучения - яркий, образный рассказ, средства наглядности и т.п.
Несомненно, эстетическое развитие школьников во многом определяется и самой организацией работы школы, ее оформлением, стилем взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками.
Эстетическое воспитание в процессе обучения дополняется внеклассной работой, проводимой через пионерскую и комсомольскую организации, школьные клубы и кружки, художественную самодеятельность.
Эстетическому воспитанию детей способствуют и различные внешкольные учреждения - Дворцы и Дома пионеров, детские библиотеки, станции юных натуралистов и т. п.
Эстетическое воспитание в детском саду, поставленное в соответствии с требованиями действующей программы, создает хорошие предпосылки для последующей работы в этой области и полноценного художественного развития ребенка.
Физическое воспитание
Физическое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания. Оно направлено на совершенствование физического развития детей, укрепление здоровья, обеспечение лучшей подготовки к общественно полезному труду, к жизни, к защите Родины.
Значение, которое придается физическому воспитанию в нашей стране, отражено в Программе КПСС, где записано: «Партия считает одной из важнейших задач - обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».
Занятия физкультурой и спортом важны для обеспечения разумного использования молодежью свободного времени, культурного проведения досуга, в результате чего укрепляется здоровье и повышается работоспособность.
Физическое воспитание теснейшим образом связано с умственным воспитанием, поскольку интеллектуальное развитие, становление духовных сил человека определяется и состоянием его здоровья, выносливостью, крепостью нервной системы.
Особенно большое значение приобретает физическое воспитание в век научно-технической революции, когда вносимые ею изменения в жизнь людей и характер их труда оказывают значительное воздействие на физическое состояние человека. Возросла интеллектуальная нагрузка, связанная с необходимостью усваивать всевозрастающий объем информации. Труд в ряде профессий ставит человека в условия, требующие серьезного испытания его физических и психических возможностей, его сознания и воли. Ознакомление с условиями труда современного рабочего, а также представителей других сфер деятельности показывает, что повсеместно наблюдается общая тенденция к сокращению двигательных операций, а создание новых технических средств облегших труд, все более и более способствует появлению новой угрозы человеку - гиподинамии - уменьшению затрат физических усилий, сокращению двигательных действий. Таким образом, хорошая физическая подготовка и большая выносливость в век машинной техники и автоматов имеет особое значение.
В задачи физического воспитания детей, осуществляемого в условиях школы, входит:
укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма; формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.);
привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности;
формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;
привитие организаторских навыков, подготовка общественного физкультурного актива.
Дальнейшее совершенствование работы по физическому воспитанию учащихся во всех его звеньях связано с введением с 1 марта 1972 г. новых норм Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).
Физическое воспитание школьников осуществляется на специальных занятиях и уроках в школе. Учащиеся с ослабленным здоровьем занимаются по особым программам в подготовительных и специальных медицинских группах (эти занятия проводятся во внеурочное время).
В школе регулярно осуществляется медицинский осмотр всех учащихся и повседневно - общий надзор за их здоровьем. В этом велика роль не только школьного врача, преподавателя физкультуры, классного руководителя, но и каждого учителя, который должен наблюдать за работоспособностью учащихся, их общим состоянием на уроках, посещаемостью.
Во многих школах в настоящее время хорошо организована разносторонняя внеклассная работа по физической культуре и спорту. Проводятся массовые физкультурные мероприятия - спортивные соревнования и физкультурные праздники, сдача норм ГТО. Все большее развитие получает работа различных спортивных секций и туризм. Хорошую закалку и общее физическое развитие обеспечивает правильно организованная спортивно-физкультурная работа в пионерских и комсомольско-молодежных трудовых лагерях для старшеклассников, где занятия физкультурой и спортом сочетаются с общественно полезным трудом. Увеличивается охват учащихся специальными спортивными занятиями, проводимыми детскими спортивными школами и секциями спортивных обществ, летними спортивными лагерями.
Большое внимание физическому воспитанию и укреплению здоровья дошкольников уделяется в детских садах.
Глава 4. Система народного образования в СССР
Понятие системы народного образования
Под системой народного образования понимается совокупность учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для осуществления целенаправленного обучения и воспитания населения каждой отдельной страны. Система народного образования возникает в период, когда образование становится достаточно распространенным, когда получают развитие не только учреждения для обучения и воспитания детей господствующего класса, но и появляются и различные школы для детей трудящихся.
Системы народного образования начали складываться в первую очередь в экономически развитых странах примерно с середины XVIII в. Слово «система» предполагает наличие определенных элементов, ставляющих ее структуру, и различных связей между ними.
Основными элементами (звеньями) системы народного образования являются начальное, среднее общее и профессиональное образование. Уже к середине XIX в. в большинстве развитых капиталистических стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении.
Звено, дающее среднее образование, как правило, включает несколько типов школ. Некоторые из них обеспечивают только общее образование, в других — получение общего образования сочетается с какой-либо практической или профессиональной подготовкой. В царской России это были, например, гимназии и реальные училища, куда детям трудящихся доступ практически был закрыт; в сегодняшней Англии — это грамматические, технические и современные школы, в США — школы с дифференцированным старшим звеном, имеющим различные уклоны (академический, технический и т. п.).
Для систем народного образования характерно наличие определенных связей между отдельными звеньями, дающими разные виды образования. Есть два принципиальных подхода к обеспечению этих связей: единая система, строящаяся на основе преемственности, обеспечивающей естественное продвижение с одной ступени образования на другую, и дуализм, т. е. наличие двух параллельных систем учебных заведений, при котором нет возможности перехода из учебно-воспитательных учреждений одной системы в другую.
На основе единства и преемственности построена система народного образования в СССР и других социалистических странах. По принципу дуализма созданы системы народного образования практически всех государств, в которых имеются антагонистические классы, где просветительная политика определяется интересами господствующих классов. При дуализме — двойной системе учебно-воспитательных учреждений — одна система предназначена для детей из привилегированных классов, другая — для детей эксплуатируемых.
Например, четко по принципу дуализма строится система народного образования в Англии.
Существует также два типа государственного управления учебно-воспитательными учреждениями: централизованное, когда оно осуществляется из единого центра (министерство, управление, отдел), и децентрализованное — местными органами, а центральное учреждение осуществляет лишь общий надзор, координацию, сбор информации. Примером централизованного управления народным образованием является СССР, где в соответствии с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании»» четко определены функции общесоюзных и республиканских органов управления народным образованием, децентрализованного — Соединенные Штаты Америки и Англия, где в результате этого наблюдается большая разница в положении разных школ, а также в уровне, качестве и объеме образования, даваемого однотипными школами.
Естественно, система народного образования в каждой стране носит конкретно-исторический характер, т. е. она обусловлена уровнем развития производительных сил и сложившимися производственными отношениями, отражает социально-экономические потребности общества, характеризуется рядом национальных черт и особенностей.
Наиболее отчетливо просветительная политика каждого государства отражена в тех принципах, которые положены в основу построения его системы народного образования.
Основные принципы народного образования в СССР
Основные принципы выражающие многовековые чаяния и тягу трудового народа к свету и знаниям, были определены в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса и свое дальнейшее развитие получили в работах В. И. Ленина и программных документах Коммунистической партии Советского Союза и Советского правительства. В 1973 г. Верховный Совет СССР утвердил «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Принципы, изложенные в статье 4 этого законодательного документа, соответствуют этапу развитого социалистического общества и представляют собой основу для дальнейшего совершенствования системы народного образования в СССР.
Первый принцип — равенство всех граждан СССР в получении образования независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, отношения к религии, имущественного и социального положения — является основополагающим, отражающим наши социальные достижения, подчеркивающим демократический дух всей системы народного образования и тесно связанным с осуществлением конституционного права каждого гражданина Советского Союза на образование.
До революции было много разных ограничений в получении образования. Так, в дворянские учебные заведения (кадетские корпуса, институты благородных девиц) могли поступить только дворяне. Существовали ограничения для всех нерусских народов.
Испытывали неравноправие женщины по сравнению с мужчинами: женская средняя школа давала знания в урезанном объеме; высшее образование для женщин было практически недоступно, только, в начале XX в. появились высшие женские курсы.
Выступая с резкой критикой состояния народного просвещения в России до революции, В. И. Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,— такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России».
Принцип обязательности образования для всех детей и подростков отражает заботу Советского государства об общем развитии и образовании всей молодежи и непосредственно связан с достигнутым уровнем развития производительных сил общества и производственными отношениями.
До революции в царской России 3/4 населения не могло ни читать, ни писать и только 20% детей посещали школу. Положение на ее окраинах, населенных нерусскими народами, было еще хуже: например, грамотных среди узбекского населения было около 3,6%, киргизского — 3,1%, таджикского —2,3%.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда надо было укреплять Советскую власть и восстанавливать разрушенную экономику страны, строить заново систему народного образования, не было возможности сразу ставить вопрос даже о введении всеобщего обязательного начального образования. Прежде всего нужно было ликвидировать массовую неграмотность. В этот период молодая и набирающая силы Советская республика выделяла большие средства на развитие просвещения, и к 40-м гг. неграмотность населения в возрасте до 50 лет была полностью ликвидирована.
По мере реализации курса на индустриализацию и развитие народного хозяйства потребность в повышении уровня образования населения стала ощущаться все острее, и в 1930 г., когда были созданы необходимые экономические условия, в СССР вводится всеобщее обязательное начальное четырехклассное обучение (с восьми лет). На это потребовалось три года.
К концу 30-х гг. в городах в основном было осуществлено семилетнее образование, а в 1939 г. на XVIII съезде партии была выдвинута задача введения всеобщего семилетнего обучения и постепенной подготовки к всеобщему, среднему образованию. Однако нападение на нашу страну фашистской Германии помешало претворению в жизнь намеченных планов.
Высокие темпы развития экономики в послевоенные годы создали предпосылки и сделали необходимым дальнейшее повышение уровня всеобщего обязательного обучения, срок которого в 1958 г. был продлен еще на один год и стал восьмилетним.
В Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии (1961), была выдвинута задача осуществления всеобщего среднего образования. На XXIV съезде КПСС (1971) отмечалась большая работа, проведенная в стране по поднятию образовательного и к