Цель коммунистического воспитания
Исходя из учения классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии человека как важнейшей составной части идеала коммунистического общества, можно сформулировать цель коммунистического воспитания. Целью коммунистического воспитания является подготовка всесторонне и гармонически развитого человека, активного строителя и защитника коммунистического общества.
Реализация этой цели требует глубокого понимания сущности и содержания понятия всесторонне развитого человека и выдвижения конкретных задач ее реализации, отражающих особенности социально-экономических условий, свойственных тому или иному этапу развития общества.
Н. К. Крупская в самом начале становления советской школы, раскрывая цель коммунистического воспитания, писала, что она заключается в воспитании всесторонне развитых людей, «имеющих цельное, продуманное мировоззрение, ясно понимающих все то, что происходит вокруг них в природе и общественной жизни; людей, подготовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания, красивую и радостную общественную жизнь».
История построения социализма в нашей стране есть вместе с тем история формирования социалистического типа личности, отличающейся особой идеологической направленностью и жизненной ориентацией, основные черты которой сформировались уже в новой советской школе, в условиях выполнения планов первых пятилеток, защиты Советской Родины от посягательств на ее независимость.
В Программе КПСС раскрыто общее содержание понятия новый человек, который должен гармонически сочетать в себе «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство».
В последнее время в ряде документов и материалов КПСС была дана глубокая характеристика личности советского человека. В них подчеркивается, что советскому человеку свойственна также гражданственность; он не отделяет себя от государства, считает государственные общенародные интересы своим кровным делом; его отличает идейная убежденность, патриотизм и интернационализм, стремление к высотам знаний и культуры, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, добросовестное отношение к труду, который становится содержанием всей его жизни.
Коммунистическое воспитание подрастающего поколения является важнейшей задачей советской школы. Она конкретизируется в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании». Будущие строители коммунистического общества должны быть воспитаны на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического отношения к труду. Советская школа должна воспитывать физически здоровых людей, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу.
В советской педагогике при разработке путей реализации цели коммунистического воспитания выдвигаются более частные задачи, связанные с осуществлением умственного, идейно-нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Выделение этих областей или составных частей коммунистического воспитания является несколько условным, поскольку все они теснейшим образом между собой связаны и выполнение задач в одной области непременно сказывается на других областях (например, обеспечение хорошего физического развития отражается и на решении задач умственного, эстетического и трудового воспитания). Условность выделения указанных областей проявляется и в том, что целый ряд специальных задач, в том числе требующих особого внимания, не может быть отнесен к какой-либо одной из них, а должен решаться в комплексе. Таковы, например, задачи идейно-политического и научно-атеистического воспитания, формирования коммунистического мировоззрения и ряд других, связанных с несколькими из этих областей.
Умственное воспитание
Ум, интеллект ребенка, его способность к мышлению проявляются и развиваются, если он находится в постоянном, повседневном контакте с людьми и если имеются условия для его нормального физического роста и развития. Однако развитие умственных сил и интеллектуальных способностей человека идет значительно интенсивней в условиях специального обучения и воспитания, поскольку воспитатели регулярно и систематически ставят перед ним познавательные задачи и вовлекают его в активную деятельность по их разрешению.
Умственное развитие - это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий. Оно связано с целенаправленной деятельностью воспитателей по развитию мышления учащихся, формировалию у них научного мировоззрения. В основе умственного воспитания лежит обучение, имеющее целью вооружение учащихся системой научных знаний, разного рода интеллектуальными и практическими умениями и навыками.
В. И. Ленин придавал большое значение овладению молодежью знаниями. В речи на III съезде РКСМ в 1920 г., призывая молодежь учиться, он говорил: «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». При этом В. И. Ленин подчеркивал, что для усвоения знаний не нужна зубрежка; самое главное в процессе усвоения полученных знаний - переработка их в сознании, формирование на их основе коммунистического мировоззрения. Эти ленинские указания и рекомендации особенно актуальны сейчас, в период бурного возрастания объема знаний, которыми нужно овладеть человеку.
Современный труд все больше основывается на широком круге общеобразовательных знаний. Изменяются определенным образом и требования к самому складу ума современного работника, от которого требуется значительно большая гибкость, широта и систематичность мышления, психологическая готовность к перемене условий труда и характера трудовой деятельности, связанным с модернизацией производства.
Возрастание объема научной и технической информации идет такими быстрыми темпами, что человеку постоянно приходится пополнять и обновлять свои знания. На XXIV съезде КПСС указывалось: «В наше время происходит настолько быстрое развитие во всех областях, что полученное в молодости образование - это лишь база, которая требует постоянного пополнения знаний». Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать. На XXV съезде КПСС товарищ Л. И. Брежнев подчеркивал: «Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации».
Таким образом, роль умственного воспитания в эпоху научно-технической революции значительно возрастает и оно приобретает ряд новых черт и особенностей.
Важнейшей задачей умственного воспитания является вооружение учащихся знаниями. Объем знаний, которыми овладевает современный молодой человек, определяется программой общего среднего образования, профилем последующей профессиональной подготовки, а также кругом личных познавательных интересов, удовлетворяемых на основе самообразования.
Другая не менее важная задача умственного воспитания - формирование научного мировоззрения, в основе чего лежит диалектико-материалистическое понимание научной картины мира, уяснение основных законов развития природы и общества. Составной его частью является выработка правильного отношения к религии, которое должно формироваться с позиций научного атеизма, на основе активного противопоставления научного материалистического и религиозного подхода к объяснению отдельных фактов и явлений.
Одной из важнейших задач умственного воспитания является развитие умственных сил и интеллектуальных потребностей учащихся. Она всегда была в центре внимания советской школы и педагогики. Увеличение доли умственного труда во всех профессиях и предъявление новых требований к характеру мыслительной деятельности работника современного производства вызвали в настоящее время заметное усиление внимания к этой области воспитания школьников и к подготовке их к жизни.
В задачу развития умственных сил и интеллектуальных потребностей детей входит пробуждение у них интереса к умственным занятиям, развитие способности к интеллектуальному усилию и длительной мыслительной деятельности, самостоятельному осмыслению фактов и закономерностей науки, умение оперативно пользоваться своими знаниями. Важным является формирование общей культуры умственного труда, в том числе вооружение учащихся приемами самостоятельного добывания знаний, выработка у них умений работать с разнообразными источниками получения информации. Все это должно помочь молодым людям в будущем ориентироваться во все усложняющемся процессе трудовой деятельности, осваивать то новое, что будет вноситься ходом развития науки и техники.
В период строительства коммунизма особое значение приобретает задача развития творческого мышления учащихся - способности к созданию общественно значимых ценностей, рационализаторству и изобретательству, совершенствованию организации и условий труда, решению новых, непредвиденных задач.
Успешное осуществление умственного воспитания зависит от содержания обучения, применяемых методов и способов организации познавательной деятельности учащихся, а также, конечно, от личности самого учителя.
Проведенная в стране перестройка школьного образования была нацелена не только на обновление его содержания, приведение его в соответствие с современным уровнем развития науки, техники, культуры, но и на внесение изменений в сами принципы организации учебного материала. Были четче выделены ведущие и определяющие научные и мировоззренческие идеи, усилены межпредметные связи между отдельными курсами и т. д.
Другой путь реализации задач умственного воспитания связан с применением передовых методов обучения, ориентированных на максимальное развитие познавательных творческих начал. В числе этих методов следует назвать проблемный подход к обучению, стимулирующий развитие творческого мышления, использование заданий, требующих поиска и нахождения наиболее рационального и экономного решения, а также заданий, направленных на развитие способности к переносу, т. е. умению выделить в частном общее и применить это общее к решению новых задач или к. работе над новыми объектами в других областях; исследовательские методы, дающие представление о методах самой науки и способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.
В связи с большим значением, которое придается сейчас подготовке человека к самостоятельному добыванию знаний, при организации занятий больше времени должно уделяться всем видам работы, опирающимся на самостоятельность учащихся, активизирующим их мышление, а также обучению их приемам самостоятельного добывания знаний, работе с разными источниками получения необходимой им информации.
Важно и овладение учащимися основными приемами культуры умственного труда: организации рационального режима учебной работы, правильного распределения времени и установления последовательности в выполнении разных видов умственной деятельности, выработке определенной рациональной системы интеллектуальной работы и т. д.
Основа для решения задач, умственного воспитания во многом закладывается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок получает первые представления о явлениях окружающей действительности и у него начинают формироваться познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) и первые интеллектуальные умения и навыки, развиваться любознательность и пытливость как предпосылки к познанию мира. Особенно целенаправленной является работа по умственному воспитанию ребенка в детских дошкольных учреждениях.
Необходимость решения новых задач в области умственного воспитания предъявляет значительно возросшие требования к образованию, общей и методической культуре учителя и воспитателя, их общему развитию. От них требуется собственная познавательная активность, наличие интереса к пополнению своих знаний. Педагог должен служить примером увлеченности своим предметом, проявлять творческий подход к его преподаванию, эрудированность и осведомленность о новейших достижениях в своей области и смежных областях, знание соответствующей литературы. Широкое общее образование нужно и воспитателю дошкольных учреждений.
Политехническое образование и трудовое воспитание
Большую роль в обеспечении правильного выборa профессии, формировании умения быстро ориентироваться в происходящих научно-технических переменах и постоянно осуществляемых нововведениях в технологических процессах играет политехническое образование.
Оно является важнейшей составной частью коммунистического воспитания, теснейшим образом связано с задачами умственного воспитания и подготовкой учащихся к труду.
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс, изучая тенденции развития общественного производства и машинной индустрии, указывали на необходимость и важность получения молодыми людьми политехнического образования, которое должно знакомить их с основными принципами всех процессов производства и одновременно давать «...навыки обращения с простейшими орудиями всех производств». Именно такое образование должно преодолеть пагубную односторонность развития рабочего при разделении труда в условиях машинного производства и помочь ему быстрее приспосабливаться к изменению характера труда в результате технических переворотов и возникновения новых отраслей промышленности.
Научное предвидение К. Маркса и Ф. Энгельса не могло получить отражение в практике обучения и воспитания детей в капиталистическом обществе, заинтересованном в односторонности и узости профессиональной и общеобразовательной подготовки работника производства. Рабочий в капиталистическом производстве должен быть всего лишь винтиком, слепо подчиняющимся воле тех, кто осуществляет управление и регулирует потребность в кадрах, используя свою власть для подавления инициативы и любого протеста со стороны рабочих против гнета капитала и жестокой эксплуатации наемной рабочей силы.
Только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда молодая Советская республика стала на путь создания своей промышленности и развития народного хозяйства на принципах социализма, со всей остротой возникла задача превращения рабочего из простого придатка машины в сознательного, инициативного и творческого работника, понимающего сущность и основы как технологических процессов, так и общих принципов организации и управления социалистическим производством.
С первых же шагов становления советской школы В. И. Ленин в качестве важнейшей выдвинул задачу осуществления общего и политехнического образования. Так, в разработанной при участии В. И. Ленина Программе партии, принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 г., было записано, что должно быть обеспечено введение «бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет».
В процессе практической реализации этого важнейшего принципа в советской школе В. И. Ленину приходилось неоднократно отстаивать общие марксистские позиции в понимании сущности и задач политехнического образования от тех, кто пытался подменить его профессиональным, требующим не осуществления широкой политехнической подготовки, а получения каждым школьником узкой профессии. Борьба между этими двумя направлениями в обеспечении подготовки учащихся к самостоятельному труду в той или иной форме неоднократно возобновлялась и в последующие годы.
Возражая против профессионализации обучения в школе, В. И. Ленин обращал особое внимание на важность и значение общеобразовательной подготовки как базы для усвоения научных основ и общих принципов организации современного производства. Придавая большое значение электрификации всей страны и электричеству как основному средству поднятия и развития социалистического производства, В. И. Ленин в содержание политехнического образования включал основные понятия об электричестве, применении его в механической и химической промышленности, знание основ агрономии, а также широкое ознакомление учащихся с электрическими станциями, заводами, совхозами.
Н. К. Крупская всецело поддерживала позиции В. И. Ленина по вопросам политехнического образования в школе и была активным пропагандистом марксистских идей в области соединения обучения с производительным трудом и осуществления принципа политехнизма при изучении основ наук. Развивая, в частности, положение о политехническом подходе к преподаванию общеобразовательных дисциплин, она писала, что принцип политехнизма «...должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении. Нужна взаимная увязка этих дисциплин и увязка их с обучением труду».
Задачи политехнического обучения, выдвинутые К. Марксом и Ф. Энгельсом и развитые В. И. Лениным, указавшим конкретные пути их реализации в условиях победившей пролетарской революции и строительства социализма, являются чрезвычайно актуальными и в настоящее время. Бурное развитие науки и техники, сокращение сроков освоения научных открытий производством, коренное совершенствование технологических процессов на многих предприятиях, создание новых научных отраслей, базирующихся на новейших научно-технических достижениях,- все зто еще раз подтвердило вывод об относительно меньшей ценности узкоспециальных, быстро устаревающих профессиональных знаний и показало большое значение общетеоретических и общеобразовательных. Только последние дают человеку возможность ориентироваться в самых различных видах производства, понимать сущность происходящих в них перемен и быстрее овладевать узкими профессиональными навыками и умениями, требуемыми новой техникой и технологией, приходящей на смену старой.
Именно поэтому в настоящее время, когда происходит изменение содержания образования, в Основах законодательства о народном образовании было подтверждено еще раз, что массовая средняя школа должна и дальше развиваться как трудовая, общеобразовательная, политехническая.
Политехническое образование в современной школе осуществляется в процессе преподавания основ наук, где (прежде всего при изучении предметов политехнического цикла - математики, физики, химии, биологии, географии и ряда других дисциплин) происходит ознакомление учащихся с научными принципами процессов, лежащих в основе важнейших отраслей современного производства, вооружение их знаниями в области техники и организации современного социалистического производства, а также в процессе специального трудового обучения.
Трудовое обучение в современной школе, включенное как учебный предмет в учебный план, начинается с I класса и имеет целью дать учащимся I-VIII классов первоначальный круг необходимых в жизни знаний и умений в области технического, сельскохозяйственного и бытового труда, развивать у них техническое мышление, конструкторские способности, воспитывать общую трудовую культуру. В обучении старшеклассников главным является овладение трудовыми навыками на основе понимания общих принципов функционирования современного производства. Эти знания даются на базе общего и политехнического образования. Большое значение имеет участие в научно-технических практикумах, которые проводятся в форме практических занятий в школе или специальной производственной практики. В последнее время большой размах приобретает трудовое обучение в межшкольных учебно-производственных комбинатах.
Для плодотворного решения задач развития творческого технического мышления важно привлекать учащихся к различным видам технического творчества и конструирования. Такого рода деятельность может иметь место как в процессе практических занятий, так и во внеклассной работе - в различного рода технических кружках и секциях, при осуществлении технического переоснащения школы: оборудовании кабинетов современными техническими средствами, создании автоматизированных классов программированного обучения, лингафонных кабинетов, монтаже школьного радиоузла и т. п.
Организация различных практикумов (с использованием доступной для школы производственной базы), сочетающихся С факультативными занятиями, дает возможность усилить изучение теоретических основ трудовых процессов и облегчить овладение практическими умениями и навыками. Опыт проведения разнообразной внеклассной работы в области технического творчества в настоящее время тщательно изучается и обобщается в целях изыскания наилучших путей решения на данном этапе задач политехнического образования, и трудового воспитания, подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» определена главная задача общеобразовательной школы - последовательное претворение в жизнь решений XXV съезда КПСС и положений новой Конституции СССР о развитии всеобщего обязательного среднего образования, дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса. Это обеспечивает подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества. В постановлении указано на необходимость осуществления многих конкретных мер, направленных на всестороннее улучшение трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе.
Осуществление всеобщего обязательного среднего образования предоставляет каждому широкие возможности избирать профессию по призванию с учетом как своих личных склонностей и интересов, так и общегосударственной потребности в специалистах разного профиля.
Понятие «трудовое воспитание» в целом более широкое, чем «политехническое образование», которое является лишь одним из путей подготовки учащихся к участию в общественном производстве. Трудовое воспитание включает как важнейшую задачу выработку коммунистического отношения к труду, уважения ко всякому труду и к людям труда, формирование потребности трудиться, чтобы труд стал первейшей необходимостью человека, вступающего в жизнь.
Основы трудового воспитания закладываются уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка воспитывается уважение к труду взрослых и он сам вовлекается в определенные виды трудовой деятельности по самообслуживанию, выполнению хозяйственно- бытовых дел, в работу на участке детского сада, в огороде и т. п.