Воспитание и возрастные особенности развития человека
Воспитательная работа всегда ориентирована на определенную возрастную группу. В соответствии с возможностями и особенностями возраста выдвигаются воспитательные задачи и выбираются средства и методы педагогического воздействия.
В различных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется дифференцированная работа с отдельными возрастными группами. В жизни человека принято выделять дошкольный, школьный возрастной период и период социальной зрелости — взрослость. Внутри каждого из этих периодов есть более короткие возрастные этапы, характеризуемые определенным своеобразием развития человека. Так, дошкольный возраст подразделяется на период раннего детства — до двух лет, собственно дошкольный — с двух до семи лет. Школьный возраст в соответствии с основными этапами обучения и воспитания подразделяется на младший — 7—9 лет (I—III классы), младший и средний подростковый возраст — 10—12 лет (IV—VI классы), старший подростковый возраст — 13—15 лет (VII—VIII классы) и юношеский возраст — 16—17 лет (IX—X классы).
Следует, однако, иметь в виду, что названные границы условны. Нужно принимать во внимание и некоторые новые явления, оказывающие определенное влияние на эти границы: наблюдаемое за последнее время более раннее физическое созревание и умственное развитие детей — акселерация, причины которой в целом еще недостаточно выяснены; более позднее наступление эциальной зрелости юношества, усиление разрыва между физическим созреванием и гражданским, между наступлением половой зрелости и достижением экономической самостоятельности человека. Определение возрастных границ отдельных этапов развития имеет большое значение для установления сроков начала занятий, объема учебной нагрузки, режима дня учащихся, выбора средств и методов обучения и воспитания, для решения многих вопросов, связанных с медицинской и юридической практикой, с нормативами и судейством в спорте и т. п.
Дошкольный возраст — это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень болылой путь развития. Это период интенсивного физического роста и общего укрепления организма, развития головного мозга и всех основных функций организма. В этот период весьма заметно проявляются не только общие возрастные особенности, но и индивидуально-типологические черты.
Типологические черты обусловливаются прежде всего наличием у ребенка нервной системы определенного типа. Как известно, в соответствии с учением И. П. Павлова, таких основных типов может быть четыре: сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный); холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный) ; флегматический (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхолический (слабый). Особые свойства отдельных, типов нервной системы составляют природную основу индивидуально-психологических различий в области темперамента, в психических реакциях при взаимодействии с окружающей действительностью. Однако практически в чистом виде эти типы нервной системы встречаются редко. Чаще всего ребенка можно отнести к промежуточному типу с тяготением (приближением) к одному из основных.
Специальными исследованиями и изучением практики доказана возможность изменения в известных пределах типа высшей нервной деятельности под влиянием целенаправленного воспитания, обстоятельств и условий жизни, в результате чего характерные Особенности проявления их могут быть стертыми. Наиболее отчетливо, в «чистом» виде особенности поведения и темперамента ребенка, связанные с проявлением типа высшей нервной деятельности, выступают в самом младшем возрасте. Эти особенности проявляются как в простейших реакциях на воздействие режима (переход от сна к бодрствованию, задержка кормления), так и во все усложняющихся контактах и взаимодействиях с окружающими взрослыми и сверстниками (выполнение требований родителей и других взрослых, отношения с другими детьми в играх и т. п.).
В дошкольном возрасте развиваются потребности и формируются на этой основе разнообразные интересы. Путь развития потребностей за этот период весьма значителен — от органических, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни, до социальных (в деятельности, общении), в основе которых лежит стремление ориентироваться в окружающей ребенка действительности, исследовать ее. Важнейший интерес в этот период — познавательный, обеспечивающий развитие у детей любознательности.
В своей деятельности ребенок проходит путь от интереса к процессу совершения действий до интереса к результатам своей деятельности, когда появляется определенная целеустремленность в действиях: ребенок постепенно начинает видеть цель и выбирает способы, обеспечивающие ее достижение.
В сфере общения и установления контактов с другими людьми все более заметно проявляется способность строить эти отношения дифференцированно, на основе осознания того, что можно и что нельзя (например, при общении с матерью и с воспитателем в детском саду).
В период дошкольного детства начинают проявляться такие индивидуальные особенности, как склонность к определенным видам деятельности (рисованию, пению и др.), стремление быть в кругу детей или действовать в одиночку, выявляется умение подчиняться требованиям или нежелание считаться с ними и т. п.
К концу дошкольного детства у ребенка накапливаются некоторый социальный опыт и знания, определяющие его готовность к поступлению в школу.
Следует особо подчеркнуть, что исследования ученых и наблюдения за детьми, воспитывавшимися до школы в разных условиях, показывают, что правильно поставленное дошкольное воспитание имеет решающее значение для всего последующего физического и духовного развития ребенка.
Младший школьный возраст — это также значительный этап в жизни и развитии ребенка. Младший школьник проходит сложный путь от новичка-первоклассника, только переступившего порог школы, до ученика, хорошо освоившего режим и ритм школьной жизни, овладевшего значительным багажом знаний, активно включившегося в общественную жизнь школы, приобщившегося к делам пионерской организации. В этот период начинается усиленное развитие умственных сил, происходит дальнейшее физическое, нравственное и эстетическое развитие.
Под влиянием систематического обучения и воспитания многие различия в образовательно-воспитательной подготовке ребенка, имевшиеся в начале школьного обучения, постепенно сглаживаются. На первое место выступает то, что дети получают в школе, что формируется у них в процессе общения с учителем и другими учениками и что позволяет говорить о некоторых общих чертах и качествах детей младшего школьного возраста.
В процессе обучения и воспитания в начальной школе значительное развитие получают познавательные интересы. От учителя, применяемых им методов обучения и способов оценки успехов учащихся зависит, чтобы огромный интерес к познанию, с которым ребенок приходит в школу, получил подкрепление и дальнейшее развитие, а не оказался бы заторможенным порицаниями и плохими оценками. Под воздействием порицания или осуждения ребенок может потерять веру в свои силы и утратить имевшийся у него в самом начале интерес к учению.
В этом возрасте могут более отчетливо проявляться склонности и задатки к отдельным видам искусства — рисованию, музыке, танцам; к определенным областям знания — математике, языкам. Под влиянием обучения у учащихся вырабатывается ряд умений, необходимых для самостоятельного овладения знаниями, работы с различными учебными материалами.
Усиливается потребность в общении. Между отдельными детьми устанавливаются довольно четко выраженные отношения дружбы и товарищества. Отношения эти избирательны, в их основе лежит проявление определенных индивидуальных черт и качеств, способствующих (или неблагоприятствующих) установи лению дружеских контактов, например общительность, инициативность, отзывчивость или замкнутость и т. п. Большую роль в возникновении хороших товарищеских отношений между всеми детьми и регулировании их может и должен играть учитель, который учитывает индивидуальные особенности детей, испытывающих затруднения в установлении отношений с другими детьми, помогает формировать мотивы дружбы.
В силу большой внушаемости детей этого возраста авторитет родителей продолжает оставаться значительным. Авторитет же учителя практически всегда непререкаем, и поэтому сила воздействия его на личность младшего школьника чрезвычайно велика. Начало подросткового возраста совпадает с переходом ученика в IV класс, завершение — с окончанием восьмилетней школы.
Подростковый возраст весьма сложен для учебно-воспитательных воздействий. В основе трудностей лежат особенности физиологических процессов, происходящих в организме подростка, и их отражение в общем развитии, что приводит к значительной неуравновешенности его поведения, легкой возбудимости нервной системы и даже отдельным срывам.
У детей этого возраста при быстром росте трубчатых костей наблюдается некоторое отставание в росте мышц, что приводит к известной угловатости и неловкости движений. Отмечается некоторая нерегулярность в снабжении кровью головного мозга, что вызывает повышенную раздражимость и быструю утомляемость.
В этот период развивается чувство взрослости, вызывающее стремление избавиться от опеки старших (и родителей, и учителей), а отсюда — известный негативизм в поведении, сопротивление воспитательным воздействиям, склонность к противоречию, отстаивание своих прав и желание поступать по-своему.
Значительно расширяется круг интересов подростка. Он увлекается чтением лриключенческой литературы, фильмами с героической тематикой, его тянет к общению с интересными (с его точки зрения) людьми, в числе которых оказываются иногда и не самые достойные.
Появляется интерес к профессиям. Подростки начинают задумываться о выборе пути по окончании школы. Усиливаются патриотические чувства, мечты о подвигах.
Усиливается и потребность в общении со сверстниками. Дружеские связи и привязанности становятся более устойчивыми и крепкими. Причем в основе их возникновения часто лежит общность интересов и увлечений. Дружба между девочками и мальчиками в этот период возникает реже, хотя у них начинает проявляться взаимный интерес.
В воспитательной работе с подростками особое значение имеют чуткость и такт, проявление уважения, к праву на самостоятельность (в рамках соблюдения общих требований, предъявляемых школой и родителями). Большую, роль может сыграть в этот период пробуждение у подростков интереса к самовоспитанию, и прежде всего на основе стремления подражать любимым героям. Этот же интерес следует использовать для правильного выбора профессии, если подросток уже должен решать вопрос об этом к моменту окончания VIII класса, и выбора пути завершения полного среднего образования.
В воспитании учащихся старшего школьного (юношеского) возраста роль учителя особенно возрастает. Это период активного формирования основ мировоззрения молодого человека, усвоения им системы научных, этических и эстетических представлений, взглядов и убеждений, которые должны затем служить руководством в выборе жизненного пути. Школьники этого возраста активно участвуют в работе комсомольской организации.
В этом возрасте происходит сглаживание и постепенное исчезновение противоречий в характере и диспропорций в физическом развитии, наблюдавшихся в подростковом возрасте.
На этом этапе возрастного развития особенно заметно проступают индивидуальные различия. Но вместе с тем более отчетливо видны и социально-типизированные черты личности и формы поведения, которые школа стремилась сформировать у учеников на протяжении всех десяти лет обучения и воспитания. В первую очередь это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность нашей молодежи.
У многих старшеклассников заметно проявляются склонности и интересы к определенным видам деятельности или профессиям, подкрепляемые уверенностью в их праве на свободный выбор жизненного пути и получение образования, необходимого для овладения избранной профессией, а также сознание того, что использование этого права зависит от знаний и настойчивости самого ученика.
В эти годы еще больше развивается чувство собственного достоинства советского молодого человека. Учителю очень важно суметь добиться у старшеклассников доверия и уважения, чтобы стать действительно их духовным наставником, помочь им разобраться в волнующих их вопросах, определить свое место в жизни.
Глава 3. Цель и задачи коммунистического воспитания